Главная > О библиотеке > Наши проекты > АПРЕЛЬ
28 АПРЕЛЯ113 лет со дня рождения Осеевой-Хмелёвой Валентины Александровны
(1902–1969), советской детской писательницы.
Родилась в Киеве, родители были причастны к революционной деятельности большевиков, поэтому часто меняли место жительства. Училась на драматическом факультете института имени Н. Лысенко. С 21 года в течение шестнадцати лет работала в трудовых коммунах для беспризорных детей. На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка». А в 1940-м вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
Она много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы: «Отцовская куртка», «Мой товарищ», «Волшебное слово», повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1951), за которую получила Сталинскую премию третьей степени. В конце 1950-х годов вышли повести «Динка» и «Динка прощается с детством», во многом автобиографичные.
Повесть «Васек Трубачев и его товарищи» рекомендовалась для внеклассного чтения, другие – о Динке – зачитывались советскими школьниками буквально до дыр.
69 лет назад (1946) на экраны вышел фильм-сказка режиссера Александра Птушко «Каменный цветок» (другое название «Уральский сказ») – экранизация уральских сказов П. П. Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер»
Известность к Павлу Бажову пришла, когда писателю исполнилось уже шестьдесят лет. Его сборник «Малахитовая шкатулка» вышел в 1939 году. Признание автору принесла уникальная авторская обработка уральских сказов. «Каменный цветок» – это сказ об уральском мастере-камнерезе Даниле, который своим искусством восхитил Хозяйку Медной горы. Но Данила не удовлетворен, он хочет достичь совершенства.
Хозяйка Медной горы призывает мастера к себе в подземное царство, чтобы он создал каменный цветок, который будет неотличим от настоящего. Она полагает, что ее красота, несметные богатства и возможность достижения высшего мастерства заставят камнереза забыть о мире людей и вечно находиться в ее власти. Хозяйке не удается покорить сердце мастера, и она отпускает его в мир людей, к любимой девушке. С собой Данила уносит познанную им тайну камня.
В ролях снимались: Владимир Дружников (Данила-мастер), Тамара Макарова (Хозяйка Медной горы), Михаил Яншин (приказчик) и др.
37 лет назад (1978) в Большом театре состоялась премьера одноактного балета на музыку Евгения Светланова «Калина красная» по одноименной повести Василия Шукшина
Двумя годами раньше, в 1976 году Светланов написал симфоническую поэму «Калина красная», которая считается его самым популярным произведением как композитора. По этой же повести создан широко известный художественный фильм В. М. Шукшина, его последняя работа (режиссер скончался 2 октября 1974 года). На экраны в СССР фильм вышел 25 марта 1974 года.
Сюжет фильма несложен: выйдя из колонии, вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе решает податься в деревню, где живет незнакомка Люба, с которой он переписывался – ведь надо немного осмотреться. Но жизнь в деревне рушит все планы Егора, и он решает навсегда порвать с прошлым. Теперь у него есть друзья, работа, любимая женщина. Однако бывшие друзья-преступники Егора не собираются мириться с его новым образом жизни.
27 АПРЕЛЯ
55 лет со дня премьеры (1960) 1-й серии экранизации романа Михаила Шолохова «Поднятая целина»
Трехсерийный цветной художественный фильм поставлен на киностудии «Ленфильм» режиссером Александром Ивановым. Первый том романа опубликован в 1932 году, второй – в 1959-м.
События романа разворачиваются на Дону в разгар коллективизации, в 1930 году. На хутор Гремячий Лог по заданию партии приезжает коммунист, двадцатипятитысячник, бывший моряк и рабочий Ленинградского завода, Семен Давыдов. Он знакомится с руководителем местной партийной ячейки Макаром Нагульновым и председателем гремячинского сельсовета Андреем Размётновым. Вместе им меньше чем за год удается организовать Гремячинский колхоз, преодолевая недоверие «середняков», борясь с вредительством и бесхозяйственностью.
В фильме снимались популярные актеры советского кино: Петр Чернов (Давыдов), Евгений Матвеев (Нагульнов), Федор Шмаков (Размётнов), Владимир Дорофеев (дед Щукарь), Людмила Хитяева (Лушка), Петр Глебов, Андрей Абрикосов, Николай Крючков и др.
26 АПРЕЛЯ
186 лет со дня рождения (14 апреля по ст. ст.) Данилевского Григория Петровича (1829–1890), русского писателя и публициста
Родился на Украине в семье помещика. Получил юридическое образование в Петербургском университете, служил в Министерстве народного просвещения. Затем вышел в отставку и жил в собственных имениях.
В 1880-е годы писатель создал свои исторические произведения: «Мирович», «Княжна Тараканова», «Сожженная Москва», «Черный год», «На Индию при Петре», а также трилогию о жизни Приазовского края («Беглые в Новороссии», «Беглые воротились» и «Новые места»). Будучи занимательным рассказчиком, Григорий Петрович создавал экстраординарные сюжеты, и его произведения читаются с большим интересом. Существует около 100 переводов разных сочинений Данилевского, и он справедливо назван западными критиками «русским Фенимором Купером».
В фантастическом рассказе «Жизнь через сто лет» Г. П. Данилевский описывает 1968 год: вода, тепло и электричество подаются централизованно, по телефону транслируются спектакли, под землей между Англией и Францией проходит железная дорога, а на месте Сахары плещется искусственное море…
85 лет со дня рождения Шастина Анатолия Михайловича (1930–1995),
писателя, журналиста, краеведа, редактора
Родился в Иркутске, окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета в 1952 году. Сотрудничал с газетами «Советская молодежь», «Пионерская правда», «Советская культура», работал на Иркутском радио для детской аудитории, занимался организаторской деятельностью в Иркутском отделении Союза писателей СССР. Выпустил свою первую книгу «О чем шептали деревья» (1957), затем – «Таежные звезды» (1963), «… И сближаются годы» (1964), «Пять цветов августа» (1967), «Шаг до истины» (1969), «Час выбора» (1979), «Время стрекоз» (Книга в трех повестях, 1983) и др. Его произведения публиковались в альманахе «Ангара», журналах «Дружба народов», «Мурзилка», «Советская женщина», «Урал», газетах «Литературная Россия», «Литературная газета» и других изданиях. Шастин – автор сказок, рассказов, повестей, романа. Произведения писателя переведены на болгарский, немецкий, эстонский языки.
Член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры РСФСР. В Иркутске произведения А. М. Шастина включены в региональную школьную программу по внеклассному чтению.
24 АПРЕЛЯ
224 года со дня рождения (13 апреля по ст. ст.) Бестужева Николая Александровича (1791–1855), историка русского флота, писателя и художника
Родился в семье артиллерийского офицера в Санкт-Петербурге. Окончил Морской кадетский корпус в звании гардемарина. Служил на флоте. В 1824 году произведен в капитан-лейтенанты. С июля 1825 года – директор Адмиралтейского музея, за что получил от друзей прозвище «Мумия». С 1818 года сотрудничал с альманахом «Полярная звезда», журналами «Сын отечества», «Благонамеренный» и др. Являлся членом масонской ложи «Избранного Михаила».
В 1824 году принят в Северное общество, автор проекта «Манифеста к русскому народу». 12 декабря 1825 года вывел на Сенатскую площадь Гвардейский экипаж. Арестован 16 декабря 1825 года, осужден по II разряду и приговорен «в каторжную работу вечно». Вместе с братом Михаилом отправлен в Сибирь – в Читинский острог и в Петровский завод, с 1839 года – на поселении в г. Селенгинске. Срок каторги Бестужеву был сокращен до 13 лет.
Николай Бестужев на каторге и поселении занимался сапожным, ювелирным, токарным и часовым делом, проводил метеорологические, сейсмические и астрономические наблюдения, проводил исследования по этнографии и археологии, собирал бурятские песни и сказки. В 1841 году приехал в Иркутск, где пробыл почти год, написав 72 портрета, в том числе членов семей генерал-губернатора Руперта, купцов Трапезниковых, Сукачёвых, Наквасиных, Басниных и других (115 портретов). В 1855 году создал детские портреты – внука С. Г. Волконского и детей своего близкого друга И. С. Персина, у которого он проживал в Иркутске.. Работал акварелью, позднее маслом на холсте. Умер 15 мая 1855 года, простудившись в марте в дороге от Иркутска до Селенгинска.
Литературное наследие Н. Бестужева: «Опыт истории российского флота» (1822), «Русский в Париже в 1814», «Записки о Голландии 1815 года», «Заметки о войне 1812», «Рассказы и повести старого моряка» (1860), «Гусиное озеро» (этнографический очерк в соавторстве с П. А. Кельбергом).
23 АПРЕЛЯ
185 лет со дня рождения Жемчужникова Владимира Михайловича (1830–1884), русского поэта и публициста
Родился в семье сенатора в Санкт-Петербурге, был самым младшим из братьев. Воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге, затем учился в Петербургском университете, который окончил в 1854 году. Потом недолго служил в Тобольске чиновником особых поручений при губернаторе, в следующем году в составе ополчения участвовал в Крымской войне, вышел в отставку поручиком. С 1857 года – на государственной службе, но ни в одном ведомстве не уживался из-за суровой честности и принципиальности.
Современники отмечали его как натуру богато одаренную, пылкую, отзывчивую и увлекающуюся; вместе с тем он отличался трудолюбием, способностью ко всякой сложной и усидчивой работе, а чистота его помыслов и стремлений, честность и правдивость были поистине высокого закала. В последние годы, перед отъездом во Францию на лечение, был директором канцелярии министра путей сообщения, действительным статским советником.
Литературная деятельность В. М. Жемчужникова связана с участием в создании сочинений Козьмы Пруткова совместно с братом Алексеем Жемчужниковым и писателем Алексеем Толстым. В начале 1850-х годов, когда возник образ Козьмы Пруткова, Владимир Жемчужников был еще студентом Петербургского университета. Он обладал замечательным даром художественной имитации, легко и тонко высмеивал манеру любого поэта. По количеству произведений Владимир Жемчужников стоит на первом месте среди авторов Козьмы Пруткова.
Для первого «Полного собрания сочинений Козьмы Пруткова» Владимир Михайлович собрал все написанные и ранее опубликованные издания: стихотворения, драматические произведения, басни, мысли и афоризмы. Им составлены «биографические сведения» о Козьме Пруткове. Много сил отдал В. Жемчужников, чтобы издать полное собрание сочинений. Оно готовилось к изданию еще в 1850-е годы, но впервые появилось только в 1884 году при участии Алексея Жемчужникова.
До 1917 года сочинения Пруткова выдержали 12 изданий. В советское время «Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова» выходило много раз. Почти во всех изданиях сохранена композиция, разработанная Владимиром Жемчужниковым.
22 АПРЕЛЯ
116 лет со дня рождения (10 апреля по ст. ст.) Набокова Владимира Владимировича (1899–1977), русского и американского писателя, поэта, переводчика, литературоведа и энтомолога
Родился в Санкт-Петербурге в состоятельной дворянской семье. В 1916 году Набоков, будучи учеником Тенишевского училища, на собственные деньги издал в Петербурге первый поэтический сборник «Стихи» (68 стихотворений, которые он впоследствии никогда не переиздавал). Октябрьская революция заставила Набоковых перебраться в Крым, где к Владимиру пришел первый литературный успех – его работы печатались в газете «Ялтинский голос» и использовались театральными труппами, во множестве спасавшимися здесь от опасностей революционного времени.
В апреле 1919 года Набоковы навсегда покинули Россию. Впоследствии Владимир Набоков жил в Германии, Франции, Америке, Швейцарии, писал на английском языке. Произведениям Набокова присуща сложная литературная техника, глубокий анализ эмоционального состояния персонажей, непредсказуемый, почти триллерный сюжет. Среди них романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар».
В США Набоков создал скандально известный романом «Лолита», тема которого являлась немыслимой для своего времени. Однако роман был издан и быстро принес его автору мировую славу и финансовое благосостояние. «Лолита» привлекла внимание кинематографа и театра (экранизации – 1962, 1997, телеверсии – 1992, 2002). Писатель профессионально занимался энтомологией, он открыл многие виды бабочек, в его честь были названы свыше 20 видов бабочек и род бабочек Nabokovia, являлся куратором коллекции бабочек в Музее сравнительной зоологии Гарвардского университета.
«Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце – по-русски, и мое ухо – по-французски» (В. Набоков о себе).
107 лет со дня рождения Ефремова Ивана Антоновича (1908–1972), советского писателя-фантаста, ученого-палеонтолога
Родился в семье лесопромышленника на Гатчине (ныне Ленинградская область), позднее с семьей жил на Украине, участвовал в событиях гражданской войны «сыном пока». С 1921 года учился в Ленинграде, участвуя в палеонтологических экспедициях, совмещая учебу с заработками на жизнь. В 1937 году Ефремов экстерном окончил Ленинградский горный институт. За два года до этого он стал кандидатом, а в марте 1941 года – доктором биологических наук. По впечатлениям экспедиций в Монголию конца 1940-х годов, которой, как заведующий отделом древних позвоночных Палеонтологического института, руководил Ефремов, им написана документальная повесть «Дорога ветров».
С 1947 года он пишет чисто фантастические произведения («Туманность Андромеды», «Час Быка», «Таис Афинская», дилогия «На краю Ойкумены», «Лезвие бритвы»). Роман «Туманность Андромеды» (1957) – это произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращенной ее жителями в цветущий сад. Человечество существует в коммунистическом обществе – без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти. Другие реальности отражены в романе-предупреждении «Час Быка» (1968) о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией.
Официальная точка зрения трактовала произведение как карикатуру на СССР и «клевету на советскую действительность», роман изымался из библиотек и не переиздавался до конца 1980-х. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества сформировали у писателя феномен предчувствия и предвидения, а также дар футуролога. Им были предсказаны, например, открытие месторождений алмазов в Якутии («Алмазная труба») и ртутных руд на Южном Алтае («Озеро горных духов»), голография («Тень минувшего», «Звездные корабли»); в романе «Туманность Андромеды» – трехмерное телевидение, электронная книга, Интернет, костюм – «прыгающий скелет», который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение.
По мнению автора, главным двигателем прогресса является не совершенство техники, а эволюция человека, именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.
20 АПРЕЛЯ
82 года назад (1933) издательство «Журнально-газетное объединение» (а с 1938 г. – издательство «Молодая гвардия») по инициативе А. М. Горького приступило к выпуску серии «Жизнь замечательных людей».
Первоначально эта серия биографических и художественно-биографических книг выпускалась издательством Ф. Ф. Павленкова с 1890 по 1924 год (200 выпусков). Первой в «горьковской» серии была напечатана книга «Генрих Гейне» А. Дейча.
В годы Великой Отечественной войны серия выходила под названиями «Великие люди русского народа» (1943–1944; 14 выпусков) и «Великие русские люди» (1944–1945); 14 выпусков).
В «Молодой гвардии» параллельно издаются серии «Жизнь замечательных людей: Серия биографий», «Жизнь замечательных людей. Малая серия: Серия биографий» и «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается…»
Всего в серии вышло более 1400 книг общим тиражом более 100 миллионов экземпляров. В апреле 2011 года, к 50-летию первого полета человека в космос в серии вышла новая биография Ю. А. Гагарина, ставшая юбилейным, 1500-м выпуском.
104 года со дня рождения Маркова Георгия Мокеевича (1911–1991), русского советского писателя и общественного деятеля
Родился в многодетной семье охотника-промысловика в Томской губернии. Марков унаследовал от отца трудолюбие, вдумчивость и пытливую наблюдательность. Судьба родителей в итоге нашла отражение в каждом из его романов. Затем комсомол, работа, учеба на заочном отделении Томского университета. В 1936 году с женой Агнией Кузнецовой (впоследствии иркутской детской писательницей) переехали в Иркутск, где прожили больше двадцати лет. Здесь Марков руководит литературной студией при областной библиотеке, вместе с женой публикуется в газетах «Восточно-Сибирская правда», «Советская молодежь», «Красное знамя», «Путь молодежи», «Томский крестьянин», альманахе «Новая Сибирь». В 1939-м в Иркутске была издана первая книга романа «Строговы», в центре которого образы Матвея и Анны Строговых, их жизнь, полная драматизма, тревоги за судьбы семьи и земляков. Кроме главных героев в романе много и других примечательных персонажей.
В июле 1941-го Марков записался добровольцем в Красную Армию. В течение всей войны был специальным корреспондентом газеты «На боевом посту» Забайкальского военного округа, а позже Забайкальского фронта. В 1943-м становится членом Союза писателей СССР. В августе 1945 года участвовал в походе через Хинган и разгроме Квантунской армии. По военным впечатлениям была написана повесть «Солдат пехоты», позднее названная «Орлы над Хинганом» (экранизирована в фильмах «Приказ: огонь не открывать!» и «Приказ: перейти границу»).
В 1946-м была издана вторая книга романа «Строговы», затем как его продолжение – роман «Соль земли» (1955–1960). Герои этого произведения живут в исключительные времена – только что закончилась тяжелейшая война и перед народом открылись большие мирные перспективы; читатели брали пример с этих героев, сообщали писателю о своем решении уехать на работу в тайгу. В романе «Соль земли» новое поколение Строговых, наследуя заветы своего отца, идет дальше его: это уже не малограмотные люди из глубинки, а образованные граждане страны с сильными и цельными характерами. Романы «Отец и сын» и «Сибирь» (удостоен Ленинской премии) также развивают многотомную эпопею истории Сибири.
В 1956 году в связи с избранием Г. М. Маркова секретарем правления Союза писателей СССР семья переехала в Москву, где Георгий Мокеевич более 30 лет работал на руководящих постах в Союзе писателей. В период с 1930 до 1980-х годов книги писателя пользовались большой популярностью у читателей, неоднократно переиздавались, в том числе и за рубежом. Георгий Мокеевич Марков был почетным гражданином Иркутска, дважды Героем Социалистического Труда.
19 АПРЕЛЯ
113 лет со дня рождения (6 апреля по ст. ст.) Каверина Вениамина Александровича, (1902–1989), советского писателя и сценариста
Настоящая фамилия Зильбер. Псевдоним «Каверин» был взят писателем в честь гусара П. П. Каверина, приятеля молодого Пушкина, выведенного поэтом в первой главе «Евгения Онегина». Вениамин Зильбер родился в семье военного музыканта во Пскове. Окончил Ленинградский институт живых восточных языков, отделение арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» был опубликован в 1922 году. Ранние рассказы были написаны на фантастические сюжеты.
Позднее вышли романы «Девять десятых судьбы» (1926), «Исполнение желаний» (1936), «Открытая книга» (роман-трилогия, 1953–1956). Они посвящены научным поискам и творческому труду советской интеллигенции. В годы Великой Отечественной войны Вениамин Каверин работал на Северном флоте, публиковал статьи и очерки в местных и центральных газетах. Награжден орденом Красной звезды (1945).
Наибольшую известность из большого количества опубликованных произведений приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940–1945). В нем показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодежи военного поколения. Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы. Произведения отличаются насыщенностью действия, детективной увлекательностью и искусным построением. Памятник литературным героям романа «Два капитана» – Татаринову и Григорьеву – расположен в Пскове в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина.
В 1958 году Каверин отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе романа «Доктор Живаго» и присуждением Пастернаку Нобелевской премии.
18 АПРЕЛЯ
87 лет со дня рождения Соколова Владимира Николаевича (1928–1997),
поэта, переводчика
Родился в Тверской области в семье военного инженера. Первые стихи были написаны в возрасте восьми лет. В старших классах Соколов с другом Давидом Ланге издает несколько рукописных журналов – «XX век» (1944) и «На заре» (1946), посещает литературный кружок. Окончил Литературный институт в 1952 году. Первое стихотворение «Памяти товарища» было опубликовано в «Комсомольской правде» (1948) и обратило на себя внимание Степана Щипачева. На фоне поэтических книг, в которых еще господствовала война, сборник Соколова, по мнению критиков, свидетельствовал о приходе нового поэтического поколения, среди которых – Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский. По воспоминаниям Евтушенко, Соколов стал первопроходцем темы и «учил нас серьезному отношению к поэзии». Как писал С. Куняев, «…из современников мы многому учились у Соколова».
Первая книга стихов «Утро в пути» издана в 1953 году. Многие стихотворения Соколова посвящены тверской земле. Среди них «На станции» (1950), «Вечер на Родине» (1951), «Окраина» (1953), «Звезда полей» (1963), «Лучшие годы я прожил» (1972), «Еще гудели где-то паровозы» (1984). На протяжении сорока лет творчества у поэта вышло не так много книг, всего около двадцати. Скрупулезность в работе со словом была для него важнейшей в стихосложении.
Соколов – кавалер ордена Кирилла и Мефодия (Болгария, 1977), лауреат Государственной премии СССР (1983) и Государственной премии России им. А. С. Пушкина (1995), Международной Лермонтовской премии (1996), награжден многими государственными наградами СССР и Российской Федерации.
«Русский словарь для меня, как Библия для верующего» (В. Соколов).
17 АПРЕЛЯ
138 лет со дня завершения Л. Н. Толстым романа «Анна Каренина» (1877)
Это произведение о трагической любви замужней дамы Анны Карениной и блестящего офицера Вронского на фоне счастливой семейной жизни дворян Константина Левина (прототипом его является сам автор – Л. Н. Толстой) и Кити Щербацкой, масштабная картина нравов и быта дворянской среды Петербурга и Москвы второй половины XIX века, сочетающая философские размышления Левина с психологическими зарисовками, а также сценами из жизни крестьян.
Л. Н. Толстой представлял в «Анне Карениной» лишенный нравственного единства «раздробленный мир», в котором царит хаос добра и зла. В отличие от «Войны и мира» в «Анне Карениной» не было великих исторических событий, но в нем поднимаются и остаются без ответа темы, близкие лично каждому. Ф. М. Достоевский находил в новом романе Толстого «огромную психологическую разработку души человеческой». Потому «живой, горячий и законченный роман» будет современным в любую историческую эпоху. Это утверждение иллюстрирует, в частности тот факт, что в мире насчитывается около 30 экранизаций «Анны Карениной», в том числе в Российской империи (1911, 1914), СССР (1937, 1953, 1967, 1974), России (2009), США (1915, 1935, 1985, 1997), Великобритании (1948, 1961, 1977, 2000, 2012) и др.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» («Анна Каренина», Л. Н. Толстой).
15 АПРЕЛЯ
129 лет со дня рождения Гумилёва Николая Степановича (1886–1921), русского поэта, переводчика, литературного критика
Родился в дворянской семье корабельного врача в Кронштадте. Окончил Царскосельскую гимназию в 1906, а 1905-м вышла его первая книжка стихов «Путь конквистадоров», заслужившая положительную рецензию мэтра поэтов того времени Валерия Брюсова. Впоследствии Гумилёв совершает длительные экспедиции в Африку с целью формирования коллекций в Санкт-Петербурге.
В 1909 году Гумилёв организует иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы «Аполлон», печатает свои знаменитые «Письма о русской поэзии». В 1910-м вышел сборник «Жемчуга». В 1911 году при активнейшем участии поэта был основан «Цех поэтов», в который, кроме Гумилёва, входили Анна Ахматова (жена Н. Гумилёва), Осип Мандельштам, Владимир Нарбут и др. В 1912 году Гумилёв заявил о появлении нового художественного течения – акмеизма, который провозглашал материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Новое течение вызвало бурную реакцию, по большей части негативную.
С началом Первой мировой войны Николай Гумилёв ушел добровольцем в армию. За участие в боевых действиях награжден тремя знаками отличия военного ордена Георгиевского креста.
В 1920 году был учрежден Петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов, куда вошел и Н. Гумилёв, избранный вскоре его председателем. Поэт принял участие в проекте М. Горького «История культуры в картинах» для издательства «Всемирная литература», передав свои произведения по мотивам африканских путешествий («Отравленная туника», «Гондла», «Охота на носорога», «Красота Морни»). В 1921 году Гумилёв опубликовал два сборника стихов. Первый – «Шатер» – должен был стать первой частью грандиозного «учебника географии в стихах». Второй сборник – «Огненный столп», в который вошли такие значительные произведения, как «Слово», «Шестое чувство», «Мои читатели».
Живя в Советской России, Гумилёв не скрывал своих религиозных и политических взглядов. 3 августа 1921 года он был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» и вскоре расстрелян.
82 года со дня рождения Стругацкого Бориса Натановича (1933–2012),
писателя-фантаста
Родился в Ленинграде. Окончил математико-механический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «звездный астроном». Работал в Пулковской обсерватории. С 1966 года – профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Почти все художественные произведения написаны в соавторстве с братом, Аркадием Натановичем Стругацким. В 1958 году вышли первые их произведения («Извне», «Спонтанный рефлекс» и др.), в 1959-м– дебютная книга (повесть «Страна багровых туч»). Также совместно с братом переводил англоязычную фантастику, публикуя переводы под псевдонимами С. Витин и С. Победин.
Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке» (1968 – первоначальный вариант, журнал «Смена»; 1989 – сокращенный переработанный вариант опубликован в иркутском альманахе «Ангара»), в которой юмор уступает место жесткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Этот вариант имел сложную судьбу: в 1969 году тираж альманаха был запрещен и изъят из публичных библиотек, главный редактор Ю. Самсонов получил выговор, а затем был уволен. Практически все произведения братьев Стругацких стали классикой отечественной и зарубежной фантастики. Наиболее известны такие произведения, как «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «Волны гасят ветер», «Жук в муравейнике», «Понедельник начинается в субботу», «Малыш», «Стажеры» и «Далекая Радуга».
После смерти брата (1997) под псевдонимом С. Витицкий вышли романы Б. Стругацкого «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994–1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.
Многие произведения братьев Стругацких экранизированы: «Отель "У погибшего альпиниста"», 1979, «Сталкер», 1979 (реж. Андрей Тарковский), «Космические пришельцы», 1981 и 1982, «Чародеи», 1982, «Малыш» – телефильм, 1987, «Дни затмения», 1988 (реж. А. Сокуров), «Трудно быть богом», 1998 и 2013, «Гадкие лебеди», 2006, «Обитаемый остров», 2009 (реж. Ф. Бондарчук) и др.
Вместе с Аркадием Стругацким был лауреатом многих российских и зарубежных литературных премий, включая премии «Аэлита» и «Великое Кольцо», получил премию Жюля Верна (Швеция), приз «За независимость мысли» и др. Именем братьев Стругацких названа малая планета в астероидном поясе Солнечной системы.
14 АПРЕЛЯ
270 лет со дня рождения Фонвизина Дениса Ивановича
(1745–1792), русского писателя
Произошел из рыцарского рода, вышедшего из Ливонии при Иване Грозном, давшего России несколько поколений служилых дворян. Фамилия Фон Визин (von Wiesen) писалась в XVIII и до половины XIX века в два слова или через дефис. В 1755–1760 годах учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем – на философском факультете университета. В 1760 году в Петербурге он познакомился с М. В. Ломоносовым, основателем русского театра А. П. Сумароковым. В 1761-м по заказу одного из московских книгопродавцев Фонвизин перевел с немецкого басни датского литератора Л. Гольберга. Всего Фонвизин перевел 226 басен.
Одновременно стали появляться и оригинальные, резко сатирические произведения Фонвизина. Большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашен в Петергоф. Впоследствии на последующих чтениях он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным. В 1769 году Фонвизин перешел на службу к Панину в качестве его секретаря.
Широко известна комедия Фонвизина «Недоросль» (1782). Ее героями являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века госпожа Простакова, управляющая всем и всеми. Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей, живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться – хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.
77 лет со дня рождения Бородина Леонида Ивановича (1938–2011),
русского писателя
Родился в Иркутске, в семье учителей. Отец Феликс Казимирович Шеметас был расстрелян в 1938 году. Фамилия и отчество – по отчиму. Учился на историческом факультете Иркутского университета, но в 1956 году был исключен из ВЛКСМ и университета за участие в неофициальной студенческой студии «Свободное слово». Трудился рабочим на Кругобайкальской железной дороге, на строительстве Братской ГЭС, на руднике в Норильске. Окончил историко-филологический факультет Улан-Удэнского пединститута в 1962 году. Работал в школах Бурятии, Ленинградской области.
В 1965 году вступил во «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа», после разгрома которого был осужден за «антисоветскую агитацию и пропаганду» и находился в заключении с 1967 по 1973 год. Там начал писать стихи, после освобождения обратился к прозе. Его тексты через самиздат попадали на Запад и печатались в различных журналах. В 1982 году за публикации на Западе и в самиздате был повторно арестован и приговорен как «рецидивист» к десяти годам заключения и пяти годам ссылки. Освобожден в 1987 году. Работал в редакции литературно-публицистического журнала «Москва»: с 1992 по 2010 – главным редактором, с 2008 по 2009 – генеральным директором.
С 1990 года повести Бородина выходят на Родине, в журналах «Юность» и «Наш современник»: «Третья правда» – о трагических последствиях революции и гражданской войны, «Расставание» – о диссидентах, «Женщина в море» – о жизни перестроечных лет, историческая повесть «Царица смуты», автобиографическое повествование «Без выбора» и др. Действие некоторых произведений («Лютик – цветок желтый», «Год чуда и печали») происходит в Сибири, на Байкале. В Иркутске Л. Бородин бывал неоднократно во время Дней русской духовности и культуры «Сияние России». «В моей привязанности к байкальским местам было нечто чрезвычайно счастливое, и это с очевидностью выявлялось всякий раз, как удавалось попасть в родные места: я получал реальную поддержку для продолжения жить и быть самим собой» (Л. Бородин).
13 АПРЕЛЯ
132 года со дня рождения Демьяна Бедного (1883–1945),
русского советского писателя, поэта, публициста и общественного деятеля
По-настоящему поэта звали Ефим Алексеевич Придворов. Он родился в крестьянской семье на Херсонщине. Учился в Киевской военно-фельдшерской школе, затем на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Первые стихи вышли в свет в 1899 году. Член партии большевиков с 1912 года, с того же года публиковался в «Правде». Первая книга «Басни» вышла в 1913-м, в дальнейшем написал большое количество басен, песен, частушек и стихотворений других жанров. Участник Первой мировой войны. Имя персонажа одного из первых стихотворений Придворова «О Демьяне Бедном, мужике вредном» (1911) становится его литературным псевдонимом, популярным среди миллионов читателей. Под этим именем с 1912 по 1945 год произведения популярного поэта появляются на страницах газет и журналов.
Стремясь сделать произведение понятным, доходчивым для любого читателя, Демьян Бедный, помимо излюбленной им басни, пользовался и такими легко доступными для восприятия жанрами, как частушка, народная песня, сказка, легенда. Традиционные формы он наполняет новым, кипучим и острым, содержанием эпохи. В своем творчестве поэт запечатлел весь калейдоскоп событий общественно-политической жизни страны.
Благодаря активной поддержке в 1926–1930 годах линии И. Сталина, поэт пользовался различными признаками расположения со стороны власти. Тем не менее, стихотворные фельетоны Бедного «Слезай с печки» и «Без пощады» подверглись критике «за фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании „России“ и „русского“» (1930). В 1938 году Д. Бедный был исключен из партии и выселен из Кремля, в котором жил с семьей, его перестали печатать. Существует предположение о том, что события, связанные с произведениями «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна» также послужили толчком для написания Михаилом Булгаковым романа «Мастер и Маргарита», а Демьян Бедный стал одним из прототипов Ивана Бездомного.
12 АПРЕЛЯ
192 года со дня рождения (31 марта по ст. ст.) Островского Александра Николаевича (1823–1886),
русского драматурга
Родился в Москве, в семье судебного стряпчего (юриста), имевшей священнические корни. С 1840 года учился на юридическом факультете Московского университета, но курса не окончил и с 1843 по 1851 год служил в московских судах.
Наброски к комедии «Несостоятельный должник» («Свои люди – сочтемся») и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были напечатаны в одном из номеров «Московского городского листка» в 1847 году. Сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с его изменяющимся укладом. Влиятельное московское купечество, обиженное за свое сословие, пожаловалось «начальству». В результате комедия была запрещена к постановке, автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.
С 1853 года более тридцати лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. За драматургом закрепилась слава изобразителя «темного царства». Часто для названия своих пьес он использовал русские пословицы и поговорки: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье», «Старый друг лучше новых двух», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Светит, да не греет», «Без вины виноватые». Широко известны, в том числе по школьной программе русской литературы такие произведения, как «Гроза», «Женитьба Бальзаминова», «Таланты и поклонники».
Пьеса «Снегурочка» была создана для коллектива Малого театра, в ней участвовали все три труппы: драматическая, оперная и балетная. Автор использовал сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта (по ст. ст.) 1873 года в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку». Первое представление состоялось 11 мая 1873-го на сцене Большого театра. Во время работы над «Снегурочкой» Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве».
Многие произведения Островского экранизированы: «Бесприданница» (1912, 1936, 1984 – «Жестокий романс»), «Гроза» (1934), «Без вины виноватые» (1945, 2008), «Волки и овцы» (1952), «Снегурочка» (1952, 1968), «Таланты и поклонники» (1956, 1973), «Женитьба Бальзаминова» (1964, 1989, 2008), «Без вины виноватые» (2008), «Банкрот» («Свои люди – сочтемся», 2009) и др.
«„Снегурочка“ – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики» (К. С. Станиславский).
11 АПРЕЛЯ
212 лет со дня рождения Пруткова Козьмы Петровича (1803–1863), «поэта, баснописца, драматурга, философа»
Он «родился» 11 апреля по старому стилю. Оставив военную службу, поступил в Пробирную Палатку, в которой прослужил до конца жизни. Начальство ценило его ревность и награждало его по заслугам. Подчиненные любили, но боялись его. В биографии Пруткова отмечено, что он служил директором Пробирной Палатки, действительный статский советник, кавалер ордена св. Станислава 1-й степени.
Истинную славу он снискал на литературном поприще и завоевал ее смелостью. Будучи умственно ограниченным, он давал советы мудрости; не будучи поэтом, он писал стихи и драматические сочинения; полагая быть историком, он рассказывал анекдоты; не имея ни образования, ни хотя бы малейшего понимания потребностей отечества, он сочинял для него проекты управления. «Усердие все превозмогает!» Самоуверенность, самодовольство и умственная ограниченность Козьмы Пруткова выразились особенно ярко в его «Плодах раздумья», т. е. в его «Мыслях и афоризмах».
День рождения знаменитому автору дали его «родители» – братья Александр, Алексей и Владимир Жемчужниковы и их кузен Алексей Константинович Толстой. Скрывшиеся под коллективным псевдонимом они (все известные литераторы, а Толстой – автор исторического романа «Князь Серебряный») и подумать не могли, что придуманный ими в шутку пародийный директор Пробирной Палатки, увлекающийся на досуге сочинительством, превзойдет в славе своих создателей. Но их талант был так ярок, что вымышленный персонаж зажил собственной жизнью: обрел биографию и внешний облик, а многие считали его реально существующим лицом.
10 АПРЕЛЯ
78 лет со дня рождения Ахмадулиной Беллы (Изабеллы) Ахатовны (1937–2010), российской поэтессы и переводчика
Родилась в Москве, стихи писала со школьных лет. Окончила Литературный институт в 1960 году. В 1959 году, в возрасте 22-х лет, Ахмадулина написала самое известное свое стихотворение «По улице моей который год…». В 1964 году снялась в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень», а в 1970 году в фильме «Спорт, спорт, спорт».
Первый сборник стихотворений «Струна» появился в 1962 году. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряженный лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. Прекрасная Дама современной российской поэзии, она своим обликом и слогом продолжает классическую традицию. Поэт Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии». Сплошную и сознательную размытость поэзии Ахмадулиной, сходную с импрессионизмом в живописи, отмечает Дмитрий Быков, указывая, что усложненные лабиринтом ассоциативных ходов, трудно запоминающиеся стихи тем не менее оставляют у читателя «ощущение цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни – с беспомощностью, забитость – с победительностью».
В 1970-е поэтесса, посетив Грузию, переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Она не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов – Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича.
В советских фильмах прозвучали стихи и песни на слова Беллы Ахмадулиной: «Ирония судьбы, или С легким паром!» (реж. Э. Рязанов, «По улице моей который год…», исп. Алла Пугачева, 1975), «Пришла и говорю» («Взойти на сцену», исп. Алла Пугачева, 1984), «Жестокий романс» (реж. Э. Рязанов, «А напоследок я скажу», «Романс о романсе», исп. Валентина Пономарёва, 1984).
Член Союза российских писателей, лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.
8 АПРЕЛЯ
220 лет со дня рождения Раевского Владимира Федосеевича (1795–1872) –
поэта, публициста, декабриста
Родился в Курской губернии (ныне Белгородская область), в семье помещика – отставного майора. С 1803 по 1811 год учился в Московском университетском благородном пансионе. Его соучениками были А. С. Грибоедов и будущие декабристы: Н. И. Тургенев, И. Г. Бурцов, Н. А. Крюков. Затем окончил 2-й кадетский корпус в Петербурге, где учился вместе с будущим декабристом Г. С. Батеньковым, и откуда 21 мая 1812 года был выпущен прапорщиком, получив назначение в 23-ю артиллерийскую бригаду. Участник Отечественной войны 1812 года. После Бородинского сражения получил золотую шпагу с надписью «За храбрость», орден Святой Анны 4 степени. Находясь на военной службе, отличался необыкновенным по тем временам отношением к своим подчиненным, простым солдатам. Он много беседовал с ними, старался поднять их культурный и нравственный уровень, готовил учебные программы и конспекты уроков для юнкеров и воспитанников ланкастерской школы.
С юности и до глубокой старости Раевский писал стихи. Дружил с А. С. Пушкиным. Но уже 6 февраля 1822 года Раевский был арестован, за что получил «звание» первого декабриста. Отбывал наказание в Тирасполе, в Петропавловской крепости в Петербурге, под Варшавой. В 1827 году, лишенный дворянского чина, орденов был сослан на поселение в село Олонки Иркутской губернии. Успешно хлебопашествовал, огородничал: устроил парники, выращивал арбузы и дыни; купил мельницу, завел лошадей; крестьянское общество поручило ему, как грамотному и умелому человеку, вести общую торговлю; устроил школу для крестьянских детей. В ссылке Раевский женился на крещеной бурятке Евдокии Моисеевне Середкиной, родившей ему девятерых детей.
В ссылке встречался с декабристами Трубецким, Волконским, Вольфом, представителями сибирской интеллигенции, русскими и иностранными путешественниками и учеными. Кроме стихов, В. Ф. Раевским был создан ряд мемуарных произведений. После амнистии (1856) остался в Олонках, где умер в 1872 году.
7 АПРЕЛЯ
136 лет со дня рождения Бехтеева Сергея Сергеевича (1879–1954),
русского поэта и драматурга
Из старинного дворянского рода, родился в Орловской губернии. Учился в Александровском лицее, по окончании которого (1903) издал сборник стихов, посвященный императрице Александре Фёдоровне, а средства от продажи сборника передал Царскосельскому ремесленному приюту. В том же году поступил служить в подшефный императрице кавалергардский полк, получил чин офицера.
С началом Первой мировой войны служил в действующей армии, ранен несколько раз. В 1917 году написал ряд патриотических стихов, часть из которых удалось передать царской семье в Тобольск. Самое известное стихотворение Бехтеева – «Пошли нам, Господи, терпенье…» Его собственноручно переписала старшая дочь Николая II великая княжна Ольга Николаевна, поэтому оно нередко ошибочно приписывалось ей и получило большую известность в русском зарубежье 1920-х годов.
По убеждению, что его долг – послужить «гибнущей отчизне», уехал в Добровольческую армию. Публиковался в ряде военных газет, выпустил ряд сборников стихов («Песни русской скорби и слез», «Два письма», «Песни сердца»), редактировал газету «Русское Знамя». Основная тематика других его произведений: трагедия России и русского народа, предательство царя ближайшим окружением, Гражданская война, надежда на воскрешение России и т. п. Многие стихи поэта положены на музыку и исполняются Жанной Бичевской.
Умер в Ницце. Похоронен на местном русском кладбище Кокад.
6 АПРЕЛЯ
203 года со дня рождения (25 марта по старому стилю) Герцена Александра Ивановича (1812–1870), русского публициста, писателя, философа
Родился в семье богатого помещика И. А. Яковлева в Москве. Родители состояли в гражданском браке, поэтому отец дал своему сыну фамилию Герцен («сын сердца», от нем. Herz). Получая домашнее дворянское образование у французских гувернеров, Герцен проникся свободолюбивыми стремлениями. Грезя дружбой, мечтая о борьбе и страданиях за свободу, он поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, примкнул к кружку прогрессивно настроенных студентов. В 1834 году все они были арестованы. Герцена сначала сослали в Пермь, потом в Вятку, где он был определен на службу в канцелярию губернатора. С этого времени началась его активная революционно-публицистическая деятельность, в том числе с 1841 года – в зарубежной эмиграции.
В 1852 году Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию для печатания запрещенных изданий и с 1857 года издавал еженедельную газету «Колокол». Основные литературные произведения: «Кто виноват?» (роман в двух частях, 1846), «Мимоездом» (рассказ, 1846), «Доктор Крупов» (повесть, 1847), «Сорока-воровка» (повесть, 1848), «Поврежденный» (повесть, 1851), «Трагедия за стаканом грога» (1864), «Скуки ради» (1869).
5 АПРЕЛЯ
222 года со дня рождения Батенькова Гавриила Степановича (1793–1863),
поэта, инженера, декабриста
Родился в дворянской семье в Тобольской губернии. Образование получил в Тобольской гимназии и Втором кадетском корпусе. С 1812 года на военной службе, участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах. Награжден орденом Владимира IV ст. После увольнения со службы в 1816 определен инженером путей сообщения, занимался работами по устройству города Томска.
В мае 1819 прибывший для ревизии Сибири М. М. Сперанский пригласил Батенькова, как человека умного и деятельного, к участию в разработке законов и уставов по управлению краем. Два года пробыв в Иркутске, Батеньков кроме того занимался берегоукреплением Ангары, проект был осуществлен в 1824 году. В 1821 переведен в Петербург в Особый Сибирский комитет. Близкое знакомство с братьями Бестужевыми, К. Ф. Рылеевым привело Батенькова в ноябре 1825 в декабристское Северное общество. Арестован 28 декабря 1825. Осужден на 20 лет каторжных работ, наказание отбывал в Петропавловской крепости, где провел более восемнадцати лет. Здесь им были написаны «Записки». В 1846 отправлен на поселение в Томск, где занимался научной работой. После амнистии (1856) вернулся в Европейскую Россию и поселился в Тульской губернии. Вскоре (1857) переехал в Калугу, где и умер.
Оставил много по большей части неопубликованных работ, в том числе «Повесть собственной жизни», был незаурядным поэтом (при жизни издана только поэма «Одичалый», ряд произведений напечатаны только в первой половине XX века) и критиком.
4 АПРЕЛЯ
105 лет со дня рождения Германа Юрия Павловича (1910–1967),
советского писателя, драматурга, киносценариста
Родился в г. Риге в семье русского офицера-артиллериста. Учился в техникуме сценических искусств в Ленинграде с 1929 года. В семнадцать лет написал роман «Рафаэль из парикмахерской» (1928). Следующий роман «Вступление» (1931) был одобрен М. Горьким. Первой зрелой вещью стал роман «Наши знакомые», соперничавший в популярности с «Двенадцатью стульями» и «Золотым теленком» И. Ильфа и Е. Петрова. Тогда же вместе с Сергеем Герасимовым Герман написал сценарий фильма «Семеро смелых» (1936), имевшего громкий успех.
В годы Великой Отечественной войны Герман служил военным корреспондентом на Северном флоте, хорошо знал службу. Зимой 1942–1943 вышла повесть Германа «Далеко на Севере», затем пьесы «За здоровье того, кто в пути» (первоначальное название «Конвой») и «Белое море». Восстанавливая события Петровской эпохи на русском Севере, писатель создал сначала пьесу, затем роман «Россия молодая». Роман-трилогия «Дело, которому ты служишь» посвящен судьбам хирурга Владимира Устименко, его коллег и близких на фоне событий 1930–1950-х годов.
По произведениям Ю. Германа сняты художественные фильмы «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Верьте мне, люди», «Дай лапу, Друг!», «Торпедоносцы», многосерийный телефильм «Россия молодая», «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» (два последних поставлены сыном Юрия Германа – Алексеем Германом). За сценарий кинокартины «Пирогов» (1947) писатель был удостоен Сталинской премии второй степени (1948).
3 АПРЕЛЯ
126 лет со дня рождения Сейфуллиной Лидии Николаевны (1889–1954), писательницы
Родилась в Оренбургской губернии в семье сельского православного священника-татарина. Окончила Омскую женскую гимназию, работала учительницей, играла в театре.
С 1919 года Сейфуллина с мужем – писателем Валерианом Правдухиным жила в Челябинске, занималась организацией библиотек после освобождения города от колчаковских войск. В этом же году ею была написана пьеса для детей «Егоркина жизнь» и поставлена в народном театре. Затем супруги жили в Новосибирске, организовывая литературный журнал «Сибирские огни», который, кстати, выходит до сих пор.
В начале и середине 1920-х ею написаны и опубликованы первые и единственно значительные художественные произведения об уральской деревне на переломе эпох: повести и рассказы «Четыре главы» (1922), «Правонарушители» (1922), «Перегной» (1922), знаменитая повесть «Виринея» (1924), «Каин-кабак» (1926). В целом эта проза была ориентирована на резкий разрыв с прошлым, страдала избытком революционного нетерпения.
Повесть «Виринея» – о женщине-крестьянке, стихийной революционерке и праведнице в своем селе – была наиболее удачной в творчестве Сейфуллиной. Произведение было инсценировано и с успехом шло в Москве, Ленинграде и других городах. По мотивам повести создана опера (композитор С. Слонимский, либретто С. Ценина, 1967) и фильм (режиссер В. Фетин, в главной роли Людмила Чурсина, 1968).
2 АПРЕЛЯ
182 года (1833) со дня выхода в свет полного издания романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Работать над ним поэт начал 9 мая 1823 года, а последнюю точку поставил в сентябре 1830 в Болдино. Посчитав свой труд законченным, Пушкин сам произвел подсчет времени, потраченного на написание романа, – 7 лет 4 месяца 17 дней.
Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов во времена правления Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него – любовная история. Из произведения можно узнать практически все об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь, в том числе крепостная деревня, барская Москва, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа –Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.
Роман в стихах выходил отдельными выпусками, содержащими каждый одну главу; отрывки из романа печатались также в журналах и альманахах. Выход каждой главы становился большим событием в русской литературе того времени. Первая глава произведения была опубликована в 1825 году. Пятитысячный тираж первого издания сенсационно разошелся в одну неделю.
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» (В. Г. Белинский).
1 АПРЕЛЯ
206 лет со дня рождения (20 марта по старому стилю) Гоголя Николая Васильевича (1809–1852), русского писателя, драматурга, поэта, критика и публициста
Гоголь родился в Полтавской губернии, на Украине, происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских. Впоследствии впечатления панского и крестьянского быта легли в основу малороссийских повестей писателя. В юношеские годы учился в гимназии высших наук (г. Нежин, 1821–1828). Не отличаясь прилежанием, но обладая прекрасной памятью, Гоголь делал успехи только в рисовании и русской словесности. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности.
Переехав в Петербург, пытается играть в театре или служить чиновником. Однако больше его привлекает литературное поприще. В 1829 г. выпустил под псевдонимом В. Алов романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», весь тираж которой уничтожил, встретив неодобрительную критику.
В Петербурге Гоголь вошел в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы, познакомившись с Жуковским, Дельвигом, Пушкиным. Он нашел, что Малороссия возбуждает живой интерес в петербургском обществе. Началась деятельная эпоха, составившая автору мировую славу, вышли в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831, повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место»), затем сборник «Арабески» (искусствоведческие статьи) и повести «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего», «Ревизор», «Женитьба», «Мертвые души» и др.
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? …Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства» («Мертвые души», Н. В. Гоголь).
Последнее изменение: 2 октября 2015 11:48