Главная > О библиотеке > Наши проекты > «Домашняя библиотека: инструкция по применению»
Домашние библиотеки – некогда обязательный атрибут «культурного» дома и семейная реликвия – в настоящее время находятся под угрозой культурной и физической гибели. С тех пор как печатная книга перестала быть основным носителем информации, существенно пошатнулся пиетет по отношению к ней. Не такое далекое время назад люди интересовались историей книги, бережно сохраняли экземпляры из личных собраний, самостоятельно ремонтировали их, искали новый «дом» для невостребованных изданий. Сегодня же домашние библиотеки сдаются в утиль, и вместе с ними зачастую гибнут редкие и ценные экземпляры. Мы забываем, что книга сама по себе является предметом культуры и искусства.
Как изменить ситуацию и вернуть уважение в обществе к книгам и библиотекам? Для этого был придуман проект, посвященный домашним библиотекам. Нашу идею поддержал благотворительный Фонд Михаила Прохорова, при финансовой поддержке которого оказалась возможной ее реализация..
Представленный проект «Домашняя библиотека» – это наш вклад в сохранение книги и семейного чтения. Его цель – изменение отношения в обществе к домашним библиотекам как культурному феномену и помощь в физическом сохранении составляющих их книг. Проект призван сформировать у школьников образ домашней библиотеки как семейной ценности, обучить практическим навыкам ремонта и хранения книг, познакомить подростков с движением Буккроссинг.
И организаторам удалось вызвать интерес. В течение двух месяцев 164 школьника г. Иркутска посещали занятия со специалистами библиотеки.
За это время они познакомились с азами книговедения, смогли прикоснуться к книгам, изданным 300–400 лет назад (допуск к которым обычно строго ограничен), узнали о том, как менялась книга со временем и научились распознавать редкие и ценные экземпляры среди современных изданий. Кроме того, вместе с реставраторами каждый школьник самостоятельно отремонтировал личную книгу. Всё это было совершенно бесплатно для участников.
Как мы оценивали результаты своей работы? Здесь нам помогли эссе, написанные по итогам занятий. Все они размещены в официальной группе проекта «ВКонтакте». Эссе были нужны для того, чтобы школьники по-новому взглянули на свои домашние собрания. Дети писали истории становления домашних библиотек, выявляли «старожилов» книжных полок, рассказывали о бабушкиных и дедушкиных книгах. Выявлены автографы, дарственные надписи, кто-то даже обнаружил свои детские рисунки. Во всех эссе так или иначе звучала мысль о том, что у каждой книги есть свой ценитель, что книги – семейная ценность, и их нельзя просто так выбрасывать. Именно это – та цель, к которой мы стремились.
Так как количество участников проекта было ограничено, не все желающие смогли принять в нем участие. Именно поэтому в данном разделе мы разместили видеозаписи лекций и мастер-классов сотрудников библиотеки, специально разработанных для участников. Они разбиты на два курса:
- теоретический – «Книга как многогранный культурный феномен»
- практический – «Ремонт книг в домашних условиях»
Все фотографии вы можете найти в фотоальбоме.
Спасибо за участие и интерес!
Последнее изменение: 7 апреля 2017 16:10