Главная > О библиотеке > Наши проекты > АВГУСТ
31 АВГУСТА266 лет со дня рождения Радищева Александра Николаевича (1749–1802),
русского писателя, поэта, философа
Детские годы провел в селе Верхнее Аблязово Саратовской губернии. Получил общее образование в Пажеском корпусе (1762–1766); для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767–1771), где занимался также естественными науками. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей. По возвращении в Россию был назначен протоколистом в Сенат; с 1773 года служил обер-аудитором (юридическим советником) штаба Финляндской дивизии в Петербурге. Тогда же началась его литературная деятельность.
Служил директором Петербургской таможни, участвовал в Комиссии по составлению законов. Смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней жизни в его книге «Путешествие из Петербурга в Москву» обратили на себя внимание самой императрицы. Радищев был арестован. Посаженный в крепость, на допросах он заявил о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии».
Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила к смертной казни. Но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь была заменена десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Из Иркутска через Качуг, Жигалово, Усть-Кут он был направлен в Илимск, куда прибыл 4 января 1792 года. В Илимске Радищев пробыл пять лет. За это время он дважды побывал в Иркутске. Ему принадлежит большая заслуга в изучении географии, геологии и ботаники приангарских и илимских земель. Он один из первых высказал мнение о промышленном значении Коршуновского месторождения железной руды, где теперь стоит город Железногорск-Илимский и крупнейший в стране горно-обогатительный комбинат.
Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из ссылки. Ему предписано было жить в его имении в Калужской губернии. После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Когда Александр Николаевич подал свой либеральный проект, где опять выдвигалось на первый план освобождение крестьян, председатель комиссии, граф Завадовский, сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, с расшатанными нервами был до того потрясен выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яду и умер в страшных мучениях. Похоронен на Волковом кладбище. В память об А. Н. Радищеве его имя присвоено предместью и улице в г. Иркутске.
28 АВГУСТА
90 лет со дня рождения Трифонова Юрия Валентиновича (1925–1981),
русского прозаика
Родился в Москве в семье партийного работника. Отец Трифонова начал революционную деятельность во время революции 1905 года, после Октябрьской революции стал одним из организаторов Красной Армии, а в 1937 году был репрессирован. В 1942 году, в эвакуации в Ташкенте, Трифонов окончил среднюю школу. В 1944-м поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1949 году.
Будучи студентом, Трифонов опубликовал свои первые рассказы. Публикация романа «Студенты» (1950) принесла молодому прозаику известность: он был отмечен Государственной премией и, соответственно, вниманием критики. Тема романа определялась его названием: Трифонов писал о том, что было ему хорошо известно, – о жизни ровесников. После первого успеха опубликовал роман «Утоление жажды» (1963), в котором шла речь о строительстве оросительного канала в пустыне. Во многих произведениях Трифонова, в том числе в документальной повести «Отблеск костра» (1965) и в романе «Дом на набережной» (1976) художественно воплощена история семьи.
Принципиально новым этапом в творчестве Юрия Валентиновича стали повести «московского цикла», в которых осмыслялась жизнь столичных интеллигентов, шла речь о сохранении человеческого достоинства в засасывающей повседневности. Первым произведением цикла стала повесть «Обмен» (1969). Затем вышли «Другая жизнь» (1973), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971). Некоторые критики упрекали Трифонова в «бытовизме». Однако быт для автора является не угрозой нравственности, а сферой ее проявления. Завершением «московского цикла» стал роман «Дом на набережной» (1976). Его публикация стала событием литературной и общественной жизни.
Весь творческий путь Юрия Трифонова, от раннего романа «Студенты» до посмертно опубликованного романа «Время и место» (1981), посвящен поиску воплощения Времени – в сюжетах, характерах, стиле. Умер писатель в Москве 28 марта 1981 года.
27 АВГУСТА
93 года со дня выхода (1922) первого номера
советского юмористического журнала «Крокодил»
Основателем и первым редактором журнала был Константин Степанович Еремеев. Сатирики «Крокодила» изобличали империалистов и тунеядцев, иностранных шпионов и халтурщиков, клеймили позором кулаков и взяточников, осмеивали болтунов и лежебок. Редактором журнала была придумала рубрика «Вилы в бок». Шутки этого раздела были острыми, злободневными, обличающими бюрократов, подхалимов, лодырей, взяточников, самогонщиков, хулиганов и проч.
С февраля 1923 года начала регулярно издаваться «Библиотечка “Крокодила”», в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. Во время Великой Отечественной войны члены творческого коллектива «Крокодила» активно подключились к антифашистской пропаганде. Корреспонденты журнала самоотверженно работали на передовой, присылая острые фельетоны и заметки.
В середине 1980-х гг. популярность «Крокодила» стремительно росла, и его тираж составлял 5 млн 600 тыс. экземпляров. С развалом Советского Союза, в условиях резко усилившейся антисоветской пропаганды и монопольно-рыночных отношений, журнал стал выходить один раз в месяц, а его тираж упал до 50 тыс. экземпляров. Все попытки модифицировать и сохранить журнал приводили в результате к получению иллюстрированного издания, состоящего из одной рекламы.
В 2000 году в связи с недостаточным финансированием «Крокодил» перестал выходить. С сентября 2001 года группой крокодильцев издавался журнал «Новый Крокодил» – до августа 2004 года. Выпуск его возобновился в Москве в 2006 году. Однако, рассчитанный не на широкие массы, а на узкий круг читателей, журнал не смог достичь прежней известности и окончательно закрылся в 2008 году.
26 АВГУСТА
77 лет со дня рождения Губарева Владимира Степановича (род. 1938 г.),
писателя-фантаста, журналиста
Родился в Белоруссии в семье военного летчика. Окончил Московский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева. Руководил отделами науки в газетах «Комсомольская правда» и «Правда», освещая актуальные вопросы науки и освоения космоса. Он рассказывал о старте Юрия Гагарина и путешествии лунохода, о полетах межпланетных космических аппаратов и работе космонавтов. В 1962 году вышла первая книга В. С. Губарева «Дорогами Вселенной». С 1966 года работал в соавторстве с писателями-фантастами под коллективным псевдонимом Павел Багряк.
Владимир Губарев был одним из первых журналистов, который приехал в район аварии на Чернобыльской АЭС. Его репортажи, опубликованные в «Правде», перепечатывались практически во всех странах мира. Через два месяца после аварии он написал пьесу «Саркофаг», которая сегодня идет на сценах почти двадцати стран мира.
Владимир Степанович Губарев по долгу службы лично общался с самыми засекреченными лицами страны – создателями атомной бомбы, а потом с позиций популяризатора и публициста рассказывал читателям о наиболее острых проблемах науки и техники. Вышедшая в 2004 году книга писателя «Белый архипелаг Сталина» с полнотой и обстоятельностью рассказывает о создании атомного оружия в СССР.
Множество работ писателя посвящено проблематике научного прогресса, ответственности науки и ученых перед человечеством. Его книги «Ядерный век», «Бомба», «Атомный век», «Чернобыль», «Прощание с ХХ веком», «ХХ век», «Исповеди», «Мечта о Вселенной» и другие стали настоящими интеллектуальными бестселлерами. В серии «Судьба науки и ученых России» вышло 14 книг автора. В одной из них «Воспоминания о Вселенной» найдется немало страниц об исследованиях озера Байкал.
В 1985 году по мотивам повести Губарева «Легенда о пришельцах» был снят фильм «Корабль пришельцев». На российском телеканале «Культура» В. С. Губарев вел цикл передач «Реальная фантастика».
Писатель является лауреатом Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, дважды – премии Союза журналистов СССР, британской театральной премии имени Лоуренса Оливье и ряда других международных премий, Почетного знака Союза журналистов РФ «Честь. Достоинство. Профессионализм».
25 АВГУСТА
66 лет со дня рождения Коняева Николая Михайловича,
русского писателя
Родился в 1949 году в поселке Вознесенье на берегу Онежского озера. Окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Работал сварщиком, грузчиком, корреспондентом в многотиражной газете, редактором на киностудии «Беларусьфильм» и в издательстве «Советский писатель» (1984–1986), заведовал отделом прозы в журнале «Нева» (1986–1988). Первый рассказ опубликован в альманахе «Молодой Ленинград» в 1974 году. Был участником VII Всесоюзного совещания молодых писателей (1979), делегатом VI съезда Союза писателей РФ, VIII и IX съездов писателей России, II и III съездов Международного Сообщества писательских союзов.
Книги Коняева переводились на английский, немецкий и французский языки. Романы и повести отмечались премиями имени Василия Шукшина, Андрея Платонова, премией ВЦСПС, годовыми премиями журналов «Наш современник» (дважды), «Молодая гвардия» (дважды), «Север», «Студенческий меридиан», премией «Русская повесть». Член-корреспондент Международной Славянской академии. Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга. Секретарь Союза писателей России. Член редсоветов журналов «Роман-журнал XXI век», «Образ», «Проза», «Немига литературная», газет «Литературная Россия», «Литературный Петербург».
Николай Михайлович – автор многочисленных сборников рассказов («Такой ветер», «Первые уроки»), повестей «Полет на Юпитер», «Столица нашего мира», исторических романов «Закопанные и сожженные», «Власов. Два лица генерала», православных произведений для детей и взрослых («Апостольский колокол», «Свет Валаама») и других.
23 АВГУСТА
135 лет со дня рождения Грина Александра Степановича (1880–1932),
советского писателя
Грин (настоящая фамилия – Гриневский) родился 23 августа (11 по ст. ст.) в г. Слободском Вятской губернии в семье служащего, поляка, сосланного в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 года. Мать, русская, умерла, когда Грину было тринадцать лет. В 1896 году, окончив четырехклассное Вятское городское училище, уехал в Одессу. С детства любил книги о мореплавателях, путешествиях, поэтому надеялся осуществить свою мечту – выйти в море на корабле матросом.
Когда переехал в Москву, родился его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» (агитброшюра за подписью А.С.Г.), написанный по просьбе товарищей по партии для распространения среди солдат. Только под рассказом «Случай» (1907) впервые появилась подпись А. С. Грин. В 1908-м вышел первый сборник «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах». Писатель начал создавать романтические новеллы, события которых развиваются в искусственных, часто экзотических обстоятельствах. Первой такой новеллой был «Остров Рено» (1909). Последовала серия подобных рассказов: «Колония Ланфиер» (1910), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915) и др.
В 1917 году, узнав о Февральской революции, Грин приехал в Петроград с надеждой на скорые перемены в стране. Его очерк «Пешком на революцию» пронизан этим настроением, однако следующие рассказы говорят о его разочаровании, раздражении («Восстание», «Рождение грома», «Маятник души»).
В 1919 году Грин служил в Красной Армии связистом. В эти годы печатался в журнале «Пламя» (редактор А. Луначарский). Грин считал, что все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей; об этом его произведения «Алые паруса» (1923), «Блистающий мир», «Бегущая по волнам» (1928). В 1930-м был написан роман «Дорога никуда», в 1931-м – «Автобиографическая повесть». Умер А. Грин в Феодосии.
22 АВГУСТА
107 лет со дня рождения Леонида Пантелеева (1908–1987), советского писателя
Настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев. Леонид Пантелеев был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом, одним из авторов легендарной книги «Республика Шкид». Родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.
В 1916 году Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Первые «произведения» – стихи, пьесу, рассказы и даже трактат о любви написал в 8-9-летнем возрасте. После революции его отец пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить голод, нищету, авантюры с рулеткой. Все эти события легли в основу повести «Ленька Пантелеев».
Наконец подросток попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором – Г. Г. Белых. (Вместе они потом напишут книгу «Республика Шкид» о жизни в этой школе. А затем – еще ряд очерков, посвященных этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др.). В Шкиде друзья долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактеров, но потом оставили и это занятие – ради романтики странствий. Некоторое время они бродяжничали.
Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург, и Л. Пантелеев поселяется у Г. Белых в пристройке к дому по Измайловскому проезду. Здесь они пишут «Республику Шкид», общаются с литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика Шкид», сразу же завоевавшая сердца читателей. Ее заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, веселая, жуткая». Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.
Воодушевленные успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л. Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвященную гражданской войне. Главный ее герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина. Однако этот безоблачный период продолжался недолго. Г. Белых в 1938 году репрессировали. Л. Пантелееву повезло: он остался в живых. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель был вынужден голодать в осажденном Ленинграде. Но он не оставил литературу. За годы забвения Леонидом написаны (и впоследствии все-таки опубликованы) рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква “ты”», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осаждённом городе», воспоминания о писателях – М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе.
Вернуться в литературу Пантелееву удалось лишь после кончины Сталина, когда в защиту писателя выступили К. Чуковский и С. Маршак. 1966 году вышла книга «Наша Маша», дневник о дочери, который Л. Пантелеев вел в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили ее в один ряд с книгой К. Чуковского «От двух до пяти». Писатель снова завоевывает былую известность: его произведения не только печатают, но и экранизируют. Уже после смерти писателя выходит еще одна книга – «Верую…», над которой он, оказывается, работал всю жизнь. В ней перед читателем является совсем другой человек, нежели в произведениях «советского» периода. Писатель стремится и переосмыслить прожитое, и высказать ранее недосказанное.
21 АВГУСТА
102 года со дня рождения (8 августа по ст. стилю)
Розова Виктора Сергеевича (1913–2004), драматурга, сценариста
Родился в Ярославле в семье счетовода. Первые три класса школы окончил в городе Ветлуга, куда семья Розовых переехала после пожара в доме во время эсеровского мятежа 1918 года. С десятилетнего возраста будущий драматург жил и учился в Костроме. В Москве окончил училище при Театре Революции и Литературный институт имени А. М. Горького. Принимал участие в Великой Отечественной войне. После окончания войны организовал Театр для детей и юношей в Алма-Ате. Возвратившись в Москву, работал в театре при Центральном Доме культуры железнодорожников в качестве актера и режиссера.
В 1949 году была поставлена первая пьеса Розова «Ее друзья» на сцене Центрального детского театра. После этого регулярно появляются его пьесы: «Страница жизни» (1953), «В добрый час!» (1954), «Неравный бой» (1960), «В дороге» (1962), «Традиционный сбор» (1967). В 1956 году пьесой Розова «Вечно живые» открылся театр «Современник», в котором позже ставились и другие пьесы Розова: «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня», «Обыкновенная история» (по роману И. Гончарова).
Пьесы В. С. Розова были популярны и за рубежом. Они неоднократно экранизировались: «В добрый час!» (1956), «В поисках радости» (фильм «Шумный день», 1961). Кинолента «Летят журавли» – экранизация пьесы «Вечно живые» – принесла советскому кинематографу безусловную победу на кинофестивале в Каннах.
В. С. Розов был членом Союза писателей. Более 40 лет вел семинар драматургии в Литинституте им. А. М. Горького. Также председательствовал в конкурсной комиссии, организованной Фондом имени Иннокентия Смоктуновского, по определению лучших драматургов, режиссеров, актеров театров России.
20 АВГУСТА
83 года со дня рождения Аксёнова Василия Павловича (1932–2009),
русского писателя
Родился в Казани, в семье Евгении Соломоновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксёнова. В 1937 году мать и отец были осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей. После принудительного определения пятилетнего Васи в детдом его дядя Андреян Васильевич забрал его к себе. Вася жил в доме у Моти Аксёновой (его родственницы по отцу) до 1948 года, пока его мать Е. Гинзбург, выйдя из лагеря и проживая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму. В 1956 году Аксёнов после окончания 1-го Ленинградского медицинского института работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулезной больнице в Москве.
С 1960 года Василий Аксёнов – профессиональный литератор. Его произведения: повесть «Коллеги» (написана в 1959 году; одноименная пьеса совместно с Ю. Стабовым, 1961; одноименный фильм, 1962), романы «Звездный билет» (написан в 1961 году; по нему снят фильм «Мой младший брат», 1962), повесть «Апельсины из Марокко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), пьеса «Всегда в продаже» (постановка театра «Современник», 1965); в 1968 году опубликована сатирико-фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара».
В 1970-е годы, после окончания «оттепели», произведения Аксёнова перестают публиковать на родине. Критика в адрес его произведений становится все более резкой: применяются такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977–1978 годах книги Аксёнова появляются за рубежом, прежде всего в США. В 1980 году В. Аксёнов выехал по приглашению в США, после чего был лишен советского гражданства. До 2004 года жил там.
В это время вышли написанные в России, но впервые опубликованные в Америке романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981). Также в США В. Аксёновым были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи „изюм“» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), трилогия «Московская сага» (1989, 1991, 1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996, посвящен жизни советской эмиграции в Соединенных Штатах), «Кесарево свечение» (2000).
Впервые после эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году. В 1990 году писателю возвращают советское гражданство. В последнее время жил с семьей в Биаррице (Франция) и в Москве. 6 июля 2009 года после продолжительной болезни Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве, в НИИ имени Склифосовского. В 2011 году Александр Кабаков и Евгений Попов издали совместную книгу воспоминаний «Аксёнов».
19 АВГУСТА
109 лет со дня рождения (6 августа по ст. ст.) Соловьёва Леонида Васильевича
(1906–1962) – советского писателя, сценариста, автора дилогии о Ходже Насреддине
Родился в городе Триполи (Ливан) в семье помощника инспектора северо-сирийских школ Императорского Православного Палестинского общества. В 1909 году семья вернулась в Россию. Жили в Самарской губернии, в 1921 году переселились в Коканд. Свой творческий путь Леонид Соловьёв начал в 1923 году, напечатав заметку в газете «Туркестанская правда». В 1927 году его рассказ «На Сыр-Дарьинском берегу» получил вторую премию журнала «Мир приключений». Поверив в свой литературный талант, Соловьёв приехал в Москву (1930 год) и поступил на литературно-сценарный факультет института кинематографии. В годы учебы опубликовал несколько рассказов, в основном в журналах.
В 1930 году Л. В. Соловьёв осуществил озорную мистификацию – представил в издательство собственноручно написанные песни о В. И. Ленине, которые выдал за переводы узбекских, таджикских и киргизских народных песен и сказаний. Все они вошли в сборник «Ленин и творчество народов Востока» (1930 год). B 1932 году вышла в свет первая книга Л. В. Соловьёва – повесть «Кочевье» – о жизни кочевников в годы революции, а два года спустя – сборник повестей и рассказов «Поход “Победителя”». В 1935 году по сценарию Л. В. Соловьёва был снят фильм «Конец полустанка» («Межрабпомфильм»).
В 1939 году Л. В. Соловьёв опубликовал роман «Возмутитель спокойствия», первую книгу наиболее значительного своего произведения – «Повести о Ходже Насреддине». Книга, вышедшая в канун войны в «Роман-газете», сразу стала необыкновенно популярной – ее отличали незаурядное литературное мастерство, умное, доброе и жизнерадостное остроумие. В соавторстве с В. С. Витковичем Соловьёвым написаны сценарии кинофильмов «Насреддин в Бухаре» (1943) и «Похождения Насреддина» (1946).
Во время Великой Отечественной войны Леонид Васильевич был военным корреспондентом газеты «Красный флот» на Чёрном море. Фронтовые рассказы и очерки писателя вошли в сборники «Большой экзамен» (1943) и «Севастопольский камень» (1944). По повести «Иван Никулин – русский матрос» (1943) им был создан киносценарий одноименного кинофильма (1944).
В сентябре 1946 года Соловьёва арестовали по обвинению в «подготовке террористического акта». Писателя отправили в Дубровлаг (Мордовия), где в виде исключения ему разрешили в свободное от работы время заниматься литературным творчеством. После смерти Сталина (1953 год) вышел на свободу.
Соловьёв написал сценарий кинофильма «Шинель» (1959) по одноименной повести Н. В. Гоголя. В 1961 году впервые появились в печати части нового произведения Л. В. Соловьёва «Книга юности» (отдельным изданием вышли посмертно, в 1963 году, под названием «Из «Книги юности»).
Писатель скончался 9 апреля 1962 года в Ленинграде. К столетнему юбилею (2006 год) был снят документальный фильм «Возмутитель спокойствия. Леонид Соловьёв» (сценарист Б. Т. Добродеев, режиссер И. И. Твердовский).
17 АВГУСТА
117 лет со дня рождения (5 августа по ст. ст.) Олейникова Николая Макаровича
(1898–1937) – русского советского писателя, поэта, сценариста
Николай Макарович был редактором журналов «ЁЖ» (1928–1929), «Чиж» (1934, 1937) и др. Псевдонимы – Макар Свирепый, Николай Макаров, Сергей Кравцов, Н. Техноруков, Мавзолеев-Каменский и Петр Близорукий. Начал свою литературную деятельность с работы в газете «Красный казак» на станции Каменская. Позднее, переехав в город Бахмут, работал ответственным секретарем газеты «Всероссийская кочегарка». Познакомившись с приехавшими из Петрограда писателями Михаилом Слонимским и Евгением Шварцем, совместно с ними в 1923 году организовал издание литературно-художественного приложения к газете – журнал «Забой» (первый номер вышел в сентябре 1923 года). В 1925 году, уже получив профессиональный опыт в качестве редактора, Олейников был отправлен на работу ЦК ВКП(б) в Ленинград, в газету «Ленинградская правда». Работал в редакции детского журнала «Новый Робинзон», созданного Самуилом Маршаком.
В 1926–1928 годах сотрудничал с ленинградскими и московскими журналами, занимался организацией детского радиовещания. В 1928 году Олейников — редактор нового «Ежемесячного журнала» для детей («ЁЖ»), в котором регулярно публиковались Корней Чуковский, Борис Житков, Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Евгений Шварц, а также поэты группы «ОБЭРИУ» (Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий), к которой примкнул и сам Олейников. Свои произведения в журнале «ЁЖ» он чаще всего публиковал под псевдонимом «Макар Свирепый».
В начале 1937 года Олейников возглавил издание детского журнала «Сверчок». 3 июля 1937 года был арестован как «участник контрреволюционной троцкистской организации» и после приговора был расстрелян 24 ноября 1937 года в Ленинграде. Реабилитирован посмертно в 1957 году. Тогда его вдова получила в ЗАГСе справку, что ее муж умер «от возвратного тифа 5 мая 1942 года». Эта недостоверная дата вошла во многие биографические справочники и энциклопедии.
Олейниковым была создана сложная самобытная поэтика, за внешним примитивизмом которой крылась тонкая ирония относительно советского официоза и изысканная пародия не только на поэтов-графоманов, но и на А. С. Пушкина и на товарища по ОБЭРИУ Николая Заболоцкого. Олейников писал инсценировки для детского театра, создал либретто оперы «Карась» для Д. Д. Шостаковича, сценарии (совместно с Евгением Шварцем) фильмов «Разбудите Леночку» (1934), «Леночка и виноград» (1935). Через 60 лет после смерти Николая Макаровича, в 1997 году, харьковский композитор и режиссер Алексей Коломийцев написал рок-оперу «Вивисекция» по мотивам его стихотворений-притчей о маленьких животных.
15 АВГУСТА
137 лет со дня рождения (3 августа по ст. ст.) Кудашевой Раисы Адамовны (1878–1964) – советской поэтессы, писательницы
Урожденная белорусско-литовская княжна Гедройц. О ее жизни известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Н. А. Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий – библиотекарем.
С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», – впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась ее единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, ее первой большой любви к блестящему офицеру.
В декабре 1903 года в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Елка», подписанное псевдонимом «А. Э». Положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, оно обрело всенародную славу, но имя автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Елочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поет ее «Елочку». Стихотворение было переиздано перед началом войны в 1941 году в сборнике «Елка» (М.-Л.: Детиздат, 1941). Составительница сборника Эсфирь Эмден специально разыскала автора стихотворения и указала фамилию Кудашевой в тексте.
Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»… С 1948 года после многолетнего перерыва вновь стали печататься сборники ее произведений. Известность и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950-х годов, когда ей шел уже восьмой десяток. В то время были напечатаны два интервью с писательницей: одно – в «Огоньке», другое – в «Вечерней Москве». В «Огоньке» была напечатана единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в преклонном возрасте.
14 АВГУСТА
228 лет со дня рождения (3 августа по ст. ст.) Греча Николая Ивановича (1787–1867) — русского издателя, журналиста, филолога
Родился в Санкт-Петербурге в семье надворного советника, обер-секретаря Сената Ивана Ивановича Греча и Катерины Яковлевны Греч (урожденной Фрейгольц). После окончания Юнкерского юридического училища при Сенате служил секретарем в Министерстве внутренних дел и одновременно преподавал русскую и латинскую словесность в Главном немецком училище св. Петра (c 1804 по 1813 год), в Царскосельском лицее. Состоял членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (с 1810). Был членом-корреспондентом Петербургской академии наук (с 1827).
В литературе дебютировал статьей «Синонимы. Счастие, благополучие, блаженство» в «Журнале российской словесности» в 1805 году. Участвовал в издании журналов «Гений времени», «Журнал новейших путешествий», «Европейский музей». Был издателем и редактором нескольких периодических изданий, игравших важную роль в русской литературной жизни XIX века. В октябре 1812 года основал исторический, политический и литературный еженедельный журнал «Сын отечества» и редактировал его до 1839 года, являвшийся в 1820-х годах наиболее влиятельным русским журналом.
Опубликовав в 1815 году в «Сыне отечества» статью «Обозрение русской литературы 1814 года», Н. И. Греч впервые ввел в русской журналистике и литературной критике жанр годового обозрения. Составил «Учебную книгу российской словесности, или Избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики и истории российской словесности» (ч. 1–4, Санкт-Петербург, 1819–1822), включавшую очерк истории русской литературы с характеристикой отдельных периодов. Принимал участие в альманахе А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева «Полярная звезда».
Автор романов «Поездка в Германию» (Санкт-Петербург, 1831) и пользовавшегося большим успехом у читателей «Черная женщина» (Санкт-Петербург, 1834). Издал «Литературные путешествия» «28 дней за границею, или Действительная поездка в Германию, 1835» (Санкт-Петербург, 1837), «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» (Санкт-Петербург, 1839), «Письма с дороги по Германии, Швейцарии и Италии» (Санкт-Петербург, 1843), «Парижские письма с заметками о Дании, Германии, Голландии и Бельгии» (Санкт-Петербург, 1847). Написал книгу мемуаров «Записки о моей жизни» (1866).
13 АВГУСТА
212 лет со дня рождения (1 августа по ст. ст.) Одоевского Владимира Фёдоровича
(1803–1869) – писателя, философа, педагога, музыковеда
Родился в Москве. В 1822 году с отличием окончил Московский университетский благородный пансион. Первый литературный опыт «Химикант Вильгельм (Из переписки двух приятелей)» напечатал в журнале «Благонамеренный» в 1820 году. В 1820-40-х писатель находился в центре литературной жизни России. Был дружен с А. С. Грибоедовым, Н. В. Гоголем, М. Ю. Лермонтовым. К его творчеству с интересом относился А. С. Пушкин. В 1836 году Одоевский был деятельным помощником Пушкина в издании журнала «Современник».
Одной из сторон деятельности Одоевского была забота о просвещении народа. Он написал для народного чтения ряд «Грамоток дедушки Иринея» – о газе, железных дорогах, порохе, о том, «что вокруг человека и что в нем самом». В 1833 году издал «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою», языком которых восхищался знаток русской речи В. И. Даль.
В 1834 году была отдельно опубликована сказка «Городок в табакерке», признанная одной из лучших в масштабах мировой словесности, и ставшая излюбленной у русских детей. В 1843 году Одоевский закончил работу над романом «Русские ночи», повествующем о судьбе культуры, истории, будущем Запада и России. Будучи сотрудником журнала «Современник», выпустил светские повести «Княжна Мими» и «Княжна Зизи», продолжающие линию «метафизической сатиры». Одоевский написал ряд музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т. д.)
В последние годы жизни писатель занимался историей, а также теорией «исконно великорусской музыки». На эту тему были опубликованы две работы: «О древнерусском песнопении» (1861) и «Общая музыка» (1867). Искание во всем прежде всего правды («Ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни, – писал он в свои преклонные годы, – были всегда и моими врагами, и моими мучителями: всюду я преследовал их, и всюду они меня преследовали»), уважение к человеческому достоинству и душевной свободе, проповедь снисхождения и деятельной любви к людям, восторженная преданность науке, стремление всесторонне вникнуть в организм духовной и физической природы отдельного человека и целого общества – характерные черты его произведений.
12 АВГУСТА
195 лет со дня рождения (31 июля по ст. ст.) Панаевой Авдотьи Яковлевны
(псевд. Н. Станицкий) (1820–1893), русской писательницы, мемуаристки
А. Я. Панаева родилась в Петербурге в семье актера Александринского театра. Получила неплохое домашнее образование, занималась в балетном классе Петербургского театрального училища. В 1839 году вышла замуж за прозаика и журналиста И. И. Панаева. Брак, к сожалению, не сложился. После долгих и мучительных колебаний Панаева становится гражданской женой выдающегося русского поэта Н. А. Некрасова, который посвятил ей свой знаменитый «панаевский» цикл стихотворений («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Тяжелый крест достался ей на долю...», «Прощанье», «Слезы и нервы», «Бьется сердце беспокойное» и др.)
Панаева активно участвовала в работе возглавляемого Некрасовым литературно-художественного журнала «Современник». Помимо собственно редакционной деятельности (чтение корректур, ведение отдела мод и пр.), она становится активным автором журнала. В качестве бесплатного приложения к «Современнику» печатается лучшее произведение Панаевой – автобиографическая повесть «Семейство Тальниковых» (1848).
Совместно с Некрасовым написала романы «Три страны света» (1849) и «Мертвое озеро» (1851). Ее перу принадлежат повести «Воздушные замки», «Степная барышня», «Домашний ад», «Русские в Италии», «Фантазерка», «Роман в петербургском полусвете», «История одного таланта», романы «Мелочи жизни» (1854), «Женская доля» (1862), очерк «Железная дорога между Петербургом и Москвою». В своих произведениях Панаева поднимала актуальные вопросы общественной жизни – положение женщины, воспитание, любовь и брак. После смерти И. И. Панаева и разрыва с Некрасовым в 1864 году она вышла замуж за молодого литератора А. Ф. Головачева.
Воспоминания А. Я. Панаевой под заглавием «Русские писатели и артисты. 1824–1870» были опубликованы в 1890 году и вызвали огромный интерес у читателей. Неоднократно переиздавались.
11 АВГУСТА
177 лет со дня рождения (30 июля по ст. ст.) Шеллера Александра Константиновича (1838–1900), (псевдоним А. Михайлов) – русского писателя-демократа, известного беллетриста.
Родился в Санкт-Петербурге. Его отец родом из эстонских мещан, служил в театральном оркестре; мать происходила из обедневшего аристократического рода. После домашнего обучения Шеллер был помещен в немецкую Анненскую школу, а затем в 1857 году поступил вольнослушателем в Петербургский университет. Выйдя из университета, Шеллер занимался самостоятельным изучением социальных вопросов.
Его литературная деятельность началась в 1859 году, когда он стал помещать, с подписью А. Релеш, фельетоны в журнале Плюшара «Весельчак», под заглавием «Мои беседы». Дебютировал Шеллер в некрасовском «Современнике» стихотворением, помещенным в № 10 за 1863 год. Одновременно со стихами были напечатаны два его больших автобиографических романа – «Гнилые болота», встреченный критикой весьма сочувственно и «Жизнь Шупова, его родных и знакомых».
В дальнейшем Шеллер вел иностранный отдел в журналах «Русское слово» и «Дело», печатался в газете «Неделя» и участвовал в ее редактировании. С 1877 года работал редактором журнала «Живописное обозрение». В журналах он публиковал множество своих произведений самых различных жанров: стихи, прозу, статьи научного и политического содержания (в том числе о положении рабочего класса в Европе). В 1860–80-х годах А. К. Шеллер написал романы «Господа Обносковы» (1868), «Вразброд» (1870), «Падение» (1870), «Лес рубят – щепки летят» (1871), «Над обрывом» (1883) и рассказ «Вешние грозы» (1892). Многие романы А. К. Шеллера сразу же переводились на иностранные языки. Дважды выходили прижизненные собрания его сочинений.
10 АВГУСТА
121 год со дня рождения (29 июля по ст. ст.) Зощенко Михаила Михайловича
(1894–1958), советского писателя
Родился в Санкт-Петербурге в семье художника. Впечатления детства отразились как в рассказах Зощенко для детей («Галоши и мороженое», «Елка», «Бабушкин подарок», «Не надо врать» и др.), так и в его повести «Перед восходом солнца». В 1915 году Зощенко ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами. В 1918 году, несмотря на болезнь, Михаил отправился добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919 года.
Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству и др. В написанных в это время юмористических «Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово» уже чувствуется стиль будущего сатирика. В 1920–1921 годах М. М. Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: «Любовь», «Война», «Старуха Врангель», «Рыбья самка». Цикл «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» вышел отдельной книгой в издательстве «Эрато». В книге от лица героя-рассказчика повествуется о мещанах, пытающихся освоиться в новых условиях, уверенных в том, что революция совершилась, чтобы обеспечить им беспечальное существование.
С 1922 по 1946 год книги Михаила Михайловича выдержали около ста изданий, включая собрание сочинений в шести томах. Его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни» и другие, которые он часто сам читал перед многочисленной аудиторией, были известны и любимы во всех слоях общества. В письме к Зощенко А. М. Горький отметил: «Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого». В 1930-е годы писатель работал над книгой «Перед восходом солнца», которую считал главной в своей жизни. Работа продолжилась и во время Отечественной войны в Алма-Ате, в эвакуации, поскольку пойти на фронт Зощенко не мог из-за тяжелой болезни сердца. Основную мысль повести можно выразить так: «Сила разума способна победить страх, отчаяние и уныние».
Книги М. М. Зощенко многократно переиздавались, переводились на иностранные языки. Писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. По произведениям Зощенко снято несколько художественных фильмов. В 2004 году о писателе был снят документальный фильм «Били меня три раза...»
9 АВГУСТА
184 года со дня рождения (28 июля по ст. ст.) Курочкина Василия Степановича
(1831–1875), поэта, журналиста, переводчика
Родился в Петербурге, в семье чиновника – бывшего крепостного. Окончив Кадетский корпус и Дворянский полк, несколько лет прослужил в армии. В 1857 году занялся литературной работой. Писать стихи начал еще в корпусе, его учителем был известный педагог Иринарх Введенский. К годам обучения в Дворянском полку относятся первые переводы В. Курочкина из Беранже. В эти же годы обнаружилось в нем и влечение к сатире.
Первые стихотворения поэта появлялись в петербургских журналах и газетах, затем – в «Библиотеке для чтения» Старчевского, «Сыне Отечества» и других, сразу были замечены его переводы из Беранже. П. И. Пашино в своих воспоминаниях писал: «Несколько переводов его из Беранже разом обратили на него внимание всего общества: они были до того рельефны и звучали таким естественным юмором, что сейчас же клались на ноты и распродавались в бесчисленном количестве экземпляров».
С конца 1850-х годов жизнь и поэтическая деятельность Курочкина тесно связана с сатирическим журналом «Искра», основанным им в 1859 году вместе с известным карикатуристом Н. А. Степановым. Он и его ближайшие соратники быстро откликались на все важнейшие события текущей общественной и литературной жизни; стихи, фельетоны, язвительные заметки, карикатуры – все било в одну цель. Умение быстро реагировать на события общественной жизни создали журналу заслуженную славу.
С первого же дня искровцам приходилось работать в обстановке цензурных преследований. Дважды Курочкина отстраняли от редактирования журнала. Кроме песен Беранже, Василий Степанович перевел пьесу Мольера «Мизантроп», а также ряд произведений Вольтера, Грессе, Виньи, Барбье, Гюго, Шиллера, Бернса и др. С начала 1860-х годов Курочкин был одним из организаторов «Земли и воли» и членом ее центрального комитета. С 1862 года попадает под надзор полиции, его арестовывают по каракозовскому делу. В Петропавловской крепости он провел более двух месяцев.
С начала 1870-х годов бороться с цензурой стало невмоготу, вскоре «Искра» была закрыта правительством. Для В. Курочкина это был тяжелый удар. Последние два года своей жизни он «выглядел совсем надломленным человеком. В нем оставалась лишь тень того, что жило в нем во дни оны...» Но он продолжал работать в «Отечественных записках» у Некрасова, занимался переводами, писал театральные обзоры, сатирические стихи и фельетоны.
8 АВГУСТА
88 лет со дня рождения Казакова Юрия Павловича,
советского писателя-прозаика
Юрий Павлович родился в Москве, в семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, будущий писатель окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса в 1951 году и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Но его увлекает литературное творчество, Ю. И. Казаков пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь. Поступает в Литературный институт им. М. Горького, который оканчивает в 1958 году. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы писателя.
В одном из писем Юрий Павлович писал: «Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа». В 1950–60-е годы увидели свет книги Казакова: «На полустанке», «По дороге», «Легкая жизнь», «Голубое и зеленое», «Запах хлеба», «Арктур – гончий пес», «Двое в декабре» и др. В 1969 году выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1970-е – знаменитые рассказы «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал», построенные в качестве лирического монолога отца, обращенного к маленькому сынишке.
Казаков много путешествовал. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом» и в других местах. Особое отношение у писателя было к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю, о прекрасном знании поморов, их быта, языка. В 1961 году выходит книга очерков «Северный дневник», которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. Последняя глава «Северного дневника» посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть «Мальчик из снежной ямы» и сценарий фильма «Великий самоед».
Лучшие рассказы Казакова были переведены на основные языки Европы, в Италии ему была присуждена Дантовская премия. Имя Ю. И. Казакова носит премия за лучший рассказ, присуждаемая журналом «Новый мир». Жизни писателя посвящен фильм «Послушай, не идет ли дождь».
7 АВГУСТА
99 лет со дня рождения Мелентьева Виталия Григорьевича (1916–1984),
писателя
Родился в Петрограде в семье инженера и учительницы. Вскоре после Октябрьской революции семья переехала в Таганрог. Виталий рано лишился отца, с 14 лет работал слесарем в Таганроге, плавал на судах Азовского пароходства, трудился грузчиком в Новороссийске, разносчиком газет в Батуми. В 1937 году был призван в армию, участвовал в Советско-финской войне. С началом Великой Отечественной войны В. Мелентьев перешел служить во фронтовую газету. После Победы занял должность начальника отдела боевой подготовки в газете «На боевом посту» Забайкальского военного округа. В 1953 году вышел в запас в звании подполковника, переехал в Иваново и серьезно занялся литературным творчеством.
В. Г. Мелентьев написал множество интересных книг военной и фантастической тематики, среди которых наиболее известны «Варшавка», «Фронтовичка» и «33 марта». Наряду с произведениями о войне и современниках, опубликовал повести «Голубые люди Розовой земли» и «Черный свет», составившие вместе с «33 марта» трилогию, переизданную полностью в 1973 г. В ней ненавязчиво утверждается и доказывается, что настоящий друг готов разделить самые большие несчастья и самые сложные приключения, что война – сумасшествие, а вкус к приключениям – совсем не самое страшное на свете. Об этом же и фантастическая повесть «Обыкновенная Мёмба», в которой трое школьников попадают на планету Мёмба, жизнь на которой – осуществленные мечты тогдашней земной жизни и науки.
Мелентьев писал и фантастические рассказы. Рассказ «Шумит тишина» включен в сборник лучших публикаций в журнале «Мир искателя». Кроме этого, Мелентьев являлся автором фантастической пьесы для детей «Пираты южных морей», поставленной в Ивановском драмтеатре в 1970-х годах. Около десяти лет, в 1970–80-х годах, Виталий Григорьевич руководил литературным объединением «Огонек» в Ногинске. В 1978 году в издательстве «Московский рабочий» вышел составленный Мелентьевым сборник прозы и поэзии подмосковных авторов – как профессионалов, так и начинающих литераторов. В эту книгу вошли произведения многих его воспитанников. В последние годы жизни писатель тяжело болел, но продолжал работать.
6 АВГУСТА
80 лет со дня рождения Мончинского Леонида Васильевича (род. 1935),
писателя, журналиста
Родился в Смоленске. Перед Великой Отечественной войной семья Мончинских переехала в Иркутск. Жили на станции Иннокентьевская (Иркутск-2), родители работали на авиазаводе. В школе посещал секцию бокса, стал кандидатом в мастера спорта. Окончил факультета журналистики Иркутского государственного университета. Был автором заводской газеты, затем публиковался в газете «Советская молодежь». «Я написал в заводскую газету заметку. Наутро стал знаменитым на всем заводе, и меня позвали работать в газету».
Крестным отцом его в журналистике стал Валентин Распутин. И не только в ней. Когда много позже Леонид Васильевич придет к вере в Бога, крестным станет именно Валентин Григорьевич. В начале 1970-х Мончинский познакомился с легендарным руководителем артели золотодобытчиков Вадимом Тумановым и уехал работать к нему. Мыл золото в артелях «Витим», «Лена», «Печора». В 1976 году, после посещения старательской артели Туманова Владимиром Высоцким, Высоцкий и Мончинский приступили к написанию романа «Черная свеча». Главный герой романа Вадим Упоров был списан с Вадима Туманова, личности незаурядной.
Не вспомнить, кому из авторов принадлежал образ черной свечи, давшей название произведению, но он родился благодаря словам батюшки маленькой старинной церквушки, который был убежден, что в человеческой душе горят две свечи. Белая символизирует святое начало, все доброе и чистое. Черная олицетворяет темную сторону, толкающую человека на преступный путь. Профессор Виктор Тростников назвал произведение лучшей в своем жанре книгой. В 2006 году по мотивам повести «Черная свеча» был снят фильм «Фартовый».
Работа в артели приблизила Мончинского к простым людям и их непростым историям. Однажды в глухомани он встретил семью: старуха-мать и уже немолодой сын, крестьянин и охотник. Они были когда-то сосланы как члены семьи врага народа. Их биографии отразили трагедию установления советской власти в Сибири. Она и стала фабулой повести «Прощеное воскресенье». За повесть писатель был удостоен литературной премии Василия Шукшина, а кинорежиссер Николай Стамбула в 1995 году поставил фильм «Волчья кровь». Главную роль в нем сыграл Евгений Сидихин.
В настоящее время писатель Л. В. Мончинский живет в Краснодаре.
5 АВГУСТА
117 лет со дня рождения (24 июля по ст. ст.) Лебедева-Кумача Василия Ивановича (1898–1949), советского поэта-песенника
Настоящая фамилия Лебедев. Родился в семье сапожника в Москве. Писать стихи начал рано. В 1919 году Василий Лебедев начал работать в красноармейской печати, в военных клубах, в Бюро печати Политуправления Реввоенсовета республики, а потом в военном отделе «Агит-Роста». Позднее работал в различных периодических изданиях, писал для эстрады и кино.
Вначале Лебедев-Кумач сочинял в основном сатирические стихи, рассказы, фельетоны. С 1918 года сотрудничал с газетами «Беднота», «Гудок», «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Красноармеец», проработал 12 лет в журнале «Крокодил», создав множество литературных пародий, сатирических сказок и фельетонов на темы хозяйственного и культурного строительства. Выпустил несколько отдельных сборников: «Развод», «Чаинки в блюдце», «Со всех волостей», «Печальные улыбки», «Людишки и делишки».
В 1934 году в содружестве с композитором И. О. Дунаевским сочинил «Марш веселых ребят» («Легко на сердце от песни веселой») для кинофильма «Веселые ребята», принесший Лебедеву-Кумачу широкое признание и определивший его дальнейший творческий путь поэта-песенника. Впоследствии писал тексты песен к кинокомедиям «Цирк», «Волга-Волга», к фильму «Дети капитана Гранта» и др. Песни на слова Лебедева-Кумача исполнялись на радио и концертах, их охотно пел и народ. Жизнерадостные, полные молодого задора стихи «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»), «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…»), «Песня о Волге» («Красавица народная, как море, полноводная») и другие органично сливались с музыкой и оставались в памяти.
В 1941 году в ответ на известие о нападении гитлеровской Германии на СССР В. И. Лебедев-Кумач написал известную песню «Священная война». «В поэзии еще не было примера, чтобы поэт так властно обращался ко всей “огромной стране” с призывом подняться на величайший подвиг», ¬– вспоминает литературовед Ю. И. Данилин. Под эту песню шли добровольцы на призывные пункты, с ней трудились оставшиеся в тылу женщины и дети.
Во время Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач служил в Военно-морском флоте политработником, был сотрудником газеты «Красный флот», войну закончил в звании капитана первого ранга. Поэт по праву считается одним из создателей жанра советской массовой песни. Член Союза писателей СССР с 1934 года. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941), награжден тремя орденами и несколькими медалями.
4 АВГУСТА
101 год со дня рождения Ласкина Бориса Савельевича (1914–1983), поэта, киносценариста, прозаика
Автор стихов песен, юмористических рассказов и интермедий Б. С. Ласкин родился в Орше, во время Первой мировой войны. Отец писателя Савелий Моисеевич – дантист, умер 37-летним. Мать Роза Соломоновна, овдовев, работала в редакции городской газеты «Набат». С детства Борис отличался живостью и незаурядными способностями. В 6-7 лет начал подбирать рифмы к словам, сочинял забавные двустишия и даже частушки. В1922 году мать с двумя сыновьями поселилась в Москве.
Получив библиотечное образование, Ласкин вместе с другими студентами организовывал в Тульской губернии библиотеки и кружки по ликвидации безграмотности. В 1932-м начал работать в кино, что и стало делом всей его жизни. В 1935 году Борис Савельевич поступил во ВГИК и по окончании стал сценаристом. Первый фильм по сценарию Ласкина «Сын джигита» был снят в 1940 году. Во время войны был военным корреспондентом, писал для фронтовых газет и театров.
Первый сборник «Песни» вышел в Ташкенте в 1943 году. Самыми известными стали «Три танкиста», «Спят курганы темные», «Эх, путь-дорожка фронтовая» и веселая песенка «Пять минут». Исполнители написанных на стихи Бориса Ласкина шлягеров – такие звезды российской эстрады, как Леонид Утесов, Людмила Гурченко, Иосиф Кобзон, Алиса Фрейндлих, Лев Лещенко. А в кино после «Карнавальной ночи» были «Девушка с гитарой», «Не имей сто рублей», «Дайте жалобную книгу» и другие художественные фильмы, всего около 20, сценарии к которым написал Б. В. Ласкин.
Проза печаталась в журналах «Смена», «Крокодил», «Огонек». Его перу принадлежат сборники юмористических рассказов «Свидание», «Продолжение знакомства», «В жизни так случается», «Сватовство майора», «Тридцать три рассказа». Ласкин был удивительным рассказчиком, ироничным и смелым юмористом. В 1940–50-е годы выступал на эстраде в цикле вечеров «Автор и исполнители». Многие его рассказы, куплеты, монологи, репризы рождались из записных книжек, анекдотов, подслушанных на улицах, беседах с людьми. Критик Ю. Юзовский писал о Б. В. Ласкине: «Умница, весельчак, злюка».
3 АВГУСТА
91 год со дня рождения Алексина Анатолия Георгиевича (род. 1924),
писателя, драматурга
Настоящая фамилия – Гоберман. На формирование характера писателя оказала воздействие трагическая судьба отца, ветерана революции и Гражданской войны, впоследствии журналиста, репрессированного в 1937 году, было влияние и матери – доброго, мужественного человека. Детство будущего писателя прошло в Москве и на даче в Серебряном Бору, где он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком. В годы войны Анатолий Алексин заведовал заводской многотиражкой на строительстве Уральского алюминиевого завода, а потом поступил в из Московский институт востоковедения.
К этому же времени принадлежат его первые печатные произведения. Вскоре Алексин становится одним из самых широко известных и печатаемых авторов в стране, он принимает участие в читательских конференциях, на которых встречается с детьми и взрослыми. Из-под пера писателя выходят сборники повестей и рассказов о детстве и юности, о связи детей с миром взрослых: «А тем временем где-то...», «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Поздний ребенок», «Третий в пятом ряду», «Безумная Евдокия», «Сигнальщики и горнисты» и другие.
Анатолий Алексин является лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР, премии Ленинского комсомола, удостоен почетной медали Н. К. Крупской, Международной премии социалистических стран имени А. М. Горького, Международного диплома имени Андерсена. Писатель являлся членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, секретарем Правления Союза писателей РСФСР, президентом ассоциации «Мир – детям мира!», заместителем председателя Советского комитета защиты мира, членом Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля, почетным членом Союза писателей Америки и Канады. Книги Алексина изданы на сорока восьми языках мира, тираж которых превысил сто двадцать миллионов экземпляров. Имя писателя включено во многие российские и зарубежные академические издания.
В настоящее время Анатолий Георгиевич Алексин живет в Израиле.
2 АВГУСТА
118 лет со дня рождения (21 июля по ст. ст.) Слонимского Михаила Леонидовича (1897–1972), писателя и публициста
Родился в семье экономиста и публициста Леонида (Людвига) Зиновьевича Слонимского. Учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета. Участвовал в Первой мировой войне. За бой под Единорожцем получил Георгиевскую медаль, был ранен и контужен. После демобилизации служил в архиве Наркомпроса. В 1919 году познакомился с М. Горьким, работал в издательстве «Всемирная литература», занимался в студии переводчиков у К. И. Чуковского, читал лекции на городских курсах комсомола и милиции.
В 1920 году поселился в «Доме искусств» и избран его секретарем; член группы «Серапионовы братья» с момента ее возникновения. В середине 1920-х годов работал в журнале «Ленинград», альманахе «Ковш», издательстве «Прибой», ленинградском отделении Госиздата, журналах «Резец» и «Стройка»; участвовал в организации «Издательства писателей в Ленинграде». В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек».
Проза Михаила Леонидовича впервые появилась в печати в 1914 году (рассказ «Экзаменационные работы», подписанный псевдонимом Мими, в журнале «Новый сатирикон»). Первой книгой был сборник рассказов о Первой мировой войне «Шестой стрелковый». К 1970 году Слонимский – известный автор романов «Лавровы», «Фома Клешнев», «Инженеры», «Друзья», «Ровесники века», «Семь лет спустя» и повестей «Средний проспект», «Западники», «Повести о Левинэ».
Даниил Гранин так отзывался о творчестве писателя: «В романах, повестях, рассказах, воспоминаниях Михаила Слонимского по-разному соединяются психологизм, сюжетная документальность, интеллектуальная сложность, эмоциональность, символичность; предстают разные слои жизни, разные профессии, разные исторические эпохи, но единым остается страстное стремление писателя к правде, к безусловной и строгой честности перед своим современником».
М. Л. Слонимский являлся членом правления Всероссийского Союза писателей, председателем Ленинградского отделения Союза писателей, членом правления Союза писателей СССР. Награжден тремя орденами, а также медалями.
1 АВГУСТ
214 лет со дня рождения (20 июля по ст. ст.) Полевого Ксенофонта Алексеевича
(1801–1867), русского писателя, литературного критика, журналиста
Родился в Иркутске. В начале 1820-х переехал в Москву. Систематического образования ему не удалось получить, но в лице своего старшего брата Николая он видел наставника и товарища в деле самообразования. В 1824 году Николай Полевой получил разрешение на издание журнала «Московский телеграф». С первого номера журнала Ксенофонт Алексеевич стал его деятельным сотрудником, с ним связаны его лучшие годы жизни и творчества. Его перу принадлежит большое количество рецензий, критических статей, которые выдвинули Полевого в ряд ведущих критиков своего времени. В них были подняты важные вопросы: писатель и время, средства художественного выражения действительности, современность литературного творчества, цели и задачи литературной критики и другие.
После закрытия журнала Полевой еще несколько лет жил в Москве. Занимался книжной торговлей, переводами разных сочинений с французского языка и в 1836 году выпустил самое крупное свое произведение – «Ломоносов», где в виде исторического романа изложил биографию гениального ученого. «Доселе у нас не было биографии Ломоносова…, – писал Белинский, – его жизнь, труд рассказаны Полевым так просто, благородно, увлекательно, с таким одушевлением... Вы читаете не компиляцию, не сбор фактов, а видите живую и полную картину... Это поэтическая биография, принадлежащая и к науке, и к искусству – род совершенно новый, оригинальный».
Затем К. А. Полевой редактировал ежегодник «Живописное обозрение», сотрудничал в «Отечественных записках» и «Северной пчеле», издавал «Живописную русскую библиотеку». В 1838 году Ксенофонт Полевой написал биографию баснописца Хемницера, приложенную к собранию его сочинений, а через год издал «Горе от ума» А. Грибоедова с предисловием, ценным находящимися в нем личными воспоминаниями издателя о великом поэте. В 1849 году писатель переехал в Петербург. Литературная общественность была настроена к нему недоброжелательно. Несмотря на свой несомненный журналистский талант, Полевой не сумел увидеть изменения, которые происходили в стране и оказался в стане реакционеров.
С 1850 года отошел от литературной деятельности и занялся составлением мемуаров. Основным итогом его работы стали «Записки о жизни и сочинениях Н. Полевого», в которых он сохранил добрую память о брате. Умер К. А. Полевой в родовом имении в селе Тюхменево, близ города Вязьмы. Он оставил заметный след в русской журналистике, способствовал развитию литературной критики, стал создателем необычайно популярного в наши дни жанра художественной биографии.
Последнее изменение: 2 октября 2015 12:17