Главная > О библиотеке > Наши проекты > ИЮЛЬ
31 ИЮЛЯ94 года со дня рождения Трушкина Василия Прокопьевич (1921–1996) – прозаика, литературоведа, критика, библиофила
Родился в селе Подгоренка Екатериновского уезда Саратовской губернии, в крестьянской семье. В голодном 1933 году его семья отправилась за лучшей долей в Сибирь. После окончания девяти классов Заларинской средней школы В. Трушкин поступил в Иркутский учительский институт. Через год перевелся на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета, который окончил с отличием в 1945 году. Возглавлял кафедру русской и зарубежной литературы.
Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, член Союза российских писателей, он много сил отдавал как преподавательской, так и научно-исследовательской деятельности, а также журналистике и литературной критике. Опубликовал в сибирской периодике множество работ, посвященных текущему литературному процессу. Помог многим сибирским писателям найти себя в художественном творчестве.
Но главное место в творчестве В. П. Трушкина занимала история литературы Сибири, которой он посвятил ряд книг и монографий. «Писатели-сибиряки», «Сибирский партизан и писатель П. П. Петров», «Литературная Сибирь первых лет революции», «Из пламени и света», «Восхождение», «Литературный Иркутск», «Пути и судьбы» – вот неполный их перечень. В этих работах отражена история сибирской литературы. Его работы, по выражению литературоведа Е. Беленькова, «расширяют наши представления не только о сибирской, но и обо всей национальной литературе».
В. П. Трушкин был составителем критико-биобиблиографического словаря писателей «Литературная Сибирь», охватившего имена тех, кто жил в Сибири и писал о ней, начиная с протопопа Аввакума (XVII век) до писателей века нынешнего. Из трех задуманных томов вышло два – в 1986 и 1988 годах, в Иркутске. Василий Прокопьевич входил в состав редколлегий «Литературного наследия Сибири» и «Литературных памятников Сибири». В своих статьях и книгах стремился показать читателю, что «духовная жизнь Сибири всегда была насыщенной и по-своему разнообразной, и богатой, что Сибирь, несмотря на свою отдаленность, никогда не оскудевала на таланты и что сознание ее культурного прошлого и настоящего – это, в сущности, познание самой России…»
Умер 16 августа 1996 года в Иркутске. Похоронен на Смоленском кладбище. В 2001 году на здании филологического факультета Иркутского государственного университета, где работал В. Трушкин, в его честь установлена мемориальная доска.
30 ИЮЛЯ
258 лет со дня рождения (19 июля по ст. ст.) Хвостова Дмитрия Ивановича (1757–1835), писателя
Родился в Петербурге, в аристократической семье. Учился в Московском университете. В 1785 году был выбран в члены Российской академии. Женатый на А. И. Горчаковой, племяннице Суворова, Хвостов был произведен в подполковники и служил при Суворове. Состоял обер-прокурором Святейшего Синода. Опала Суворова при Павле I отразилась и на Хвостове, но он возвратил себе милость одой на принятие императором звания великого магистра мальтийского ордена. В 1802 году Хвостову разрешено было принять пожалованный ему еще в 1799 году королем сардинским графский титул.
Д. И. Хвостов пробовал свои силы во всех родах поэзии: писал драмы, оды, эпиграммы, послания и т. д. Являлся самым знаменитым графоманом своего времени. Перевел для князя Вяземского трактат о финансах Неккера (перевод остался в рукописи), участвовал в издании журнала «Друг просвещения»; собирал сведения о русских писателях для составлявшегося им словаря, но не довел эту работу до конца. Хотя некоторые произведения Хвостова (напр., перевод «Андромахи» Ж. Расина) пользовались успехом у читателей, большинство их (оды, послания, драмы и др.) представляло собой эпигонское следование классицизму. Архаизм стиля и языка, усилия, прилагавшиеся Хвостовым для многократных изданий и распространения своих сочинений, сделали его постоянной темой эпиграмм и пародий современников, в т. ч. А. С. Пушкина.
Современные литературоведы принимают меры для отделения легенды о Хвостове от его непосредственного творчества. Так, разоблачены многие комические подделки под Хвостова (включая и знаменитое «По стогнам там валялось много крав…»).
Сочувственное стихотворение Хвостову посвятил Е. А. Евтушенко. «Бескорыстно влюбленным в поэзию» называют его в своем исследовании М. Г. Альтшуллер и Ю. М. Лотман. Тем не менее, легенда о графе-графомане живет и сейчас. Например, в журнале «Урал» рубрика для графоманов с подачи Б. Б. Рыжего была названа именно «Граф Хвостов».
29 ИЮЛЯ
97 лет со дня рождения (16 июля по ст. ст.) Дудинцева Владимира Дмитриевича
(1918–1998), писателя
Родился в городе Купянске Харьковской области в дворянской семье. Отец Дудинцева, царский офицер, был расстрелян красными в годы Гражданской войны. После окончания в 1940 году Московского юридического института был призван в армию. Участник Великой Отечественной войны. После тяжелого ранения под Ленинградом работал в военной прокуратуре в Сибири.
В послевоенные годы переехал в Москву. Работал корреспондентом в газете «Комсомольская правда» (1946–1951), писал очерки, путешествовал по стране в поисках новых и интересных сюжетов о жизни людей, стремящихся к созданию мирной и спокойной жизни. Результатом такой плодотворной работы стал сборник рассказов писателя «У семи богатырей» и повесть «На своем месте».
Широкую известность автору принес роман «Не хлебом единым» (по его мотивам снят фильм), в котором показана драматическая судьба изобретателя, сталкивающегося с бюрократической системой. Произведение было подвергнуто разгромной официальной критике. Писателя обвиняли в очернении действительности, ее искажении, преувеличении опасности бюрократизма. После соответствующих обсуждений и «проработок» книги Дудинцева стали появляться редко. Выход в свет сборника «Повести и рассказы» и журнального издания «Новогодней сказки», описывающей невозвратимые ценности мгновений, порой растрачиваемых впустую или вовсе убиваемых стремлением к ложным целям, привел к окончательному запрету публикаций В. Дудинцева.
Только в годы перестройки появился роман «Белые одежды», в котором писатель продолжил тему противостояния мировоззрений, противоборства добра и зла. В основу проблематики романа положено развитие генетики, трагическая судьба данной науки. Название произведения почерпнуто автором из Евангелия. С людьми, облаченными в белые одежды, символизирующие собой нравственность и чистоту, Дудинцев отождествлял ученых-генетиков, которые тайно проводили свои исследования. Роман имел огромный успех и заставил вновь заговорить об его авторе. Впоследствии «Белые одежды» были экранизированы и, как и роман «Не хлебом единым», переведены на другие языки.
В 1988 году Владимир Дудинцев был удостоен за свой талант и заслуги Государственной премии СССР.
28 ИЮЛЯ
93 года со дня рождения Карпова Владимира Васильевича (1922–2010),
писателя, публициста
Родился в Оренбурге, в семье служащего. Вырос в Ташкенте. С детства мечтал стать военным. В 1939 году поступил в местное военное пехотное училище. Был чемпионом Узбекистана и республик Средней Азии по боксу в среднем весе. В конце апреля 1941 года арестован по доносу товарища-курсанта и осужден на пять лет лишения свободы за «участие в заговоре против существующего строя» и «компрометацию вождя народов И. В. Сталина».
В начале Великой Отечественной войны, после многократных просьб отправить его на фронт, в октябре 1942 года направлен на Калининский фронт в штрафную роту. За отличие в боях с В. Карпова была снята судимость, а сам он переведен в стрелковый полк разведчиком. В разведке лично привел 45 «языков», участвовал в захвате 79 «языков» (нормой для представления разведчика к высшей воинской награде было 20). Получил медаль «За отвагу», орден Красной Звезды, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе и Литературный институт им. А. M. Горького. Прослужил более десяти лет в Средней Азии в Туркестанском военном округе. После выхода в отставку вернулся в Ташкент.
Печататься начал в 1945 году. Большинство произведений писателя посвящены жизни военных и носят документально-фактографический, биографический характер. Широкую известность получили его повести «Командиры седеют рано», «Не мечом единым», романы «Вечный бой» и «Маршальский жезл» (удостоенные Государственной премии Узбекской ССР); повесть «Такая работа», переросшая в роман «Взять живым!» (удостоенная премии Министерства обороны СССР), повесть «Полководец» (присуждена Государственная премия СССР), роман о полководце Маршале Советского Союза Г. К. Жукове и др.
Писатель был избран почетным членом Академии военных наук России, является лауреатом премий им. И. Бунина, К. Симонова, Международной премии «Золотая астролябия» (Италия) и т. д.
27 ИЮЛЯ
162 года со дня рождения (15 июля по ст. ст.) Короленко Владимира Галактионовича (1853–1921), писателя, журналиста, общественного деятеля
Родился в Житомире. Сначала он учился в Санкт-Петербургском технологическом институте, затем поступил в Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве. В годы учебы увлекся народническими идеями и за организацию студенческих выступлений был арестован и выслан в Кронштадт. По окончании срока Короленко вновь вернулся в Петербург, работал корректором и чертежником, а в 1877 году поступил в Горный институт.
К этому периоду относится начало его литературной деятельности – в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла «Из жизни искателя». В 1879 году по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был арестован. После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, за отказ от присяги Александру III был отправлен в Сибирь. Тяжелые условия жизни не сломили воли писателя, а стали временем, когда по-настоящему проявился его литературный талант, дали богатый материал для его будущих сочинений.
В 1885 году Короленко было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде, где он прожил десять лет. Это годы расцвета творчества и плодотворной работы писателя, когда о нем заговорила вся читающая Россия. В 1886 году вышла его первая книга «Очерки и рассказы», в которую вошли сибирские новеллы. Самое известное произведение этого периода – «Сон Макара», успех которого был огромен. Сибирская тема будет продолжена и в последующих рассказах писателя. Настоящим триумфом Короленко стал выход в 1886–1887 годах его лучших произведений – «В дурном обществе» и «Слепой музыкант». Также были работы, посвященные волжским местам и жизни местных людей – «Павловские очерки», «В пустынных местах», «За иконой», «Река играет».
В 1893 году вышла книга Короленко «В голодный год», которая явилась результатом деятельности писателя по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии. В 1890-е годы Короленко много путешествует, присутствует на Всемирной выставке в Чикаго. Результатом этой поездки стал рассказ «Без языка». Писатель получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках. В 1900-е появляются его уральские, крымские, румынские очерки: «У казаков», «В Крыму», «Наши на Дунае».
В течение последних шестнадцати лет жизни В. Г. Короленко работал над мемуарами «История моего современника», опубликованными в 1922 году. «Совесть эпохи», «солнце России», «светлый духом» – так говорили о Владимире Галактионовиче Короленко писатели его времени.
25 ИЮЛЬ
86 лет со дня рождения Шукшина Василия Макаровича (1929–1974), писателя, сценариста, кинорежиссера, актера
Родился в селе Сростки Алтайского края, в крестьянской семье. Его отец был расстрелян в 1933 году во время коллективизации. После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым. Поступил учиться в Бийский автомобильный техникум. Но окончить его он так и не сумел – чтобы прокормить семью, пришлось бросить учебу и устраиваться на работу. Во время службы на Черноморском флоте впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам.
В 1954 году Шукшин поступил на режиссерское отделение ВГИКа в мастерскую М. Ромма. Студентом начал сниматься в кино. Впервые появился на экранах в фильме С. Герасимова «Тихий Дон», затем снялся в картинах «Два Федора», «Простая история», «Мы, двое мужчин», «Мужской разговор», «Даурия», «Прошу слова» и др. По окончании института снимал фильмы по собственным сценариям. Многие его работы удостоены высоких наград.
Герои книг и фильмов Шукшина – это русские люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык. Во время учебы в институте ему удалось опубликовать свой первый рассказ «Двое на телеге», который был напечатан в журнале «Смена». В 1963 году Шукшин напечатал первую книгу «Сельские жители». Эдварда Кузьмина (литературный критик и редактор) отмечала, что в лучших рассказах книги Шукшин демонстрирует «жизненное чутье, зоркость, пластичность»: «писатель словно растворен в своих героях, смотрит их глазами». Всего за свою жизнь автор написал около 125 рассказов (сборники «Там, вдали», «Земляки», «Характеры» и др.).
2 октября 1974 года Василий Шукшин скоропостижно скончался во время съемок фильма «Они сражались за Родину», в возрасте 45 лет. Кинематографические заслуги Шукшина отмечены Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (за художественный фильм «Ваш сын и брат») и Государственной премией СССР (за исполнение роли в фильме режиссера С. А. Герасимова «У озера»). Василий Макарович посмертно удостоен Ленинской премии (за творческие достижения), являлся заслуженным деятелем искусств РСФСР. С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения.
24 ИЮЛЯ
187 лет со дня рождения (12 июля по ст. ст.) Чернышевского Николая Гавриловича (1828–1889), революционера-демократа, писателя
Родился в семье священника. Начальное образование получил дома, затем был определен на обучение в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников», он пробыл три года и в 1846 году поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета. Ко времени окончания университета Николай Чернышевский – убежденный демократ, революционер, социалист и материалист. После непродолжительной преподавательской деятельности (1851–1853) сначала в Саратове, а затем в Петербурге, Чернышевский целиком отдался публицистической и критической работе в передовых журналах того времени: «Отечественных Записках» и «Современнике», где скоро стал одним из руководителей.
В 1855 году опубликовал свою магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление. Наряду с литературной деятельностью Чернышевский вел и политическую работу, руководя нелегальными петербургскими кружками и активно участвуя в работе революционного общества «Земля и Воля». 12 июня 1862 года Н. Г. Чернышевский был арестован по обвинению в связях с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым и составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».
После двухлетнего заключения, во время которого Чернышевским написан знаменитый роман «Что делать?», писатель был признан виновным «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления», лишен всего состояния и осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь на вечное поселение. Перед отправкой на каторгу, 19 мая 1864 года, Чернышевский был подвергнут публичной «гражданской казни» – на Мытнинской площади в Петербурге его приковали цепями к позорному столбу на эшафоте и сломали над головой шпагу, что означало лишение всех прав гражданского состояния. Однако акта общественного осуждения не получилось, на эшафот даже бросали цветы. Более 20 лет писатель провел в тюрьме, нерчинских рудниках, вилюйской ссылке. Лишь в 1889 году Чернышевский вернулся на родину. Уже тяжело больной писатель занимался литературным трудом, подготовил к переизданию свою диссертацию, занимался переводами.
В память о Чернышевском названы улицы и площади во многих городах России, памятники ему установлены в Саратове и Москве. На родине писателя в Саратове есть музей Н. Г. Чернышевского.
23 ИЮЛЯ
189 лет со дня рождения (11 июля по ст. ст.) Афанасьева Александра Николаевича (1826–1871), литературоведа, исследователя фольклора
Родился в г. Богучаре Воронежской губернии, где отец служил уездным стряпчим (мелким судейским чиновником). Окончив обучение на юридическом факультете Московского университета, в 1849 году Афанасьев поступил на службу в московский Главный архив министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел Комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. Тринадцать лет, которые литературовед проработал в архиве, были наиболее плодотворными для него в творческом отношении.
Афанасьев был автором многочисленных трудов, посвященных русской истории, этнографии и фольклору. Еще будучи студентом, начал печататься в лучших в то время российских литературных журналах («Современнике» и «Отечественных записках»), в них были напечатаны его первые литературоведческие статьи, затем – в «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачовым, и некоторых других изданиях. Было опубликовано более 68 статей.
В историю русской культуры А. Афанасьев вошел прежде всего как издатель первого фундаментального собрания подлинных русских народных сказок (почти 600 текстов). Затем были опубликованы еще два сборника: «Народные русские легенды» и «Русские заветные сказки». Сборники Афанасьева многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях, а также переводились на иностранные языки.
В трехтомном исследовании «Поэтические воззрения славян на природу» Афанасьев изложил в систематизированном виде всё то, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре восточных славян к середине 1860-х гг. Книга Афанасьева оказала существенное влияние на последующее изучение славянского фольклора и мифологии. Из нее черпали материалы для своих произведений П. И. Мельников-Печерский, А. Н. Островский, А. А. Блок, В. Хлебников, С. А. Есенин, А. М. Ремизов и другие писатели и поэты.
Академик И. В. Ягич называет Афанасьева «первым настоящим представителем сравнительного славяноведения в России».
22 ИЮЛЯ
89 лет со дня рождения Баруздина Сергея Алексеевича (1926–1991),
поэта, прозаика
Сергей Баруздин родился в Москве. Его отец, будучи заместителем начальника Главторфа, писал стихи. Не без влияния отца будущий писатель стал увлекаться поэзией. Свои первые стихи опубликовал сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята».
Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Баруздин – автор стихов, рассказов и повестей для детей и юношества: «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Идет снег... Рассказы» и др. Л. Кассиль так характеризовал стихи Баруздина для детей: «Важные по смыслу, крепко слаженные...» Для таланта писателя характерны философичность, притчеобразность, риторическое формулирование главной мысли. Беседуя с малышом не только доверительно, но и серьезно, автор стремится пробудить в нем важнейшие гражданские качества – трудолюбие, гуманность, интернационализм, чувство долга и справедливости.
Взрослому читателю адресованы роман «Повторение пройденного», «Повесть о женщинах», сборник рассказов и повестей «Я люблю нашу улицу…» и др. Характерная черта творчества Сергея Баруздина: его романы и рассказы, стихи и прозу, произведения для детей и взрослых объединяет одна мысль – торжество доброго начала.
С 1966 года работал главным редактором журнала «Дружба народов», много сделал для публикации на русском языке лучших произведений писателей народов СССР (деятельность на этом посту В. Казак (немецкий славист, литературный критик) называет важнейшей заслугой Баруздина).
Награжден Государственной премией РСФСР имени М. Горького – за сборник рассказов и повестей «Само собой», орденами «Знак Почета» и Отечественной войны II степени, медалями.
21 ИЮЛЯ
117 лет со дня рождения (9 июля по ст. ст.) Соболева Леонида Сергеевича (1898–1971), советского писателя
Леонид Соболев родился в Иркутске, в семье офицера из мелкопоместных дворян. Учился в Петербургском кадетском корпусе, окончил морское училище. Служил в Красном Флоте. С 1931 года являлся оргсекретарем Ленинградско-Балтийского литературного отделения Красной Армии и Флота и секретарем журнала «Залп».
Участвовал в советско-финляндской войне. В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом газеты «Правда», Совинформбюро и Главного политического управления Военно-Морского Флота. В 1957–1970 годах – председатель правления Союза писателей РСФСР.
Впервые выступил в печати в 1926 году с очерком «„Ленин“ в Ревеле». Впоследствии главное место в творчестве Леонида Соболева заняла морская тематика, которой посвящены роман «Капитальный ремонт», сборник фронтовых очерков и рассказов «Морская душа», повесть «Зеленый луч», рассказы. «В повести “Зеленый луч” проявилась способность писателя к увлекательному повествованию. Рассказы Соболева не изображают военных будней, они дидактичны по замыслу и нацелены на пропаганду сверхчеловеческого героизма в экстраординарных ситуациях. Элементы трагизма, введенные в них тщательно и продуманно, призваны усиливать победное звучание финала» (Вольфганг Казак, немецкий славист, литературный критик).
Л. Соболев внес вклад в перевод с казахского на русский язык эпопеи «Путь Абая» М.О. Ауэзова, вместе с которым написал трагедию «Абай». Является автором труда «Эпос и фольклор казахского народа», статей об Абае, Джамбуле и других казахских писателях.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени и другими, а также медалями. Является Героем Социалистического Труда. В 1943 году передал Сталинскую премию, присужденную ему за книгу рассказов «Морская душа», в Фонд обороны, с просьбой построить на эти средства катер, назвать его «Морская душа» и зачислить в 4-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота.
20 ИЮЛЯ
129 лет со дня рождения Лозинского Михаила Леонидовича, русского поэта, переводчика, одного из основателей советской школы поэтического перевода
Михаил Лозинский родился в Гатчине в семье известного петербургского адвоката и библиофила. Начал сочинять стихи в девять лет. В 1904 году окончил с золотой медалью Первую Санкт-Петербургскую гимназию. Прослушав краткий курс лекций в Берлинском университете, вернулся в Петербург, окончил юридический факультет Петербургского университета, после чего с 1909 по 1914 год обучался на славяно-русском отделении историко-филологического факультета. С 1914 по 1937 год работал в Российской публичной библиотеке (позже – библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Его стихи были очень близки к поэзии символизма. В 1911 году примкнул к акмеистам и вступил в созданный Н. Гумилёвым «Цех поэтов», не отрекаясь, однако, от символизма. Николай Гумилёв отмечал поэтическое творчество Лозинского как «значительное и прекрасное». Лозинский дружил с О. Мандельштамом, А. Ахматовой. В 1912 году стал редактором и издателем журнала «Гиперборей», в котором состоялся его литературный дебют – были опубликованы стихотворения «Петербург», «Ночь», «Он в юности меня томил». В 1916 году выпустил книгу стихов «Горный ключ». Этот сборник оказался единственным авторским сборником стихов поэта.
В 1918 году был привлечен М. Горьким к работе издательства «Всемирная литература», начал заниматься переводами, которые стали главной областью его литературных интересов. К 1920-м годам сформулировал принципы работы над переводом: «смирение» переводчика перед оригиналом, предельная четкость и объективность; использование «высокого стиля». Лозинский переводил прозу (произведения А. Жида, Ж. Ромена, Р. Роллана и др.), поэзию (произведения Ш. Бодлера, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гейне и др.), драмы (произведения К. Гоцци, У. Шекспира, Лопе де Вега и др.). Главный труд – перевод «Божественной комедии» Данте, где непосредственно переводу предшествовала большая исследовательская работа, составление библиографий, разыскания и комментарии, составление списка рифм и т. д. Перевод был восторженно встречен специалистами. За перевод «Божественной комедии» Данте Лозинский получил Сталинскую премию первой степени.
А. Ахматова назвала Лозинского «несравненным поэтом-переводчиком» (что особенно ценно, поскольку с Пастернаком она также находилась в дружеских отношениях). Но когда она же заявила, что «в трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для двадцатого века тем же, чем был Жуковский для века девятнадцатого», это явно объясняется лишь высоким местом, которое последний занял в истории русского перевода.
19 ИЮЛЯ
122 года со дня рождения Маяковского Владимира Владимировича (1893–1930), русского поэта, драматурга, художника, публициста, киноактера и общественного деятеля
Родился в селе Багдати (Грузия), в семье лесничего. В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью. Учился в классической гимназии в Кутаиси, затем в 5-й московской гимназии, откуда был отчислен за неуплату. Получил художественное образование в студиях художников в фигурном классе, ваяния и зодчества.
Бунтарский дух привел его в 1908 году в РСДРП. Поэт вел пропаганду среди московских рабочих, за что был несколько раз арестован. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности. Первое стихотворение Маяковского – «Ночь» – было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.
В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол»). В этой поэме автор осознает себя певцом человечества, угнетенного существующим строем, которое поднимается на борьбу.
В канун революции поэт пишет пронизанные мотивами мира и гуманизма поэмы «Война и мир», «Человек», персонажи которых вошли в галерею лучших сатирических образов советского театра. Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенной темы, содержит также сатирические. Создает сатирические гимны: «Гимн судье», «Гимн здоровью», «Гимн обеду», «Гимн взятке», «Гимн критику».
В 1919 году сотрудничал с Российским телеграфным агентством, работал не только как поэт, но и художник (знаменитые плакаты «Окна РОСТА»). 1920-е годы – время расцвета творчества Маяковского. Он много писал и выступал. Шесть лет руководил Левым фронтом искусств. Большое значение в жизни поэта имели поездки по родной стране. Только в 1927-м он выступил кроме Москвы и Ленинграда в 40 городах. В 1927 появилась поэма «Хорошо!»
Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах. В 1928 году вышла известная пьеса поэта – «Клоп», в 1929 году – «Баня».
18 ИЮЛЯ
83 года со дня рождения Евтушенко Евгения Александровича (фамилия при рождении – Гангнус) (род. в 1932, по паспорту – в 1933), русского советского поэта, прозаика, редактора, сценариста, фотографа, киноартиста, кинорежиссера
Родился в Нижнеудинске в семье геолога. Раннее детство и военные годы провел на станции Зима. Его отец писал стихи и привил любовь к поэзии сыну. Нижнеудинску и Зиме посвящены лучшие лирические стихотворения поэта. Печататься начал в шестнадцать лет – стихи вышли в газете «Советский спорт». В 1951 году Евтушенко поступил в Литературный институт имени А. М. Горького, но был исключен из-за идейных разногласий с руководством вуза.
Первая книга стихов – «Разведчики грядущего» увидела свет в 1952 году. Далее выходят стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые поэт спустя много лет назовет «началом… серьезной работы» в литературе. В 1950-е годы публикует серию сборников: «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов», «Обещание» и др. Евтушенко выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, лаконичность и сюжетность.
Е. А. Евтушенко были написаны стихи: «Бабий Яр», «Танки идут по Праге», «Афганский муравей», поэмы: «Непрядва), «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба»; выпущены сборники стихов: «Братская ГЭС», «Я сибирской породы», «Откуда родом я». Стихи и поэмы становились крупными событиями как литературной, так и общественной жизни.
В начале 1960-х годов одним из первых среди поэтов выходит на эстраду. Тогда же начинает писать песни (работал со многими композиторами: Э. Колмановским, А. Эшпаем, Ю. Саульским, Н. Богословским, М. Таривердиевым и др.). Прозу Евтушенко начал писать еще в студенческие годы. Первый рассказ – «Четвертая Мещанская» был напечатан в журнале «Юность», затем были опубликованы «Перл-Харбор», роман «Ягодные места» и др. Результатом многолетнего исследовательского труда стала антология «Десять веков русской поэзии» (в 1993 году вышла в США на английском языке, в 1995-м – русское издание).
Деятельность Евтушенко в кинематографе тоже была успешной – это и фильм «Взлет», где он сыграл главную роль (Циолковского) и его авторский фильм «Детский сад». В качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме «Похороны Сталина».
В конце 1980-х годов Евтушенко активизируется как публицист. Переезжает в США, но часто бывает в России, в том числе Иркутске. Евгений Александрович – почетный гражданин Иркутской области и почетный доктор Иркутского государственного университета. В Штатах он читает курс русской поэзии в университетах.
Евгений Евтушенко – почетный член Академии искусств многих стран. Лауреат множества российских и международных премий, награжден орденами и медалями, как России, так и других стран.
17 ИЮЛЯ
124 года со дня рождения (5 июля по ст. ст.) Лавренёва Бориса Андреевича (настоящая фамилия – Сергеев) (1891–1959), писателя, прозаика, драматурга
Борис Андреевич родился в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе «Марина»). Первые рассказы, стихотворения, рецензии появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912 году, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом «Борис Лавренёв» опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов «Жатва».
Первый рассказ был опубликован в 1924-м. Повести «Ветер» (1924) и «Сорок первый» (1924; дважды в истории советского кино была экранизирована – в 1927 и 1956 годах), «Рассказ о простой вещи» (1927) посвящены событиям Октябрьской революции и Гражданской войны. Автора привлекают героические характеры, стихийно-романтическая сторона героизма. В конце 1920-х годов ведущими в творчестве Лавренёва становятся темы: интеллигенция – народ – революция (повесть «Седьмой спутник», 1927) и судьбы культуры и искусства (повесть «Гравюра на дереве», 1928).
Проза Лавренёва драматична (острая сюжетность, раскрытие характеров в непосредственном действии). Итогом творческих поисков автора стала драма «Разлом» (1927; шла во многих театрах страны и за рубежом), где тема революции, героического характера получила наиболее полное и новое решение: Лавренёв видит героизм в будничном, а не в исключительном, как прежде. Это нашло отражение и в дальнейшем его творчестве: повести «Большая земля» (1935), героической драме «Песнь о черноморцах» (1943), драме «За тех, кто в море!» (1945). Борису Лавренёву принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны.
Награжден Сталинскими премиями первой степени (за пьесу «За тех, кто в море!») и второй степени (за пьесу «Голос Америки» (1949), двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.
16 ИЮЛЯ
87 лет со дня рождения Дементьева Андрея Дмитриевича (род. 1928),
российского литературного деятеля, поэта
Родился в Твери (с 1931 по 1990 год – Калинин). После завершения образования в Москве, в Литературном институте имени А. М. Горького (1949–1952), вернулся в родной город, работал в редакциях областных газет «Калининская правда» (1953–1955), «Смена» (1955–1958), затем на радио, был главным редактором областного книжного издательства (1958–1961). Первая поэтическая публикация состоялась в декабре 1948 года в калининском альманахе «Родной край» и в областной газете. Здесь Андрей Дементьев стал первым лауреатом премии имени Лизы Чайкиной. Любовь к родному краю передана во многих произведениях поэта («Отчий дом», «А я без Волги просто не могу», «Алёнушка» и др.).
На стихи автора написано более 100 песен. Такие песни как «Лебединая верность», «Отчий дом», «Алёнушка», «Яблоки на снегу», «Баллада о матери» и другие вошли в классику современной российской эстрады. Все эти песни, начиная с 1974 года, неизменно становились лауреатами телевизионных конкурсов в России и за рубежом.
Является автором более 40 поэтических сборников. Среди многочисленных книг стихов А. Д. Дементьева – «Родное» (1958), «Солнце в доме: Избранное» (1985), «Азарт» (1983), «Стихотворения» (1988), «Аварийное время любви» (1996), «Виражи времени» (2004) и др. «Дементьев пишет традиционные, легко доступные, отличающиеся музыкальностью стихи, о которых, хотя они и не упоминаются в историях русской литературы, пишутся доброжелательные рецензии. Его стихотворения сконцентрированы на одном вопросе или одной проблеме, которая рассматривается с разных точек зрения в строках. Многие мотивы лирики Дементьева связаны с природой; он рассматривает также этические вопросы и отношения между людьми, причем главное для него в человеке – душевные качества» (Вольфганг Казак, немецкий славист, литературный критик).
В 1967 году переехал в Москву, был редактором отдела поэзии издательства «Молодая гвардия», заместителем главного редактора (1972) и редактором журнала «Юность» (1981–1992). С 1997 по 2001 год работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. За это время вместе с коллегами создал три телевизионных фильма, посвященных Израилю, Святой земле. В 2003–2006 годах был ведущим программы «Народ хочет знать» на канале ТВ-Центр. Ведет авторскую программу «Виражи времени» на Радио России с июля 2001 года.
В 1990 году был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира, ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира».
За активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности в 1998 году вручен Памятный знак Российского фонда мира «Символ мира». В 2002 году награжден высшей наградой Российского фонда мира – Золотой медалью. Удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998); лауреат Государственной премии СССР (1985) (за книгу лирики «Азарт»), премии Президента Российской Федерации (1997).
15 ИЮЛЯ
113 лет со дня рождения (2 июля по ст. ст.) Кочина Николая Ивановича (1902–1983), российского писателя
Родился в селе Гремячая Поляна (ныне Дальнеконстантиновского района Нижегородской области) в крестьянской семье. В первые послереволюционные годы работал в Комитете бедноты, был селькором газеты «Беднота». По окончании Нижегородского педагогического института (1924) стал учителем. Печататься начал в 1925 году. Первым крупным произведением стал роман «Девки» (книги 1–2, 1928–31) о жизни крестьянства накануне коллективизации.
Большая часть произведений связана с Нижегородским краем и родным селом. Роман «Парни» (1934), повесть «Записки селькора» (1929, отдельное издание 1930), автобиографическая повесть «Юность» (1937) раскрывают жизнь советской деревни на разных исторических этапах. Кочину принадлежат также книга «Кулибин» (2-я редакция 1940) и роман «Нижегородский откос» (1970), изображающий жизнь студенчества первых послереволюционных лет. Писатель работал как в жанре беллетристики, так и в области публицистики, оставив множество фактов исторического и социологического характера о Нижегородском крае: «Почин Починок» (1931), «Деревня в дни войны» (1942) и др.
В 1943 году был репрессирован по обвинению в антисоветской агитации и участии в антисоветской организации. Приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Впоследствии реабилитирован, восстановлен в Союзе писателей и компартии. Награжден орденами Октябрьской Революции, Дружбы Народов, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями. Почетный гражданин города Горького (1982). Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1978) – за трилогию «Юность», «Нижегородский откос», «Гремячая поляна».
14 ИЮЛЯ
272 года со дня рождения Державина Гаврилы Романовича (1743–1816),
русского поэта и государственного деятеля
Родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Окончив гимназию, служил в Преображенском полку, работал в Уложенной комиссии и выполнял другие важные поручения. Участвовал в 1762 году в дворцовом перевороте, в результате которого на престол всходит Екатерина II. В 1772 году произведен в офицеры. Тогда же появились первые публикации. В 1773 году Державин участвовал в подавлении пугачевского восстания, вскоре был уволен на гражданскую службу в чине коллежского советника.
В 1782 году Державин написал оду «Фелица», посвященную Екатерине II. Ода императрице понравилась. В награду поэт получает золотую табакерку с бриллиантами, в которой лежали пятьсот червонцев, а вскоре пожалован чин губернатора сначала Олонецкой, а потом Тамбовской губернии. В обоих случаях Державин очень рьяно принимался наводить на вверенных ему территориях порядок, был чрезвычайно строптив и независим, утверждая свое право человека говорить то, что думает. В 1791–1793 годах был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы.
Секретарь записал слова Екатерины II о Державине: «Я ему сказала, что чин чина почитает. В третьем месте не мог ужиться, надобно искать причину в себе самом. Он горячился и при мне. Пусть пишет стихи». Державин пытался следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: «Ода на смерть кн. Мещерского» (1799), ода «Бог» (1784) о величии мироздания и его творца, о месте и предназначении человека: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог».
В 1815 году поэт присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, где юный Пушкин поразил его своим выступлением. По свидетельству И. И. Пущина, Державин «в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его (Пушкина) и осенил кудрявую его голову». В послании «К Жуковскому» Пушкин вспоминает:
...И славный старец наш,
царей певец избранный,
Крылатым гением и грацией венчанный,
В слезах обнял меня дрожащею рукой
И счастье мне предрек, незнаемое мной.
Помимо большого количества стихов, Державин писал драмы, занимался переводами, создал интереснейшие «Записки» о времени Екатерины II.
20 июля 1816 года Гаврила Романович Державин умер в своем новгородском имении. Похоронен в Петербурге. В Иркутском художественном музее находится портрет Г. Р. Державина кисти Сальватора Тончи – итальянского художника, осевшего в России. Портрет написан по заказу Г. Державина для иркутского купца и городского головы М. B. Сибирякова.
13 ИЮЛЯ
121 год со дня рождения Бабеля Исаака Эммануиловича (1894–1940),
советского писателя, мастера короткого рассказа
Родился в Одессе в зажиточной и образованной еврейской семье. Одесса его детства, юности – яркий, колоритный, праздничный мир, который он любил. У одесситов свой особый говор, бытовой уклад и редкостное чувство юмора. Учился в Одесском коммерческом училище имени Николая I, потом в Коммерческом институте. Увлекался историей, штудировал языки – немецкий, английский, французский. Изучал древнееврейский язык, Библию и Талмуд. Писать начал в пятнадцать лет. Участвовал в любительских спектаклях и сочинял пьесы. Завершив образование, служил в книжном издательстве.
Приехал в Петербург в 1916 году. Два рассказа – «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла», опубликованные в журнале «Летопись», вызвали интерес у читателей и судебных органов. Бабеля собирались привлечь к уголовной ответственности за порнографию. Февральская революция спасла его от суда, который уже был назначен на март 1917 года.
Бабель вспоминал о первой встрече с М. Горьким: «Когда выяснилось, что два-три сносных моих юношеских опыта были всего только случайной удачей, и что с литературой у меня ничего не выходит, Алексей Максимович отправил меня в люди. Семь лет Бабель ездил по стране, сменив множество профессий, – служил в ЧК, был корреспондентом газеты «Красный кавалерист», участвовал в продовольственных экспедициях, был репортером тифлисских и петроградских газет. Максим Горький следил за творчеством молодого писателя, поддерживал его.
В 1920 году Бабель присоединяется к Первой конной армии Семена Буденного, участвует в боевых действиях и ведет дневник, ставший основой цикла рассказов «Конармия» (1926). Буденный был в гневе, прочитав рассказы и требовал защитить от безответственной клеветы тех, «кого дегенерат от литературы Бабель оплевывает художественной слюной классовой ненависти». Горький, защищая Бабеля, писал, что тот показал бойцов Первой конной ярче, чем Гоголь казаков.
Бабель создает в 1920-х годах почти все произведения, с которыми он вошел в советскую литературу. В «Одесских рассказах» Бабель вывел образ легендарного бандита Бени Крика. Колоритно изобразил быт одесских налетчиков и торговцев, мудрецов и мечтателей. «Одесские рассказы» были одним из самых заметных событий в литературе середины 1920-х, книга оказала влияние на творчество И. Ильфа и Е. Петрова.
16 мая 1939 года Исаак Бабель был арестован, а 27 января 1940 года расстрелян. Реабилитирован в 1954 году. В литературном наследии Бабеля восемьдесят рассказов, две пьесы, пять киносценариев.
12 ИЮЛЯ
157 лет со дня рождения Филиппова Михаила Михайловича (1858–1903),
русского ученого, писателя, журналиста
Родился в селе Окнино Киевской губернии (ныне Черкасская область). Учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета, затем на юридическом Петербургского университета. В 1892-м получил степень доктора натуральной философии в Гейдельбергском университете. Филиппов был основателем, издателем и редактором журнала «Научное обозрение».
Начал печататься в 1881 году. Автор 300 научных работ в области математики, естествознания, химии, социологии, философии. Выступал и как литературный критик со статьями о Н. А. Добролюбове, Н. А. Некрасове, Н. Н. Златовратском, Г. И. Успенском, Л. Н. Толстом, М. Горьком, а также о зарубежных писателях.
Роман М. Филиппова «Осажденный Севастополь» (1889) посвящен одной из интереснейших и трагических страниц истории России – Крымской войне 1853–1856 годов. В романе много подлинных рассказов участников, реальных фактов. Адмиралы Нахимов и Корнилов, великий военный строитель Тотлебен, царь Николай I, князья Горчаков и Меншиков – эти исторические персонажи показаны в живых художественных картинах, в окружении множества ярких характеров рядовых защитников Севастополя. Лев Толстой, отметивший в романе «...богатство исторических подробностей», писал, что он дает «...совершенно ясное и полное представление не только о Севастопольской осаде, но и о всей войне и причинах ее».
Трагически погиб в своей лаборатории во время опыта.
11 ИЮЛЯ
210 лет со дня рождения Каратыгина Петра Андреевича (1805–1879),
известного автора водевилей
Петр Андреевич Каратыгин– известный актер-комик и водевилист, брат знаменитого трагика Василия Андреевича. По окончании театральной школы поступил на сцену на роли любовников, потом, заняв амплуа комиков, часто выступал в водевилях своего сочинения.
Его влекло к водевилю, которому вскоре он посвятил себя и как писатель. Каратыгин переделал и сочинил 68 пьес. Известность его как водевилиста не уступала известности Ф. А. Кони и Д. Т. Ленского. Он брал сюжеты, как и они, во французских водевилях, но, тщательнее обрабатывая их, вносил в них черты русского, вернее – петербургского быта. Публика с удовольствием смотрела каратыгинские переделки с каламбурами, остротами, намеками на современную жизнь и на отдельных лиц. Многие его куплеты, стишки, эпиграммы повторялись петербуржцами, а отдельные выражения входили в пословицы.
– Дитя, как вы наивны!
Но это не беда.
Сей недостаток дивный
Проходит без следа…
Ведь брак – не с неба манна,
До смерти – визави.
Женитьба, как ни странно –
Лекарство от любви!
Немало острот Каратыгина перешло в жаргон петербуржцев. Сохранилось множество анекдотов о его остроумных ответах и экспромтах. Лучшие из оригинальных пьес: «Заемные жены» (1834), «Жена и зонтик» (1835), «Чиновник по особым поручениям» (1837), «Ложа I яруса» (1838), «Первое июля в Петергофе» (1839), «Булочная» (1843); из переводных – «Ножка» (1840), «Вице-мундир» (1845), «Школьный учитель» (1842).
С 1872 по 1879 год Каратыгин помещал в «Русской старине» интересные и важные для истории театра «Воспоминания» о той поре, в которой жил и действовал. После его смерти они пополнены его сыном Петром и изданы под заглавием «Записки П. А. К.» (СПб., 1880). Свои пьесы он предоставлял антрепренерам даром, отказавшись вступить в общество драматических писателей.
10 ИЮЛЯ
110 лет со дня рождения Льва Кассиля (1905–1970),
советского писателя
Родился в Покровской слободе (г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Начал учиться в гимназии до революции, а заканчивал обучение при советской власти в Единой трудовой школе. В 1923 году поступил на физико-математический факультет МГУ, но к третьему курсу стал московским корреспондентом нескольких газет и журнала «Пионер». Опубликовал свой первый рассказ в 1925 году в газете «Новости радио». Познакомился с С. Маршаком, встреча с которым определила творческий путь Кассиля как детского писателя. В 1927-м сотрудничал с В. Маяковским, с его журналом «Новый ЛЕФ».
Первые книги Кассиля для детей, в том числе автобиографические повести «Кондуит» (1930) и «Швамбрания» (1933), принесли ему всеобщее признание и читательскую любовь. Изображая события Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций 1917 года, Кассиль с неиссякаемым остроумием показывает жизнь двух маленьких мальчиков-братьев в семье и вне дома, ломку старой гимназии и первые годы становления советской «единой трудовой» школы. «Здравствуйте, – говорили Кассилю дети на улице, – мы вас знаем. Вы этот… Лев Швамбраныч Кондуит».
Тематика повестей и романов, написанных впоследствии Кассилем, разнообразна: «Вратарь республики» (1937); «Черемыш – брат героя»(1938); «Маяковский – сам» (1940); «Дорогие мои мальчишки» (1944); «Ход белой королевы» (1956); «Улица младшего сына» (совместно с М. Полянским, 1949, Гос. премия СССР, 1950); «Чаша гладиатора» (1961) и другие.
Кабинетная жизнь маститого писателя была не для него. Лев Кассиль вел новогодние елки в Колонном зале Дома Союзов и праздничные радиорепортажи с Красной площади, комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на Олимпийских играх, ездил по Италии с лекциями о Маяковском, возглавлял объединение московских детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте, неизменно открывал Неделю детской книги и чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, санаториях, пионерлагерях – по всей стране. При таком уплотненном распорядке дня каждые год-два у него выходила новая книга.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года от инфаркта, случившегося, когда он смотрел телетрансляцию финального матча на первенство мира по футболу. Он был заядлым футбольным болельщиком. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 2005 году о Льве Кассиле был снят документальный фильм «Швамбранский адмирал. Лев Кассиль».
9 ИЮЛЯ
126 лет со дня рождения Асеева Николая Николаевича (1889–1963),
русского поэта
Родился в Курской губернии, в семье страхового агента. Рано потерял мать, детские годы провел в доме деда, любителя народных песен и сказок, замечательного рассказчика. После окончания реального училища поступил в Коммерческий институт в Москве, одновременно слушал лекции на филологическом факультете университета. В этот период Асеев знакомится со многими известными литераторами. Он посещает брюсовские «вечера», «ужины» В. Иванова, знакомится с Б. Пастернаком, который покорил его всем: и внешностью, и стихами, и музыкой. Поочередно был членом нескольких поэтических групп. В 1913 году он вступает в группу «Лирика», организованную С. Бобровым, затем становится членом новой футуристической группы «Центрифуга». Увлечение модными литературными школами повлияло на раннее творчество поэта.
В первом сборнике Асеева «Ночная флейта» (1914) заметно сильное влияние символизма. После знакомства с произведениями В. Хлебникова молодой поэт увлекается древнеславянским фольклором, что отразилось на его творчестве. В первую мировую призван на военную службу, освобожден в связи с открывшимся туберкулезом, но в феврале 1917-го, несмотря на болезнь, призван вновь. В сентябре 1917 года с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете. В 1920–30-е годы написаны поэмы «Двадцать шесть», «Свердловская буря», «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах», проникнутые революционным романтизмом. Автор сценария (совместно с Ниной Агаджановой) знаменитого фильма «Броненосец “Потёмкин”».
Важнейшую роль в творческой биографии поэта сыграла его дружба с В. Маяковским. Владимир Владимирович поддерживал его, помогал издавать книги. Перед войной Асеев публикует поэму «Маяковский начинается» (1937–1940), за которую получает Государственную премию (1941) «...Я написал о нем поэму, чтобы хоть отчасти выполнить свой долг перед ним. Без него мне стало труднее...», – писал Асеев. В центре поэмы – появление Маяковского в жизни страны и планеты и его гибель. «Он шел по бульвару, худой и плечистый, возникший откуда-то сразу, извне, высокий, как знамя, взметенное в чистой июньской несношенной голубизне». Автор поэмы передает подвижнический характер своего героя, его поистине круглосуточную преданность творческому процессу.
Пятидесятилетний литературный путь Асеева был завершен блестящим лирическим сборником «Лад».
Летите в окна, облака,
входите, сосны, в полный рост,
разлейся, времени река,
мой дом открыт сиянью звезд!
(«Дом», 1955)
За свою жизнь он опубликовал более 70 стихотворных сборников.
Склонись к орнаменту ковров,
склонись к доению коров,
чтоб каждая твоя строка
дала хоть каплю молока!
Как из станка выходит ткань,
как на алмаз ложится грань,
вложи, вложи в созвучья строк
бессмертный времени росток!
(«Друзьям», 1954)
7 ИЮЛЯ
40 лет со дня рождения Захара Прилепина (настоящее имя –– Евгений Николаевич),
русского писателя
Мы уже несколько лет ноем, что с русской литературой
что-то не то, а у нас, между тем, откуда ни возьмись, появился
большой русский писатель – Захар Прилепин.
Александр Гаврилов
Родился в семье учителя и медсестры. С шестнадцати лет работал. Окончил филфак Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского и Школу публичной политики. Работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах. Член Национал-большевистской партии с 1996 года. С 1999 года – журналист, спустя год – главный редактор нижегородской газеты «Дело».
Первые произведения были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы». Первый роман «Патологии» (2004) задумывался как роман про любовь, но постепенно превратился в роман про Чечню как про самый сильный жизненный опыт. «Санькя» (2006) – роман живой настолько, что кажется экстремистским. И сам герой – экстремист, готовый бить витрины, жечь машины, воевать со спецназом на улицах. Цель – борьба с властью. Причина – безысходность. Впечатляет сцена поездки в деревню. Там тихо живут бабушка и дедушка Саши, и именно они называют его так жалостливо – «Санькя».
«Обитель» (2014) – роман о Соловках 20-х годов прошлого века. Человек здесь постоянно совершает выбор: примерить бесовский облик, например стать конвойным, которых набирали из «безусловной сволочи»; либо приспособиться, либо раскаяться. «Человек темен и страшен, но мир человечен и тепел» – этими словами заканчивает Прилепин свою книгу. Обитель – это, конечно же, не только монастырь, но и душа человеческая. Другие романы: «Черная обезьяна», «Грех». Автор повестей, рассказов эссе.
В 2013 году снялся в небольшой роли в экранизации своей повести «Восьмерка». Режиссер фильма Алексей Учитель: «Захар Прилепин в очень небольшой роли водителя такси проявил удивительный комедийный талант». В 2014 году Захар Прилепин посещал Новороссию в качестве военкора. Его заметки были опубликованы множеством изданий. Организовал сбор средств на гуманитарную помощь Донбассу. За три дня было собрано три миллиона рублей. Закупленные вещи Захар Прилепин повез сам на своей машине во главе колонны с гуманитарной помощью.
Произведения Захара Прилепина переведены на семнадцать языков, включены в вузовские программы. В учебнике для вузов «История русской литературы XX века» (2013) введена отдельная глава о Захаре Прилепине, завершающая курс современной литературы. Лауреат многих литературных премий.
6 ИЮЛЯ
138 лет со дня рождения Ремизова Алексея Михайловича (1877–1957),
русского писателя
Родился Ремизов в купеческой семье в Москве, где царило строгое религиозное воспитание. С детских лет был большим выдумщиком и фантазером. В возрасте семи лет Алексей со слов няни записал рассказ о пожаре в деревне. Это был его первый реалистический рассказ. Будучи студентом Московского университета, Ремизов принял участие в студенческих беспорядках, был исключен из университета и на шесть лет сослан на север России.
После ссылки в 1905 году публикуются его сказки и легенды («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь»), роман («Пруд») и повести («Часы», «Пятая язва»), драматургические произведения в духе средневековых мистерий («Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан»). В годы революции настроен антибольшевистски, был близок к эсерам. Летом 1921 года Ремизов выехал на лечение в Германию – «временно», как думал писатель, оказалось навсегда.
В ноябре 1923 года Ремизов переехал из Берлина в Париж, в котором провел всю свою оставшуюся жизнь. В эмиграции много писал («Взвихренная Русь»). Писатель хорошо знал русский фольклор, активно вклинивал его в свои произведения. Особое значение придавал снам, записывал их, в его произведениях часто не отличишь реальное от вымышленного. «Подстриженными глазами» считается одной из лучших книг Ремизова, не подходит под определение какого-нибудь литературного жанра. Вызывает недоумение название книги, сам автор объясняет: «Я родился с глазами, а глаза даются по душе человека. Мои подстриженные глаза развернули передо мной многомерный мир лун, звезд и комет и блестящие облака. Для простого глаза пространство не заполнено. Для подстриженных нет пустоты». Мы все рождаемся в мире, чтобы нас ласкала царевна Мымра, но всех нас пожирает зловонная змея Скарапея – таков грустный смысл ремизовских книг.
Его произведения не были понятны широкой читательской аудитории и с 1931 года публикация книг Ремизова почти совсем прекратилась. Друзья и поклонники основали небольшое издательство в 1953 году, позволившее писателю издавать новые книги.
В конце жизни получил советское гражданство. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
5 ИЮЛЯ
112 лет со дня рождения Сутеева Владимира Григорьевича (1903–1993),
советского детского писателя, художника-иллюстратора и режиссера-аниматора
Родился в Москве в семье врача. Профессиональную деятельность начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.). Участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны II степени.
В 1952 году в Детгизе вышла первая книжка Сутеева «Две сказки про карандаш и краски». Корней Чуковский приветствовал ее появление рецензией в «Литературной газете». Иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Михалкова, Барто, Родари, а также собственные произведения. Персонажи художника – чаще зверята, поэтому он пристально вглядывается в природу, животных, наблюдая пластику их движений и повадки. Его рисунки неразрывны с текстом. Самостоятельно представить себе сказочного персонажа ребенок еще не может. Вот тут-то и начинается активная роль художника-иллюстратора: смотрите, какие у нас привычки, манеры, походка, где мы живем и чем мы занимаемся.
Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнес из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книжках всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить малышу простые истины. Сутеевский щенок Пиф стал международным любимцем детей (из книги «Приключения Пифа» в пересказе с французского). Владимир Сутеев одинаково владел правой и левой рукой, причем одновременно одной мог писать, а другой – рисовать.
Книжки В. Г. Сутеева переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Чехословакии, Японии... Он заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).
4 ИЮЛЯ
75 лет со дня рождения Латыниной (Бочаровой) Аллы Николаевны, литературного критика, литературоведа
Родилась 4 июля 1940 года в Москве в семье служащего. Окончила филологический факультет МГУ (1963). Кандидат философских наук (1970). Печатается как критик с 1969 года. Работала в издательстве «Советский писатель» (1963–1965), «Литературной газете» (1969–1992), «Общей газете» (1992–2003). Колумнист в газете «Время МН» (с 2002). Автор книг «Всеволод Гаршин: Творчество и судьба» (1986), «И только правда ко двору: «Белые пятна» нашей истории в современной прозе (1988), «За открытым шлагбаумом: литературная ситуация конца 80-х (1991).
Сергей Чупринин в статье «Вне строя», посвященной А. Латыниной, размышляет: «Старинную технику “пристального прочтения” всякой литературной новинки, классический формат “разборов и размышлений” давно уже не держит почти никто – ни в моем поколении, ни, тем более, в последующих. Кроме Аллы Латыниной». И далее: «Она, может быть, более всего похожа на мисс Марпл, которая обычно мирно вяжет себе в сторонке, но уж если по какой-либо надобности либо от скуки войдет в дело, то будьте благонадежны – дело распутается во всех своих узелках, а сама мисс Марпл, не претендуя на награду, вернется к отложенному вязанью».
Алла Латынина – автор известного высказывания «Лучше не быть генералом, чем ходить в строю». Отмечена премиями «Литературной газеты», Союза журналистов России (1997).
3 ИЮЛЯ
89 лет со дня рождения Богомолова Владимира Осиповича (1926–2003),
советского писателя
Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области. В 1941 году добровольцем пошел на фронт. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки. Служил в армии до 1952 года.
Повесть «Иван» (1958) принесла автору признание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство», получивший главный приз на Венецианском кинофестивале в 1963 году. Трагическая и правдивая история мальчика-разведчика вошла в классику советской прозы о войне. Повесть «Зоя» (1963) – о первой любви между юным русским офицером и польской девушкой. «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль» (1963) – рассказы о войне.
Десять лет молчания и публикуется самое знаменитое произведение Владимира Богомолова – роман «В августе сорок четвертого…» (второе название – «Момент истины») (1973). Роман посвящен реальной контрразведывательной операции перед крупным наступлением советских войск. Один из классических русских военных романов. Переиздавался более ста раз, переведен более чем на тридцать языков. Двадцать лет молчания. В 1993 году вышла новая повесть «В кригере» о первой послевоенной осени на Дальнем Востоке, сложной и драматической перестройке армии на мирный лад.
В работе «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…» (1995) Богомолов резко осудил все печатные издания, «очерняющие Отечественную войну и десятки миллионов ее живых и мертвых участников…»
219 лет со дня рождения Полевого Николая Алексеевича (1796–1846),
писателя, критика, публициста, историка, издателя
Родился в Иркутске в купеческой семье. Самоучка. Много и с увлечением читал. Изучал русский язык по грамматике Соколова. Пьяный цирюльник Наполеоновской армии, итальянец показал ему произношение французских букв; учитель музыки научил немецкой азбуке. Иркутские ссыльные поляк Горский и пастор лютеранской церкви Беккер помогли в более системном познании иностранных языков. В 1811 году Полевые переехали из Иркутска в Курск. С 1813-го служил у купца, серьезно принялся за самообразование. После работы просиживал ночи за изучением русской грамматики и иностранных языков. В 1819-м занялся делами отца. В 1822 году переехал в Москву и целиком ушел в литературную работу.
В 1825-м Николай Полевой начал издавать журнал «Московский телеграф», который собрал вокруг себя лучшие литературные силы (Жуковский, Баратынский, Батюшков, Тургенев). Напечатал в нем несколько стихотворений и статей Пушкин. Полевой в своих статьях восторженно отзывался о Державине, Ломоносове, Кантемире и Хемницере. И в то же время ниспроверг целый ряд кумиров, созданных тогдашними литературными кружками. «Нет возможности, – говорил Белинский, – пересчитать все авторитеты, уничтоженные им». Один из самых крупных, против которого ополчился Полевой, был Н. М. Карамзин.
Отношения Полевого и Пушкина испортились. Поэт подверг острой критике только что вышедшие два тома «Истории русского народа» Полевого за неуважительное отношение к Карамзину и стремление опорочить его «Историю государства Российского». Против Николая Алексеевича восстали все, начиная с корифеев литературы и кончая писателями, самолюбие которых он задел в своем журнале. На его искренние критические статьи отвечали бранью, намекали на происхождение, называли недоучкой и всезнайкой.
В 1834 году журнал был закрыт, редактор лишен возможности выступать гласно в печати... Из передового человека, дававшего тон литературе, Полевой превратился в литературного изгоя. Покинутый всеми, нередко нуждаясь даже в куске хлеба, он до самой последней минуты продолжал работать. В этот период написано сорок драм («Дедушка русского флота», «Параша-сибирячка», «Купец Иголкин», «Русский моряк», «Елена Глинская» и другие), которые имели успех на сцене, но встретили полное осуждение со стороны лучшей части русской критики.
Смерть сняла с Полевого клеймо, мучившее его в последние годы жизни. Его наиболее беспощадный критик Виссарион Белинский в теплой статье реабилитировал Полевого, назвав его одним из замечательнейших деятелей русской литературы.
2 ИЮЛЯ
45 лет назад вышла в свет повесть Василя Быкова «Сотников» (1970)
«Со́тников» (первоначальное название «Ликвидация») – повесть Василя Быкова, написанная в 1969 году. Замысел и сюжет произведения подсказаны автору встречей с военнопленным, бывшим однополчанином, который считался погибшим. Эта встреча заставила будущего писателя задуматься, на что же способен человек «перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств».
В повести Быкова подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма. Командир отправляет на задание опытного Рыбака и интеллигентного Сотникова. В пути выясняется, что Сотников болен. Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина.
Василь Быков перевел повесть на русский язык и отправил в «Новый мир». Позвонил Александр Трифонович Твардовский и сообщил, что покидает пост главного редактора не по своей воле. Вопрос Твардовского о том, хочет ли Быков после этой информации видеть свою повесть на страницах «Нового мира», застал белорусского писателя врасплох. Не почувствовав поддержки от автора, который стал известен читателям благодаря «Новому миру», Твардовский повесил телефонную трубку. Ситуация нравственного выбора оказалась для Василя Быкова сродни той, в которую он ставил героев своих книг. «Сотникова» опубликовал в пятом номере «Нового мира» (1970) пришедший на смену Твардовскому Валерий Косолапов. Впоследствии Быков неоднократно вспоминал об их последнем разговоре с Твардовским и «клял себя за мгновенье слабости».
В 1976 году режиссер Лариса Шепитько сняла по мотивам повести фильм «Восхождение».
1 ИЮЛЯ
119 лет со дня рождения Антокольского Павла Григорьевича (1896–1978),
русского поэта, переводчика
Родился в Санкт-Петербурге в семье присяжного поверенного. Внучатый племянник скульптора М. М. Антокольского. В 1914–1915 годах учился на юридическом факультете Московского университета, с 1915 года работал в драматической студии Евгения Вахтангова. Интересовался историей и духовной жизнью Ордена тамплиеров; под влиянием мистических идей написал для театра им. Е. Вахтангова инсценировку по роману Уэллса «Когда спящий проснется». Во время войны руководил фронтовым театром. Работа в театре сказалась на поэтическом творчестве Антокольского – его поэзия открыто театральна.
Первые стихи опубликованы в 1921 году в альманахе «Художественное слово», подготовленном В. Я. Брюсовым. Первая книга «Стихотворения» издана в 1922-м. Был одним из создателей антологии советской национальной поэзии. Переводил произведения грузинских, азербайджанских, литовских, украинских поэтов. Его переводы творений французских авторов (Беранже, Гюго, Бодлера и др.) вошли в золотой фонд русского поэтического перевода.
Поэма «Сын», написанная в память об убитом на войне сыне, ставшая реквиемом по всем погибшим, принесла П. Г. Антокольскому мировую известность.
Прощай. Поезда не приходят оттуда.
Прощай. Самолеты туда не летают.
Прощай. Никакого не сбудется чуда.
А сны только снятся нам. Снятся и тают.
Лауреат Сталинской премии второй степени 1946 года. В 2010 году вышла книга «Далеко это было где-то…», включившая практически все неопубликованное наследие П. Г. Антокольского.
Последнее изменение: 2 октября 2015 12:15