Главная > О библиотеке > Направления деятельности > СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВАК
В рамках основной профессиональной деятельности сотрудники библиотеки могут вести научные исследования фундаментального и прикладного характера в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения, а именно: теории, истории, методологии, организации, технологии, управления и технического обеспечения библиотечной, библиографической, книгоиздательской и книготорговой деятельности.
Этим направлениям соответствует специальность 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» по классификатору ВАК. В зависимости от конкретной области исследования может быть присвоена ученая степень в области педагогических, исторических, филологических или технических наук.
Формула специальности:
Библиотековедение, библиографоведение и книговедение – научная специальность, включающая исследования и разработки в области теории, истории, методологии, организации, технологии, управления и технического обеспечения библиотечной, библиографической, книгоиздательской и книготорговой деятельности. Значение решения комплекса проблем данной специальности для народного хозяйства, науки, культуры и образования заключается в том, что в книге как широко понимаемом объекте исследования материализованы все знания и деятельность человечества.
Области исследований:
1. Предмет, сущность, структура, функции, задачи, методология, значение библиотековедения, библиографоведения и книговедения и их место в системе научных дисциплин. Информационная природа библиотечной, библиографической, книгоиздательской и книготорговой деятельности.
2. История книги, библиотеки, библиографии. История и историография книгоиздательской, книготорговой, библиотечной и библиографической деятельности. История библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Палеография, филигранология, библиополистика. Вклад выдающихся деятелей книги в развитие соответствующих научных дисциплин.
3. Библиотека и библиография как системные социальные объекты, их место в системе информации, документальных коммуникаций, культуре. Типология и классификация библиотек. Электронные библиотеки. Библиотечно-информационные ресурсы. Библиотечно-информационная деятельность, организация технологических процессов, использование современных информационно-коммуникационных технологий. Формирование и сохранение библиотечного фонда, каталогизация, систематизация и предметизация, справочно-библиографический аппарат. Библиотечное обслуживание. Библиотечный менеджмент. Компонентная и видовая структура библиографической деятельности, технология и методика составления библиографических пособий, библиографическая эвристика.
4. Производство и распространение книги. Типология и семиотика книги. Классификация произведений и изданий. Семантический, синтаксический и прагматический аспекты книги, их соотношение с материальной ее составляющей. Эстетика и искусство книги. Теория и методика редактирования произведений разного вида и жанра. Шрифтоведение.
5. Организация и государственная политика в области библиотечной, библиографической, книгоиздательской и книготорговой деятельности. Обязательный экземпляр, библиотечное и книготорговое законодательство, авторское и издательское право. Управление библиотечно-библиографическим, редакционно-издательским и книготорговым делом. Стандарты и технические регламенты, персонификация обслуживания, продуктов и услуг. Изучение опыта этих видов деятельности за рубежом и международное сотрудничество в этой области.
6. Экономика библиотечно-библиографической и книгоиздательской деятельности. Маркетинговая ориентация библиотечно-библиографических продуктов и услуг, проблемы их платности. Книжный рынок, логистика, ценовая политика, реклама. Библиотечная и книжная статистика.
7. Человек и книга. Читатель книги в библиотеке, потребитель информации, пользователь автоматизированных библиотечно-библиографических систем, покупатель книги и подписчик на издание. Профессиональные этические взаимоотношения в библиотечном, книгоиздательском и книготорговом социальных институтах. Социология книги, библиопсихология. Культура чтения, информационная культура. Воспитательное воздействие книги, библиотеки, библиографии. Руководство чтением. Библиофилия, книжное коллекционирование: принципы и методы, социальное, общекультурное и педагогическое значение. Библиотерапия. Подготовка кадров и кадровая политика в библиотечно-библиографической, книгоиздательской и книготорговой деятельности, статус и социальные функции работника книги.
8. Разработка технического обеспечения библиотечной, библиографической, книгоиздательской и книготорговой деятельности. Требования к проектированию зданий и техническому оснащению библиотек, полиграфических предприятий, книжных магазинов. Разработка специализированных технологий и технических средств для библиотечно-библиографической, издательской и книготорговой деятельности. Исследование тенденций развития и моделирование программных и аппаратных средств для соответствующих автоматизированных систем. Методология, теория и методика создания и использования мультимедийных документов, электронных изданий, электронных каталогов, электронных библиотек, сетевых книжных магазинов. Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы. Использование электронных сетей в целях библиотечно-информационного обслуживания, электронная доставка документов.
Отрасль наук:
Педагогические науки (за исследования, соответствующие любому из пунктов настоящего паспорта, кроме п. 4), технические науки (за исследования, соответствующие п. 8), исторические науки (за исследования, соответствующие п. 2), филологические науки (за исследования, соответствующие п. 4)
Также библиотекари могут защищаться по социологическим и философским специальностям
22.00.06 Социология культуры, духовной жизни
Содержанием специальности 22.00.06 – «Социология культуры, духовной жизни» является исследование социальных взаимодействий в сфере культуры и духовной жизни, социальных условий создания, трансляции и воспроизводства культурных норм и ценностей, знаний, идей и представлений, образцов поведения, символов и пр. Основными объектами исследования в рамках специальности являются культура, наука, образование, искусство, религия, средства массовой информации, досуг в аспекте их современного состояния и тенденций развития. Исследование социологических проблем культуры, духовной жизни проводится на основе анализа российского и зарубежного опыта с использованием современных теоретических подходов и эмпирических процедур.
22.00.08 Социология управления
Содержанием специальности 22.00.08 – «Социология управления» является исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), социальные группы и организации, на сознание и поведение людей. В проблемном поле социологии управления разрабатываются концепции управленческого процесса как особого типа социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами. Социологические перспективы исследования субъектно-объектных отношений в процессе управления определяются изучением, с одной стороны, институтов управления (механизмов отбора и подготовки персонала; специализации в разделении ролей и функций; иерархии статусных позиций, механизмов контроля и оценки поведения персонала и др.), а с другой – социальных результатов принимаемых управленческих решений (оценки эффективности и качества управления, межличностных отношений в процессах управления, ценностных ориентаций, мотивации и степени участия индивидов в управлении и др.).
09.00.11 Социальная философия
Содержанием специальности 09.00.11 – «Социальная философия» является исследование основных проблем, конституирующих предмет социальной философии: природа социально-философского познания, его место и роль в системе обществознания; способ существования социальной действительности, социум как надорганическая реальность, связь и соподчинение социального и природного; общество как организационная форма воспроизводства социальности, анализ универсальных законов его строения, функционирования и саморазвития; история как событийный процесс развития и взаимодействия реальных стран, народов и цивилизаций; типологические характеристики исторического процесса, аксиологические измерения человеческой истории; историософия ХХ века, исторические судьбы России, проблемы модернизации и выбора современных цивилизационных ориентиров развития.
Подробную информацию смотрите на сайте Высшей Аттестационной Комиссии при министерстве образования и науки РФ:http://vak.ed.gov.ru/
Последнее изменение: 30 октября 2015 16:13