Главная > О библиотеке > Наши проекты > ФЕВРАЛЬ
27 ФЕВРАЛЯ
190 лет назад (1825) была опубликована первая глава романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»,одного из самых значительных произведений русской словесности
Пушкин работал над этим романом свыше семи лет, с 1823 по 1831 год. Роман был, по словам поэта, «плодом» «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним автор называл подвигом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.
97 лет назад (1918), в большой аудитории московского Политехнического музея своего «монарха» выбирали русские поэты (во время смуты Октябрьского переворота еще не успевшие понять, что они уже советские)
Первое место и мантия Короля поэтов достались Игорю Северянину, второе и третье места заняли Владимир Маяковский и Василий Каменский. Поклонники последних двух были недовольны результатами состоявшего, как обещали устроители, «всеобщего, прямого, равного и тайного голосования».
26 ФЕВРАЛЯ
114 лет назад (1901) в Москве на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры»
Пьеса была написана Чеховым по заказу театра. С
тех пор она уже более ста лет не сходит со сцены как в России, так и за
рубежом. На протяжении всего XX века к «Трем сестрам» обращались
выдающиеся режиссеры, в их числе Владимир Немирович-Данченко и Георгий
Товстоногов, Олег Ефремов и Юрий Любимов, Лоуренс Оливье и Эрвин Аксер.
Отдельные эпизоды пьесы, лица и ситуации
современники связывали впоследствии с действительными событиями и
возможными прототипами, а действие происходит в городе «типа Перми».
Пермские краеведы считают, что город вполне узнаваем. Согласно
литературной легенде, прототипами сестер Прозоровых являются пермские
просветительницы сестры Циммерман – Оттилия, Маргарита и Эвелина,
учредившие в городе первую частную школу.
Недостатком драматургии Чехова, и в первую
очередь «Трех сестер», многие считали отсутствие фабулы в привычном
понимании этого слова. Лев Толстой так отзывался по поводу чеховских
спектаклей в МХТ: «Если пьяный лекарь будет лежать на диване, а за окном
идти дождь, то это, по мнению Чехова, будет пьеса, а по мнению
Станиславского – настроение; по моему же мнению, это скверная скука, и,
лежа на диване, никакого действия драматического не вылежишь…»
«Драма ослепляет богатством и тонкостью
красок; на такой же высоте стоит и ее исполнение труппою Художественного
театра. Здесь большой художник слова растворился в работе равных ему
сил. Получилось произведение искусства из тех, ради одних которых
прекрасна жизнь. Знали ли „сестры“, что существуют такие произведения?»
(П. Ярцев, журнал «Театр и искусство», 1901 г.).
«…В пьесе Чехова никак нельзя, чтобы актер жил
только теми словами, которые он сейчас произносит, и тем содержанием,
которое по первому впечатлению в них заложено. Каждая фигура носит в
себе что-то невысказанное, какую-то скрытую драму, скрытую мечту,
скрытые переживания, целую большую – не выраженную в слове – жизнь.
Где-то она вдруг прорвется, – в какой-то фразе, в какой-то сцене. И
тогда наступит та высокохудожественная радость, которая составляет смысл
театра» (В. И. Немирович-Данченко, 1939 г.).
25 ФЕВРАЛЯ
77 лет со дня рождения Ротенфельда Бориса Соломоновича (1938–2007), иркутского писателя, журналиста, публициста,
члена Союза российских писателей
Родился в Киеве, окончил историко-филологический факультет
Тульского педагогического института. По распределению работал в
Нижнеудинске учителем вечерней школы, потом занялся журналистикой,
сотрудничал с районными газетами. С 1966 г. работал в областной газете
«Советская молодежь». Много ездил по Сибири и Союзу. Первая сказка
«Розы» была опубликована в 1962 г. Книга рассказов «Польская кукла»
(1971) и последующие журнальные публикации обозначили пристрастие автора
к точному, неторопливому слову, достоверным деталям, движениям души
обыкновенного, ничем особо не выдающегося человека.
Как журналист Ротенфельд всегда находился в гуще событий, на
протяжении десятилетия его творчество посвящено Байкало-Амурской
магистрали. Очерки и публицистические статьи отличались остротой
затронутых проблем, внимательным отношением к судьбам
тружеников-сибиряков, вопросам охраны природы. Произведения Б.
Ротенфельда: «Земля доброй надежды» (1983), «Я это видел, или Жизнь
российского губернатора: о Ю. Ножикове» (1998), «Эти встречи с оттенком
печали…» (2006). Печатался в иркутской прессе, в журналах «Советская
литература», «Смена», «Аврора», «Звезда Востока».
24 ФЕВРАЛЯ
123 года со дня рождения Федина Константина Александровича (1892–1977), советского писателя
Родился в Саратове в небогатой
семье владельца писчебумажного магазина. В 1911 г. по настоянию родных
поступил в Московский коммерческий институт; в 1914 г. жил в Германии,
совершенствуя немецкий язык и практикуясь на карандашной фабрике. Первые
публикации появились в 1913–1914 гг. Начавшаяся Первая мировая война
задержала Федина в Германии, он возвратился в Россию в 1918 г. В
Германии Федин открыл для себя мир европейской культуры и впоследствии
стал одним из образованнейших советских писателей. Впечатления от жизни
вне родины получили отражения в произведениях «Дядя Кисель», «Города и
годы», «Братья».
Возвратившись на родину, участвует в становлении
советской печати, работает в сызранских периодических изданиях, печатает
статьи на злободневные темы. Затем работа в Москве и Петрограде, где
Федин вошел в литературную группу «Серапионовы братья», которая
противостояла разного рода формалистским, эстетским, прозападным
увлечениям, исповедуя реалистические традиции русской классики. В 1921
г. рассказ «Сад» принес писателю большую известность. В своих
произведениях предупреждал о сложном человеческом материале, который не
поддавался стремительному изменению в ходе революционных
преобразований.
Роман «Города и годы» (1924) посвящен Первой мировой
войне и совершившейся революции; писатель бесстрашно вторгся в эпицентр
европейской политической жизни первых двух десятилетий XX века. О том,
что вложил в своего героя Андрея, писатель говорил так: «Наделил
лучшим, что мне известно. Но я наделил его также самым горшим:
отчаянием. Мир жесток, к несчастью». Роман был встречен с большим
интересом и до 1937 г. он ежегодно выходил из печати. Он показал, что
русская литература периода революции не утратила своей способности
постигать трудные противоречия земной жизни.
На рубеже 1920–1930-х Федин играл значительную роль в
литературной жизни страны, руководил Ленинградской писательской
организацией, вел активную работу по сплочению писательских сил. В годы
Великой Отечественной войны в эвакуации Федин приступил к созданию
трилогии: «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1947–1948),
«Костер» (1961–1965). Повествование отражает раздумья писателя об
историческом пути России, о социально-нравственных проблемах революции.
Роман «Костер» остался незавершенным.
Федин был видным общественным деятелем, неоднократно
получал правительственные награды, был лауреатом Государственных премий.
Его произведения переведены на многие языки. Появившиеся в последние
годы в печати фрагменты его дневников и писем раскрывают борения
художника, постоянно испытывавшего на себе жесткую зависимость от
официальной идеологии.
102 года со дня рождения Зверева Алексея Васильевича (1913–1992), иркутского писателя, члена Союза писателей СССР,
члена Союза писателей России.
Родился в селе Усть-Куда
Иркутского района в крестьянской семье. Окончил школу-семилетку в
рабочем поселке Иннокентьевском (ныне Ленинский район Иркутска), затем
Иркутский сельскохозяйственный техникум и работал по специальности. В
1930-х гг. начал печатать свои первые стихи в районных и областных
газетах. В 1942–1945 гг. воевал на Первом Украинском фронте, был тяжело
ранен, около года провел в госпитале. Был награжден орденом Красной
Звезды и боевыми медалями. Вернувшись с фронта, Зверев поступил учиться в
Иркутский педагогический институт, одновременно работая учителем
русского языка и литературы. В общей сложности он проработал в школе 36
лет. В 1960 г. опубликовал первое крупное произведение – роман «Далеко в
стране Иркутской» в альманахе «Ангара». В 1962 г. роман вышел отдельным
изданием. Далее были написаны роман «Дом в поле» (1970), повести и
рассказы «Гарусный платок» (1976), «Выздоровление» (1982), «Раны»
(1983), «Как по синему морю...» (1984). В последние годы, полностью
посвятив себя литературе, Алексей Васильевич упорно и много работал. В
его произведениях запечатлены характеры и судьбы сибиряков, быт и нравы
современной сибирской деревни – все то, что было и его жизнью.
Его именем названа литературная премия журнала
«Сибирь», учрежденная в 1998 г. В Иркутске на здании школы № 67, где до
войны работал Алексей Зверев, в 2008 г. в честь учителя и писателя
установлена мемориальная доска.
23 ФЕВРАЛЯ
175 лет со дня рождения Крестовского Всеволода Владимировича (1840–1895), русского поэта и прозаика, литературного критика
Родился в семье офицера, выходца из польского дворянского
рода, профессиональный военный. В качестве журналиста при штабе
действующей армии принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
Участвовал в различных периодических изданиях, в том числе военных. По
предложению Александра II составил «Историю лейб-гвардии Уланского Его
Величества полка» (1876). Писал рассказы и стихи. Некоторые
стихотворения стали популярными городскими романсами («Под душистою
ветвью сирени», «Прости, на вечную разлуку»), баллада «Ванька-ключник» –
известной народной песней, стихотворения «Владимирка» и «Полоса»
получили в народе статус революционных песен. Автор либретто оперы Н. А.
Римского-Корсакова «Псковитянка» и оперы «Наташа, или Волжские
разбойники».
Наиболее значительным произведением считается роман
«Петербургские трущобы» (1864–1866). Этот роман о внешней изысканной и
невидимой, но истинной, укрытой от посторонних глаз жизни Петербурга
создает социальный портрет всего российского общества. Современники
зачитывались романом, находя в нем знакомые места и образы. Авантюрный
сюжет, образы персонажей, зарисовки жизни разных слоев общества – все
это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение. Роман
считался одним из самых популярных в России в XIX веке. В 1994 г. по его
мотивам начал сниматься телесериал «Петербургские тайны». Однако
современные сценаристы и режиссеры отошли от трагического сюжета романа,
придав телесериалу хэппи-энд и социальную легковесность, полностью
изменив многие характеры и поступки персонажей.
101 год со дня рождения Мариной Валентины Ивановны (1914–2001), иркутской писательницы
Родилась в Тамбовской губернии в
многодетной семье сельского учителя. В Иркутске начала работать
репортером в отделении РОСТА (Российского телеграфного агентства).
По окончании рабфака Иркутского университета в 1934 г. –
сотрудник газет «Восточно-Сибирский путь» и «Восточно-Сибирская правда»,
редакции «Последних известий» областного радиокомитета.
В 1947 г. в альманахе «Новая Сибирь» вышли «Джугджурские
очерки», затем – другие рассказы и очерки, книги очерков: «Люди одной
дороги», «Мои знакомые» (1954), «Опасный рейс» (1956), «Высокий берег»
(1966). Их герои – труженики Восточной Сибири – машинисты, верхолазы,
рыбаки, садоводы, жители сибирской деревни. Из журналиста вырастает
писатель. За очерками следует повесть «Трудный год» (впоследствии
переработанная в роман «Поземка» – семейно-производственная драма),
повесть о женской судьбе «Лебединские женщины», сатирическая повесть
«Павильон Раймонды», детектив «Верхотуров против меломана», детская
книжечка «Маленький зелёный мотороллер».
22 ФЕВРАЛЯ
187 лет со дня заключения Туркманчайского мирного договора между Россией и Персией (1828)
Сейчас о нем вспоминают в основном потому, что одним из дипломатов, участвовавших в подписании, былАлександр Грибоедов, автор «Горя от ума». По этому договору Персия уступила России Эриванское и Нахичеванское ханства, позволила переселиться армянам в Закавказье, предоставила свободу плавания русским судам по Каспийскому морю и выплатила военную контрибуцию.
51 год со дня премьеры советского двухсерийного художественного фильма «Живые и мертвые» (1964)
Фильм снят на
киностудии «Мосфильм» режиссером А. Столпером по первой части трилогии
Константина Симонова («Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются»,
«Последнее лето»). Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная
линия охватывает период с июня 1941 по июль 1944 г. Журналиста Ивана
Синцова известие о вероломном нападении фашистской Германии застает во
время отпуска на юге. Как фронтовой корреспондент он становится
свидетелем тяжелых событий – многочисленных отступлений 1941 г. По
мнению литературоведов советской эпохи, роман являлся одним из ярчайших
отечественных произведений о событиях Великой Отечественной войны.
В ролях: Алексей Глазырин, Кирилл Лавров, Олег Ефремов,
Анатолий Папанов, Виктор Авдюшко, Евгений Самойлов и др.
20 ФЕВРАЛЯ
163 года со дня рождения Гарина-Михайловского Николая Георгиевича (1852–1906), писателя, публициста
Настоящая фамилия – Михайловский,
литературный псевдоним – Н. Гарин. Крупный инженер-изыскатель,
строитель, путешественник, видный общественный деятель.
Родился в семье военного. Во время учебы в
Институте путей сообщений летом 1876 г. Михайловский работал на
железной дороге в Бессарабии кочегаром. Непосредственное знакомство с
людьми труда, с изнуряющей физической работой кочегара и машиниста
принесло молодому человеку огромную пользу, способствовало его
формированию как личности. Окончил институт в 1878 г. Проявил себя как
талантливый инженер, работая на строительстве крупных железных дорог, в
том числе Великого Сибирского пути.
Увлекшись народничеством, в начале 1880-х
гг. поселился в своем имении в Самарской губернии. Пытаясь доказать
жизненность «общинного быта», занялся социальным реформаторством,
которое, однако, закончилось неудачей. Крестьяне с недоверием и ропотом
встречали все нововведения доброго помещика, а с местными кулаками он
вступил в открытый конфликт, результатом которого стала серия поджогов.
Разочаровавшись в народнических идеях, сотрудничал с марксистскими
изданиями, помогал партии большевиков материально.
Гарин выступил в литературе как реалист и
демократ. В рассказах 1890-х гг. он отразил процесс расслоения деревни,
рисовал образы технической интеллигенции и рабочих. Наиболее
значительные произведения – тетралогия «Детство Темы» (1892),
«Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (1907) – посвящены
судьбам молодого поколения интеллигенции «переломного времени».
Результатом многочисленных путешествий
явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову»
(1899), сборник «Корейские сказки» (1899). В начале 1900-х гг.
сотрудничал в издательстве М. Горького «Знание».
«Талантлив был, во все стороны талантлив! Даже инженерскую
тужурку свою талантливо носил». (Савва Мамонтов, русский предприниматель
и меценат о Н. Г. Гарине-Михайловском).
19 ФЕВРАЛЯ
65 лет со дня рождения Сидоренко Валентины Васильевны (1950)
писателя, поэта, члена Союза писателей СССР, члена Союза писателей России
Родилась в Иркутске. Впервые заявила о себе на конференции «Молодость. Творчество. Современность» в 1970 году, когда получила диплом первой степени за подборку стихов. Позднее вышли книги «Сок подорожника» (1981), «Завтра праздник» (1984, Москва), «Полем небороненным» (1991) в серии «Современная сибирская повесть». Герои произведений Сидоренко – люди разные и по своим занятиям, и по возрасту, для каждого писательница находит оригинальную черту характера, новую краску. С самого начала литературного пути Валентина Васильевна пишет о современности, какой увидела ее в 1970-е, затем в 80-е и 90-е годы. Изображаемое пронизано болью автора за человека, его душевное неустройство, связанное прежде всего с утратой природного начала, родства с землей. С конца 1980-х отдает много сил для возрождения православия, являлась составителем-редактором газеты-альманаха «Литературный Иркутск» (1988–1993). В настоящее время Валентина Сидоренко вернулась к стихам, недавно подготовила новую книгу повестей «Дело житейское».
17 ФЕВРАЛЯ
109 лет со дня рождения Барто Агнии Львовны (1906–1981), советской детской поэтессы, писательницы, киносценариста, радиоведущей
Родилась в семье ветеринарного врача Л. Н. Волова в Москве.
Получила хорошее домашнее образование, затем училась в гимназии, где и
начала писать стихи. Первые опубликованные стихотворения – «Китайчонок
Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925). Сборники – «Стихи детям» (1949), «За
цветами в зимний лес» (1970).
Большинство ее стихов написано для детей – дошкольников или
младших школьников. Стиль очень легкий, стихи нетрудно читать и
запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребенком простым бытовым
языком, но в рифму, как будто автор – их ровесница. Стихи Барто всегда
на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся
историю, называя ее героев по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает
Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай
одолжение». Стихи Барто – любимые произведения многих поколений.
В 1964–1973 годах поэтесса вела на «Радио Маяк» программу «Найти
человека» о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой
Отечественной войны. На основе программы была написана прозаическая
книга «Найти человека» (1968).
Автор сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной,
1939), «Слон и верёвочка» (1945), «Алёша Птицын вырабатывает характер»
(1953), «10000 мальчиков» (1961).
Лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972).
70 лет со дня рождения Смирнова (псевдоним Скиф) Владимира Петровича (1945), поэта, пародиста, редактора, члена Союза писателей России, председателя правления Союза писателей России
Родился в пос. Куйтун Иркутской области в семье потомственного
хлебопека. Окончил Тулунское педагогическое училище, преподавал
черчение, географию, рисование, физкультуру в средних и старших классах.
Служил на Тихоокеанском флоте в морской авиации. В 1970 году поступил
на отделение журналистики ИГУ. Первая книга стихов «Зимняя мозаика»
вышла в 1970 году. После окончания университета работал в Иркутском
облкниготорге. В 1982 году стал одним из победителей II Всероссийского
семинара молодых сатириков и юмористов в Москве. Автор большого числа
книг, выпущенных в разное время в Москве и Иркутске: «Воздушный слон»
(1980), «Бой на рапирах» (1982), «Грибной дождь» (1983), «Живу печалью и
надеждой» (1989), «Галерея» (1993), «К сопернику имею интерес»» (1993),
«Копье пересвета» (1995), «Над русским перепутьем» (1996), «Себя не
сознаваху» (2001). За книгу детских стихов «Шла по улице корова» (2007)
получил Всероссийскую литературную премию им. П. П. Ершова. В 2010 году
Скиф создал и вел цикл телепередач «Как слово наше отзовется…»,
посвященный сибирским писателям, за что был удостоен премии губернатора
Иркутской области (за достижения в искусстве и культуре). В 2014 году
стал лауреатом премии «Имперская культура» в номинации «Поэзия» за книгу
«Молчаливая воля небес». Является председателем правления ИРО Союза
писателей России (с 2014 года).
16 ФЕВРАЛЯ
184 года со дня рождения Лескова Николая Семеновича (1831–1895), русского писателя
Лесков происходил из небогатой дворянской семьи Орловской
губернии, с детства хорошо знал «простонародный» быт. Систематического
образования не получил. Служил чиновником в Киеве. Влияние
университетской среды, знакомство с польской и украинской культурой,
чтение А. И. Герцена, Л. Фейербаха и других, дружба с иконописцами
Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям
писателя. Лесков по долгу службы много ездил по стране, сопровождая
крестьян-переселенцев, что обогатило будущего писателя бесценным запасом
жизненных наблюдений. С переездом в Петербург началась его
публицистическая деятельность, носившая разоблачительный характер.
Однако в 1860-х гг. он переменил взгляды и выступал как последовательный
противник революционных преобразований. Роман «Некуда» содержал критику
нигилизма, показывал бесперспективность революции в России и опасность
неоправданных социальных жертв.
Следующие произведения Лескова показали читателям масштаб его
художественного дарования: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет
Мценского уезда» (1865), «Соборяне» (1872), «Запечатленный Ангел»
(1872), «Очарованный странник» (1873), «Левша» (1881), «Тупейный
художник» (1883) и др.
Начиная с 1860-х гг. и до последних дней Николай Лесков много
писал о религиозной жизни русского общества. Одной из своих главных
заслуг писатель считал «постановку голоса», заключающуюся «в уменьи
овладеть голосом и языком своего героя и не сбиваться с альтов на басы. В
себе я старался развивать это уменье и достиг, кажется, того, что мои
священники говорят по-духовному, мужики – по-мужицкому, выскочки из них и
скоморохи – с выкрутасами и т. д. От себя самого я говорю языком
старинных сказок и церковно-народным в чисто литературной речи».
79 лет со дня рождения Михасенко Геннадия Павловича (1936–1994),
детского писателя, драматурга, поэта, члена Союза писателей СССР, члена
Союза журналистов России, члена Международной гильдии писателей
Он родился в г. Славгороде Алтайского края. Детские годы во время
Великой Отечественной войны прошли в деревне Кандаурово Новосибирской
области (позднее воспоминания о детстве легли в основу
автобиографического произведения «Кандаурские мальчишки», 1959). Затем
семья переехала в Новосибирск. Здесь появились первые стихи и заметки,
публикации в газетах. Учебу в Новосибирском политехническом институте
Михасенко совмещает с творческой деятельностью, становится членом
литературного объединения при областной газете «Молодость Сибири». В
1959 г., в год окончания института, вышла его книжка стихов для детей
«Фантазер». По распределению Михасенко приехал в Братск, работал
инженером на стройке и одновременно писал книги. В 1963 г. был принят в
члены Союза писателей СССР, в 1966 поступил на Высшие литературные курсы
при Литературном нституте им. А. М. Горького и полностью перешел на
литературную работу. В это время увидели свет многие полюбившиеся детям
повести Михасенко: «В союзе с Аристотелем» (1965), «Неугомонные
бездельники» (1965), «Пятая четверть, или Гость Падунского Геракла»
(1969), «Милый Эп» (1975), «Я дружу с Бабой Ягой» (1979), «Гладиатор дед
Сергей» (1983), «Земленыр, или Каскад приключений» (1987). В 1990-е гг.
были написаны новые повести «Ау, Завьялова» (1992), «Класс дурацких
фамилий» (1993), повесть-сказка «Заговор пней» (1993), сборник
«откровений старожила» «Азбука Братска» (1992). После окончания
драматургических курсов при ГИТИСе Михасенко создал сценарии для театров
юного зрителя: «Тирлямы в подземном королевстве» (1973), «Остров Тэнга»
(1982), «Милый Эп» (на основе одноименной повести).
С 1998 г. библиотека семейного чтения № 1 г. Братска носит имя Г.
М. Михасенко, в 2006 г. писателю посмертно присвоено звание «Почетный
гражданин города Братска».
14 ФЕВРАЛЯ
160 лет со дня рождения Гаршина Всеволода Михайловича (1855–1888), русского писателя, публициста, критика
Родился в Екатеринославской губернии в семье офицера, участника Крымской войны 1853–1856, учился в Петербургском Горном институте. Добровольцем участвовал в 1877 г. в русско-турецкой войне, произведен в офицеры, по окончании войны уволен в запас. Военные впечатления Гаршина отразились в рассказах, опубликованных в журнале «Отечественные записки».
Произведения Гаршина имеют ярко выраженную социальную направленность. Среди многочисленных общественных тем он в наибольшей степени уделял внимание проблемам, связанным с жизнью интеллигенции. Творчество Гаршина отличается гуманизмом, обращением к реалистическим принципам, философским осмыслением, актуальностью тем и т. д. Основные произведения: «Четыре дня» (1877), «Трус» (1879), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883), «Происшествие» (1878), «Надежда Николаевна» (1885), «Встреча» (1879), «Художники» (1879), «Attalea princes» (1880), «Красный цветок» (1883), кроме того – несколько сказок, в том числе «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Сигнал» (1887), «Лягушка-путешественница» (1887). Жизнь закончил трагически.
13 ФЕВРАЛЯ
246 лет со дня рождения Крылова Ивана Андреевича (1769–1844), русского публициста, поэта, баснописца, издателя сатирико-просветительских журналов
Родился в семье офицера русской армии. Систематического
образования не получил. Служил мелким чиновником в учреждениях
Санкт-Петербурга. С 1785 г. увлекался написанием пьес для театра,
стихов, выпускал сатирический журнал «Почта духов», затем «Зритель». В
произведениях проявляется склонность автора к сатире. В 1793 г. Крылов
уехал в имение князя С. Ф. Голицына в качестве учителя детей и
секретаря. В это время он обладал уже широким и разносторонним
образованием (хорошо играл на скрипке, знал по-итальянски и т. д.).
Через несколько лет, будучи знатоком простого языка, всерьез обратился к
переводам и переделкам басен Лафонтена, продолжил сочинительство
сатирических пьес. В 1809 г. он выпустил первое отдельное издание своих
басен, в количестве 23, и этой книжечкой завоевал себе видное и
почетное место в русской литературе, а благодаря последующим изданиям
басен он стал писателем в такой степени национальным, каким до тех пор
не был никто другой. В баснях он явился, по словам А. С. Пушкина,
первым у нас «истинно народным» писателем и в идеях, и в языке, и в
образах (его звери, птицы, рыбы и даже мифологические фигуры – истинно
русские люди, каждый с характерными чертами эпохи и общественного
положения).
С необыкновенной энергией и внимательностью Крылов выправлял и
выглаживал первоначальные наброски своих произведений, стремился к
пластичности и возможной краткости, особенно в конце басни; нравоучения,
очень хорошо задуманные и исполненные, он или сокращал, или вовсе
выкидывал, и таким образом упорным трудом доходил до своих острых, как
стилет, заключений, которые быстро переходили в пословицы. 236 его басен
собраны в девять прижизненных сборников (с 1809 по 1843 год), в
последующие годы басни включены в программу школьного образования.
12 ФЕВРАЛЯ
95 лет со дня рождения Варшавского Анатолия Семеновича (1920–1990), русского писателя, историка, автора научно-популярных книг
Окончил Московский институт истории философии и литературы им. Н.
Г. Чернышевского и аспирантуру МГУ. Кандидат исторических наук. Автор
многих книг, посвященных современным открытиям в области археологии,
антропологии, этнографии, всемирной истории: «Города раскрывают тайны»,
«Если раскопать холм», «Колумбы каменного века», «Следы на дне» и др.
Лауреат премии Союза журналистов СССР, премии общества «Знание».
104 года со дня рождения Кузнецовой Агнии Александровны (1911–1996), детской писательницы, лауреата Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской (1977)
Настоящая фамилия по мужу, писателю Георгию
Маркову, Маркова (литературный псевдоним Агния Кузнецова). Родилась в
Иркутске. Окончила историко-филологическое отделение Ленинградского
университета. Работала в пионерских и молодежных газетах Ленинграда,
Новосибирска, затем в Иркутском радиокомитете, в редакции детского
вещания. С 1943 по 1946 была ответственным секретарем Иркутского
отделения Союза писателей РСФСР. Произведения для детей пронизаны
гражданским стремлением воспитания в них потребности помогать Родине,
пробудить в ребятах жажду полезного дела. Этой теме посвящены рассказ
«Таежный подарок», очерк «Тимуровцы», новелла «Иришка-пулеметчица».
События, описываемые в произведениях, происходят, в основном, в Сибири.
Это повести «В Чулымской тайге» (1939), «Приключения Гаврилки Губина»
(1942), «Чертова дюжина» (1946), «Твой дом» (1948), «Свет-трава» (1952),
«Жизнь зовет» (1956), «Честное комсомольское» (1958), «Много на земле
дорог» (1962), «Мы из Коршуна» (1966), «Земной поклон» (1976), «Под
бурями судьбы жестокой...» (1979) и др.
11 ФЕВРАЛЯ
121 год со дня рождения Бианки Виталия Валентиновича (1894–1959),
русского писателя, автора многих произведений для детей
Бианки родился в семье ученого-орнитолога. Немецкая фамилия Вайс
(«белый») была изменена прадедом писателя, известным оперным певцом на
Бианки (по-итальянски тоже «белый»). Виталий поступил на естественное
отделение физико-математического факультета Петроградского университета,
но в 1916 г. был призван в армию. В феврале 1917 г. солдаты избрали
его, прапорщика, в Совет солдатских и рабочих депутатов от партии
эсеров. Был членом комиссии по охране художественных памятников Царского
Села. Во время Гражданской войны находился в Самаре, Уфе, Екатеринбурге
и др. В Бийске был мобилизован в армию Колчака. После дезертирства
скрывался под фамилией Белянин. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась у
него до конца жизни.
После установления советской власти в Бийске Бианки стал работать в
музеях города, в школе, читал в Алтайском народном университете лекции
по орнитологии, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро. С
1921 по 1935 г. его неоднократно арестовывали как «сына личного
дворянина, бывшего эсера, активного участника вооруженного восстания
против советской власти». По ходатайству М. Горького получил разрешение
жить в Ленинграде, куда возвращался после отсидок.
В 1923 г. он опубликовал свой первый рассказ «Путешествие
красноголового воробья», а затем выпустил ставшую знаменитой книжку «Чей
нос лучше?» Книги Бианки раскрывают мир природы, учат проникать в ее
тайны. Язык легкий и красочный, обращен непосредственно к воображению
ребенка. «Лесная газета на каждый год» (1-е изд., 1928) имеет
оригинальную литературную форму: с помощью газетных приемов –
телеграмма, хроника, объявление, фельетон – дан календарь лесной жизни
на каждый месяц. В ней двенадцать глав-номеров. «Лесная газета» выросла
из «газетного отдела» журнала «Новый Робинзон», где Бианки из номера в
номер вел фенологический календарь природы. При жизни автора «Лесная
газета» многократно дополнялась и переиздавалась (9-е изд., 1958).
Бианки написал более трехсот рассказов, сказок, повестей и статей,
выпустил 120 книг, которые были напечатаны общим тиражом в 40 миллионов
экземпляров. В советское время книги Бианки широко использовались в
детских садах и начальной школе.
10 ФЕВРАЛЯ
День памяти А. С. Пушкина (1799–1837)
Великий русский поэт скончался 178 лет назад в возрасте 37 лет от
смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом, защищая
честь своей жены Натальи Николаевны, урожденной Гончаровой.
Император Николай I видел в Пушкине опасного «вождя вольнодумцев»,
но выполнил свои обещания, данные поэту на смертном одре, позаботиться о
его семье. Отпевание, назначенное в Исаакиевском соборе, было
перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом
стечении народа, в церковь пускали по пригласительным билетам. А. С.
Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской
губернии. «Русские не могут оплакивать своего согражданина, сделавшего
им честь своим существованием!» (Из дневника А. В. Никитенко, историка
литературы, цензора, профессора Санкт-Петербургского университета,
современника А. С. Пушкина). Корнетом лейб-гвардии гусарского полка
Михаилом Лермонтовым было написано «крамольное» стихотворение «На смерть
поэта». «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках
тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми» (И. И.
Панаев, русский писатель, критик, журналист).
125 лет со дня рождения Пастернака Бориса Леонидовича (1890–1960), русского писателя, одного из крупнейших поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе (1958)
Родился в Москве в творческой еврейской семье
(отец – художник, академик Петербургской Академии художеств, мать –
пианистка). Одаренному молодому человеку непросто было сделать выбор
музыкой и философией, между философией и поэзией. Учился в Московском и
Марбурском (Германия) университетах. Первые стихи появились в 1913 г.,
входил в кружки символистов и футуристов. В 1928 г. Пастернак обращается
к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки
«Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на
искусство и творчество. На конец 1920-х – начало 1930-х гг. приходится
короткий период официального советского признания творчества Пастернака.
Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР. Его
большой однотомник с 1933 по 1936 г. ежегодно переиздается.
В 1935 г. Пастернак заступился за мужа и сына Анны Ахматовой,
освобожденных из тюрем после писем Сталину Пастернака и Ахматовой.
Однако отношение властей к нему изменилось – его упрекают в
«мировоззрении, не соответствующем эпохе» и безоговорочно требуют
тематической и идейной перестройки. Наступила полоса отчуждения
Пастернака от официальной литературы. В 1936 г. поселился на даче в
Переделкине, где прожил до конца жизни. Проза и переводы в 1940-х гг.
стали основным источником его заработка. В тот период Пастернаком
созданы ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспирa,
«Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.
Основное произведение – роман «Доктор Живаго» создавался с 1945 по
1955 г. Он являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции
на фоне драматического периода от начала столетия до Великой
Отечественной войны, затрагивает сокровенные вопросы человеческого
существования – тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства.
Произведение было резко негативно встречено властями и официальной
советской литературной средой, запрещено к печати из-за неоднозначного
отношения автора к Октябрьской революции и последующим изменениям в
жизни страны. Книга вышла в свет сначала в Италии в 1957 г., затем в
Голландии, Великобритании и Америке при участии Центрального
разведывательного управления США. Роман использовался как инструмент
антикоммунистической пропаганды. Издание книги привело к травле
Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР,
оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях.
Звучали требования высылки Пастернака из Советского Союза.
В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия (Швеция),
что усилило осуждение писателя, хотя он не был ни выслан, ни посажен в
тюрьму. Несмотря на исключение из Союза писателей СССР, Пастернак
продолжал оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться.
Умер писатель в Переделкино. В 1987 г. решение об исключении
Пастернака из Союза писателей было отменено. В 1988 г. «Доктор Живаго»
впервые был напечатан в СССР в журнале «Новый мир».
Массовый советский телезритель познакомился со стихами Пастернака в
1976 г. в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»,
что требовало от режиссера известной смелости. Стихотворение «Никого не
будет в доме» (1931), исполненное Сергеем Никитиным под гитару, сразу
стало популярным.
77 лет со дня рождения Шугаева Вячеслава Максимовича (1938–1997), писателя, сценариста, члена Союза писателей СССР
Родился в Татарской АССР. После окончания в 1961 г. факультета журналистики Уральского университета работал в газетах «Уральский рабочий» (Свердловск), «Восточно-Сибирская правда» (Иркутск), переехал в Иркутск. Первая книга «Прокатчик Иван Никонов» вышла в Свердловске в 1959 г. Печатался на страницах журналов «Молодая гвардия», «Сибирские огни», «Юность», альманахов «Ангара» и «Сибирь». В Иркутске написаны основные книги «Бегу и возвращаюсь», «Осень в Майске», «Деревня Добролет», «Любовь в середине лета», «Арифметика любви», «Дождь на Радуницу» и другие. После участия во Всесоюзном литературном семинаре в Чите (1965) Шугаев вошел в так называемую Иркутскую стенку вместе с литераторами-земляками: Александром Вампиловым, Валентином Распутиным, Леонидом Красовским, Геннадием Машкиным, Юрием Самсоновым, Дмитрием Сергеевым и Ростиславом Филипповым. В 1978 г. он переехал в Москву, работал в журнале «Молодая гвардия», преподавал в Литературном институте, занимался тележурналистикой. Лауреат премий: Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1971) – за повести «Проводины» и «Караульная заимка», Ленинского комсомола (1977) в области литературы, журналистики за произведения, отражающие идейно-нравственное становление молодого современника. Умер в Москве.
9 ФЕВРАЛЯ
232 года со дня рождения Жуковского Василия Андреевича (1783–1852), русского поэта, одного из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчика, критика
Родился в Тульской губернии.
Незаконнорожденный сын помещика А. Ф. Бунина и пленной турчанки Сальхи
(в крещении – Е. Д. Турчаниновой), привезенной в 1770 г. крепостными
Бунина, участниками русско-турецкой войны, из-под крепости Бендеры.
Фамилию свою ребенок получил от крестного, а затем приемного отца –
бедного белорусского дворянина А. Г. Жуковского. Усыновление не давало
право на передачу дворянства. Для получения дворянства мальчик был
фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив
звание прапорщика, Жуковский был внесен в дворянскую родословную книгу,
что дало ему возможность получения достойного образования и положения в
обществе.
В 1797 г. Жуковский поступил в Московский университетский
благородный пансион, где с товарищами (Дмитрий Дашков, Андрей и
Александр Тургеневы) основал литературное общество, став его
председателем. Знакомство в 1802 г. с Карамзиным способствовало
увлечению сентиментализмом («Сельское кладбище», повесть «Вадим
Новгородский»). Поэтическая сила Жуковского быстро возрастала. Баллада
«Людмила» (1808 г.) открыла в русской литературе новое направление –
романтизм. В 1812 г. Жуковский вступил в ополчение. Произведение «Певец
во стане русских воинов», написанное в лагере, в тысячах списков
разошлось в армии и по всей России. В 1816 г. Жуковский стал автором
первого официального гимна России «Молитва русских». Тогда же назначен
чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне и вскоре – учителем
русского языка принцессы Шарлотты, будущей императрицы Александры
Федоровны, в 1826 г. –«наставником» наследника престола, будущего
императора Александра II.
В 1837 г. после гибели А. С. Пушкина, с которым он был хорошо
знаком, Жуковский объездил с наследником-цесаревичем Россию и часть
Сибири. Последние 12 лет жизни провел в Германии. В 1848 и 1949 гг.
вышли переведенные поэтом два тома «Одиссеи».
Умер в 1852 г. в Баден-Бадене. Тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге в Александро-Невской лавре.
В 1879 г. библиотеку поэта приобрел у сына Жуковского российский
золотопромышленник и благотворитель, потомок старинного иркутского
купеческого рода А. М. Сибиряков и подарил Томскому университету.
8 ФЕВРАЛЯ
115 лет со дня рождения Успенского Леонида Васильевича (1900–1978), русского советского прозаика, поэта, детского писателя, литературоведа
Родился в Санкт-Петербурге в семье межевого
инженера. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты и
публикации в журналах. После Октябрьской революции работал землемером, в
трудармии на лесозаготовках, принимал участие в Гражданской войне,
получил тяжелую контузию, затем учился на Высших курсах
искусствоведения, на литературном отделении Государственного института
истории искусств.
В 1928 г. Успенским и Львом Рубиновым (Рубиновичем) под общим
псевдонимом Лев Рубус был опубликован авантюрный роман «Запах лимона».
Этот фантастико-приключенческий роман, написанный в характерном для 20-х
годов XX века стиле «красный Пинкертон», описывает борьбу международных
сил за овладение «революционитом» – радиоактивным веществом необычайной
силы, найденном в метеорите. Кусок космического тела привлек
пристальное внимание английской разведки, со шпионом которой, мистером
Стоном, пришлось вступить в схватку ГПУ.
В 1935–1936 гг. в издательстве Дома занимательной науки вышло
несколько книжечек Успенского по занимательному языкознанию. В это же
время он начал печататься в детских журналах «Чиж» и «Ёж», выпустил
книжку детских рассказов «Кот в самолёте». В 1936–1941 гг. заведовал
научно-познавательным отделом журнала «Костёр». Тогда же вместе с братом
Всеволодом написал две книги по древнегреческой мифологии: «Двенадцать
подвигов Геракла» и «Золотое руно» (позднее книги вышли под общим
названием «Мифы Древней Греции»).
Во время Великой Отечественной войны принимал участие в боевых
действиях, награжден орденом Красной Звезды. В 1946 г. в журнале «Вокруг
света» появился научно-фантастический рассказ Успенского «Плавание
„Зеты“» – о плавании подводной лодки по подземным рекам Европы. Наиболее
известные произведения: «Слово о словах» (популярная книга по
языкознанию), «Шестидесятая параллель» (об обороне Ленинграда в
соавторстве с Караваевым), филологическая книга «Ты и твое имя», книга
по археологии «За семью печатями» (в соавторстве с К. Шнейдер), книга о
Ленинграде «На 101 острове», автобиографическая книга «Записки старого
петербуржца», фантастические повести «Эн-два-о плюс икс дважды» и
«Шальмугровое яблоко».
В 1960-е годы Успенский занимал должность председателя секции
научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградского
отделения Союза писателей СССР, был членом редколлегии
научно-художественного альманаха «Хочу всё знать», журнала «Костёр».
6 ФЕВРАЛЯ
175 лет со дня рождения Острогорского Алексея Николаевича (1840–1917), педагога, детского писателя, журналиста
Окончил Петербургский кадетский корпус, Михайловскую
артиллерийскую академию. Преподавал в военно-учебных заведениях и
учительской семинарии в Москве. Публиковал статьи в журналах «Учитель»,
«Чтение для юношества», «Образование». В 1869–1877 редактор журнала
«Детское чтение», для которого писал научно-популярные статьи и
художественные произведения о природе, мире, животных. В 1883–1910
редактор журнала «Педагогический сборник», в нем он напечатал свои
программные работы: «По вопросу о нравственности» (1887),
«Справедливость в школьной жизни» (1888) и др. А. Н. Острогорский
составил и издал «Педагогическую хрестоматию» с целью познакомить
общественность с идеями крупнейших отечественных педагогов.
Большое значение в формировании моральных ориентиров
человеческого поведения отводил христианской этике. Считал важнейшими
предметами литературу, историю. Считал, что школа должна вырабатывать в
учениках более ясную и основательную самооценку. Видел тесную связь
между педагогикой, психологией и художественной литературой в деле
воспитания детей.
5 ФЕВРАЛЯ
179 лет со дня рождения Добролюбова Николая Александровича (1836–1861), русского литературного критика, публициста, революционного демократа
Самые известные псевдонимы Добролюбова – «-бов» и «Н. Лайбов»,
полным настоящим именем он не подписывался. Родился в Нижнем Новгороде в
семье известного в городе священника. Отличаясь неутомимостью в
занятиях, учился в Нижегородской духовной семинарии, в Петербургском
Главном педагогическом институте, занимался фольклором. С 1854 (после
смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические,
антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в
его многочисленных «крамольных» сочинениях. Добролюбов с 1857 г. был
постоянным сотрудником журнала «Современник», создал сатирическое
приложение к «Современнику» – «Свисток». Писал сатирические стихи,
пародии. Разработал метод так называемой реальной критики, впервые
применив термин «реализм». Например, рецензия на роман И. Тургенева
«Накануне» под названием «Когда же придет настоящий день?» содержала
минимально прикрытые призывы к социальной революции. Его статьи «Что
такое обломовщина?» (о романе Гончарова «Обломов») и «Луч света в темном
царстве» (о пьесе Островского «Гроза») стали образцом
демократически-реалистического толкования литературы, а в СССР и России
были включены в школьную программу.
Известна позиция Добролюбова в отношении детских книг для
чтения. Он считал вредными их характерные черты – фантазию, лишенную
реальной основы, приторное морализирование, бедность языка. На его
взгляд, истинно полезными детскими книгами могут быть только такие,
которые одновременно охватывают все существо человека. Детская книга
должна увлекать воображение ребенка в надлежащем направлении, давать
пищу мышлению, будить его любознательность, знакомить его с
действительным миром и, наконец, укреплять в нем нравственное чувство,
не искажая его правилами искусственной морали.
Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого молодого
человека, ослепительно-блестящая по своим литературным результатам, но
совершенно тусклая в его личном существовании – он умер от туберкулеза в
25 лет. Слава, влияние, всеобщее сочувствие – все это пришло к Николаю
Добролюбову только после смерти.
4 ФЕВРАЛЯ
142 года со дня рождения Пришвина Михаила Михайловича (1873–1954), русского советского писателя
Псевдонимы – Михаил Хрущевский, М. Алпатов и др.
Родился в имении Хрущево Орловской губернии в семье купца. Получив
профессиональное образование, служил агрономом в земстве (Клин, Луга).
Опубликовал несколько книг и статей по сельскому хозяйству. Первый
рассказ «Сашок» был напечатан в 1906 в журнале «Родник». Оставив
профессию, Пришвин увлекся фольклором и этнографией, путешествовал по
Северу (Олонец, Карелия, Норвегия). Наблюдения над природой, бытом и
речью северян, записи сказов запечатлены в путевых записях-очерках: «В
краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «Черный
араб» (1910), «Славны бубны» (1913) и др. Первое собрание сочинений
вышло в 1912–1914.
В годы Первой мировой войны Пришвин был фронтовым корреспондентом;
его очерки печатались в газетах «Биржевые ведомости», «Речь», «Русские
ведомости». Михаил Михайлович с большим недоверием и тревогой, но все же
принял победу Советов: по его мнению, колоссальные жертвы явились
результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, которое
высвободила мировая война, а время молодых, деятельных людей, правое
дело которых победит, наступит нескоро.
Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на
Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в охотничьих и детских рассказах,
которые вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как
повествователя о жизни природы, певца Средней России. Пришвин искал
живой материал в поездках по стране. В своих произведениях он стремился
уловить неповторимые черты переменчивого лика природы. Цикл поэтических
дневниковых записей-миниатюр составил поэму в прозе «Фацелия» (1940), о
которой писатель говорил: «Это моя песнь песней!»
В годы Великой Отечественной войны и позднее писатель создает
произведения «Рассказы о ленинградских детях» (1943), «Повесть нашего
времени» (1945, 1957), «Кладовая солнца» (1945), «Корабельная чаща»
(1954), роман-сказку «Осударева дорога» (1957). Над автобиографическим
романом «Кащеева цепь» Пришвин работал до последних дней жизни
(1923–1954). Романтические искания главного героя Алпатова, развиваясь
на фоне жизни России и Германии конца XIX в., превращаются в историю
роста творческой личности и анализ существа творческой деятельности
вообще.
90 лет со дня рождения Демыкиной Галины Николаевны (1925–1990), русской писательницы и поэтессы
Сразу после окончания Московского государственного университета в 1946 г. много лет работала в детской редакции Всесоюзного радио, в частности, создала передачу «Угадайка», писала для нее, приглашала к микрофону как лучших детских, так и «взрослых» поэтов. Первая публикация стихов – в журнале «Новый мир» в конце 1960-х. Автор книги стихов «Корни дома моего» (1971) и нескольких книг прозы, в том числе повести «Маски» (1972) и книги рассказов и повестей «Малая вселенная» (1986). Всего написала более тридцати книг стихов и прозы для детей и взрослых; самые известные детские книги – «Чуча: Лесная песня» (1965), «Потерялась девочка» (1977), «Почему меня никто не любит», «Мой капитан», «Цветные стёклышки» и др. Большинство книг – с иллюстрациями ее сына Андрея Демыкина. Получила премии журнала «Огонёк» в 1963 и Госкомиздата СССР в 1968. Книги переводились на польский, французский, испанский, эстонский, литовский и другие языки.
3 ФЕВРАЛЯ
90 лет назад (1925 г.) в СССР впервые была осуществлена трансляция из Большого театра радиопостановки – оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь»
Спектакль был поставлен по мотивам памятника древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве», который рассказывал о неудачном походе князя Игоря против половцев. Премьера оперы состоялась 22 октября 1890 г. в петербургском Мариинском театре. Современники часто произносят фразу из арии князя Игоря: «Ни сна, ни отдыха измученной душе», не подозревая об источнике цитаты.
1 ФЕВРАЛЯ
131 год со дня рождения Замятина Евгения Ивановича (1884–1937), русского писателя, критика и публициста
Замятин родился в семье священника в
Тамбовской губернии. Учился на кораблестроительном факультете
Петербургского политехникума, принимал участие в жизни революционной
студенческой молодежи. Будучи на нелегальном положении, написал свою
первую повесть «Уездное», которая получила высокую оценку критиков. Во
время Первой мировой войны выступал с антиимпериалистических позиций, за
повесть «На куличках» был предан суду и отправлен в ссылку. После
работал инженером на судостроительных верфях Англии, был одним из
проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», получившего после
Октябрьской революции имя «Ленин». Во время командировки создал повесть
«Островитяне» (1917) – тонкую сатиру на английский быт. После
Гражданской войны, оставаясь социалистом, Замятин критиковал политику
большевистского правительства. В романе «Мы» (1920) советская цензура
усмотрела скрытую издевку над коммунистическим строем и запретила
публикацию. После выхода романа за границей писатель с согласия Сталина
выехал во Францию, где работал как критик, писал статьи, рассказы и
киносценарии. В 1934 г., будучи эмигрантом, что беспрецедентно – был
вновь принят в Союз писателей (по собственной просьбе, с одобрения
Сталина), а в 1935 г. участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в
защиту культуры как член советской делегации. Умер в Париже в 1937 г.
«Русскому человеку нужны были, должно
быть, особенно крепкие ребра и особенно толстая кожа, чтобы не быть
раздавленным тяжестью того небывалого груза, который история бросила на
его плечи». Е. И. Замятин.
Последнее изменение: 2 октября 2015 11:34