Главная > О библиотеке > Наши проекты > МАРТ
31 МАРТА
193 года со дня рождения Григоровича Дмитрия Васильевича (1822–1899), русского писателя
Родился в Симбирской губернии в семье помещика, служившего
управляющим имением. Рано оставшись без отца, был воспитан
матерью-француженкой и бабушкой. В ранней молодости неудовлетворительно
владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. Учился в
Петербургском инженерном училище (1836–1840), затем поступил в Академию
художеств.
Примерно в 1841 году он познакомился с Н. А. Некрасовым,
издававшем литературные сборники, начал печататься. В 23–24 года
выпустил в «Отечественных Записках» повесть «Деревня», которая сразу
дала Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» –
знаменитого «Антона-Горемыку». Григорович первый посвятил большую
повесть ежедневному быту простонародья – не «лубошного», а во всей его
неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный
быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ
только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича
унижение народа.
Затем последовал ряд небольших повестей из столичной жизни. С 1864
года Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек
соприкосновения с современностью, и уходит в работу по «Обществу
поощрения художеств», деятельным секретарем которого он оставался долгое
время. В середине 1880-х годов Григорович снова берется за перо и пишет
повести «Гуттаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и
«Воспоминания» (1893).
133 года со дня рождения Чуковского Корнея Ивановича (1882–1969), русского советского поэта, публициста, литературного критика, переводчика, литературоведа, детского писателя, журналиста
Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков. Родился в
Санкт-Петербурге. Родители Екатерина Осиповна Корнейчукова и Эммануил
Соломонович Левенсон состояли в гражданском браке, который распался
после рождения сына. Детские и юношеские годы Николай провел в Одессе и
Николаеве, учился в одесской гимназии, но не окончил ее. Несколько лет
работал корреспондентом в «Одесских новостях», в том числе и в Лондоне.
Вернувшись на родину в 1905 году, окунулся в революционные события.
Литературная деятельность была связана с критикой и переводами.
Увлечение детской словесностью началось сравнительно поздно, когда
он был уже знаменитым критиком. В 1916 году Чуковский составил сборник
«Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил» (о которой неодобрительно
отозвалась заместитель народного комиссара просвещения РСФСР Н. К.
Крупская). Позднее вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище»
(1923), «Муха-Цокотуха» и «Чудо-дерево» (1924), «Бармалей» (1925),
«Путаница», «Федорино горе» и «Телефон» (1926), «Краденое солнце»
(1927), «Айболит» (1929) и др.
Кроме того, Чуковский изучал психику детей и то, как они
овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным
творчеством в книге «От двух до пяти» (1933). Как переводчик, много
занимался теорией художественного перевода и собственно переводами на
русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и другие, в том числе в
форме «пересказов» для детей).
В последние годы Чуковский – всенародный любимец, лауреат ряда
государственных премий и кавалер орденов, вместе с тем поддерживал
контакты с диссидентами, в частности с А. Солженицыным. На даче в
Переделкине он устраивал встречи с местными детьми, беседовал с ними,
читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых летчиков,
артистов, писателей, поэтов. Здесь же проходили встречи со студентами,
учителями, библиотекарями.
30 МАРТА
172 года со дня рождения Станюковича Константина Михайловича (1843–1903), русского писателя, журналиста
Родился в Севастополе в семье адмирала, коменданта севастопольского
порта и военного губернатора города, принадлежавшего к старинному
литовскому дворянскому роду Станюковичей. Получал образование в Морском
кадетском корпусе с 1857 года. В 1859 в журнале «Северный цветок»
впервые напечатано его стихотворение «Отставной солдат», затем
появляются и другие стихи.
В 1860 году Станюкович объявляет отцу о непреклонном решении перейти в
Петербургский университет. Отец категорически против и ходатайствует
перед директором Морского кадетского корпуса контр-адмиралом С. С.
Нахимовым о назначении кадета Станюковича К. М. в кругосветное
путешествие. До 1863 года он находится в море (Гамбург, Лондон,
Сан-Франциско, Сайгон, Индокитай). Произведен сначала в гардемарины,
затем в мичманы. В «Морском сборнике» публикуются его различные
произведения. В 1864 году после долгой и упорной борьбы с отцом
Станюкович выходит в отставку. Так началась сложная, разнообразная
бытовая и творческая жизнь писателя.
Станюкович известен прежде всего произведениями на темы из жизни
военно-морского флота. Печатался под псевдонимами «Откровенный писатель»
и «Пимен». С конца 1860-х писатель был внесен в список неблагонадежных и
фактически стал поднадзорным, встречаясь в Женеве и Париже с русскими
эмигрантами-революционерами, которых он привлекал к участию в журнале
«Дело». В 1884 году он был арестован, весной 1885 был сослан на три года
в Томскую губернию.
Вернувшись из ссылки в 1889, Станюкович возобновил свою журналистскую
деятельность, напечатал ряд романов в «Вестнике Европы», «Русской
Мысли», «Русском Богатстве», «Русской Жизни». В 1896 в связи с
тридцатипятилетием литературной деятельности Санкт-Петербургский комитет
грамотности присудил писателю золотую медаль имени А. Ф. Погосского
(русского писателя, драматурга, издателя, основателя комитета
грамотности) за «Морские рассказы». В 1897 году начало печататься полное
собрание сочинений Станюковича.
28 МАРТА
237 лет со дня рождения Мерзлякова Александра Федоровича (1778–1830), русского поэта, критика, теоретика литературы, переводчика
Родился в небогатой купеческой семье. Особенная охоту к учению и
отличные способности обнаружились еще в детстве, и по настоянию дяди
Мерзляков был отправлен отцом в Пермское народное училище. Директор
училища, заметив способности ученика, взял его обучение под личный
контроль. Спустя год Мерзляков принес ему свое стихотворение «Ода на
заключение мира со шведами», которая была отправлена главному начальнику
народных училищ П. В. Завадовскому; тот поднес ее императрице Екатерине
II. Государыня приказала напечатать эту оду в издаваемом тогда при
Академии наук журнале и повелела, чтобы Мерзляков по окончании курса
наук в училище был отправлен для продолжения образования в Петербург или
Москву. Так в конце 1790-х годов Мерзляков стал студентом Московского
университета, который позднее окончил с золотой медалью.
В это время он сблизился с В. А. Жуковским, принимал участие в
литературных кружках университета. С 1804 г. Мерзляков занял кафедру
российского красноречия и поэзии Московского университета, в 1820–1826
годах служил цензором в Московском цензурном комитете. В 1812 году
профессор А. Ф. Мерзляков открыл публичный курс словесности для молодых
людей, не имевших возможности посещать университет. Его беседы,
прерванные нашествием Наполеона, возобновились в 1816 году и имели
большой успех. Их посещала не только просвещенная молодежь, но и знатные
особы столицы, видные литераторы, дамы. Он преподавал также в
Благородном пансионе при Московском университете, где в 1828–1830 годах
учился М. Ю. Лермонтов. По мнению современников, А.Ф. Мерзляков оказал
очень сильное влияние на мировоззрение молодого поэта.
Мерзляков написал много стихотворений, для своего времени
замечательных; переводил произведения древних греческих и римских
поэтов: Пиндара, Феокрита, Софокла, Еврипида, Вергилия, Горация и проч.
Его романсы и песни пользовались большим распространением в публике.
Написанные им песни «Я не думала ни о чем в свете тужить», «Не липочка
кудрявая», «Вылетала бедна пташка на долину», «Ах, что ж ты, голубчик»,
«Чернобровый, черноглазый» и др. стали народными.
147 лет со дня рождения Максима Горького (1868–1936), русского писателя, публициста, общественного деятеля
Настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Родился в Нижнем Новгороде,
в семье столяра (по другой версии – управляющего астраханской конторой
пароходства). Рано осиротев, Алексей провел детские годы в доме своего
деда Каширина. В 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком»
при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем и др. В юности
познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой,
находился под постоянным надзором полиции. В 1892 году впервые выступил в
печати с рассказом «Макар Чудра». В Нижнем Новгороде работал в
периодических изданиях: «Волжский вестник», «Самарская газета»,
«Нижегородский листок» и др.
Основные произведения: романы «Фома Гордеев», «Мать», «Дело
Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», повести «Детство», «В людях», «Мои
университеты», рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Девушка и
смерть», «По Руси», «По Италии», «Песня о Соколе», «Песня о
Буревестнике» и др. Был провозглашен первым пролетарским писателем и
«буревестником революции». Активно помогал большевикам: собирал им
деньги на оружие, открыл на собственные средства партшколу на острове
Капри. Однако жестокость Октябрьской революции потрясла его. В 1921
уехал лечиться от туберкулеза в Италию. Возвратился на родину лишь в
1928-м. Являлся одной из ключевых фигур советской литературы.
Произведения Горького включены в школьную программу отечественной
литературы.
В Иркутске в 1934 году вышла «База курносых» – первая в СССР книга,
написанная детьми. Это коллективная работа учеников школы № 6, тридцати
двух мальчиков и девочек, возраста от десяти до пятнадцати лет.
Литературным кружком руководил поэт И. И. Молчанов-Сибирский. Пионеры
описали свою жизнь, рассказали о себе, школе, пионерских лагерях,
Сибири. Книга вызвала большой читательский интерес. Максим Горький
откликнулся статьей «Мальчишки и девчонки» в газете «Известия»,
пригласил детей и их руководителей И. И. Молчанова-Сибирского и
пионервожатую Г. Кожевину на 1-й съезд писателей. Они побывали на даче у
Горького, встретились там с писателями С. Маршаком, Л. Кассилем. После
смерти Горького выпустили книгу «В гостях у Горького» (1936).
Практически в каждом крупном населенном пункте государств бывшего СССР
была или есть улица Горького. В Иркутске ул. Харлампиевская
переименована в ул. Горького 3 ноября 1920 года; в 1940 году пос. Кирова
– в пос. им. Горького, а ул. 1–3 Линейные – в ул. 1–3 Горьковские. На
углу улиц Горького и Ленина в 1984 году установлен бюст писателя (автор –
народный художник РСФСР М. Смирнов), первоначально бюст работы
иркутского скульптора Е. Андреева с 1964 года находился на углу улиц
Горького и Сухэ-Батора (варварски уничтожен в 1970-е годы).
27 МАРТА
200 лет со дня рождения Панаева Ивана Ивановича (1812–1862), русского писателя, критика и журналиста
Родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье,
образование получил в Благородном пансионе при Санкт-Петербургском
университете (1830). До 1845 года состоял на службе.
Начал печататься в 1834 году в мелодраматической
манере («Спальня светской женщины», «Белая горячка» и др.). Затем, под
влиянием литературного критика В. Белинского, в повестях Панаева,
написанных примерно в 1840 году («Прекрасный человек» и др.), замечается
поворот на путь реалистического творчества. По признанию критиков,
Панаев не был одарен большим талантом. И в последующих произведениях
1840–1850-х годов («Маменькин сынок», «Родственники», «Встреча на
станции», «Львы в провинции», «Хлыщи», «Внук русского миллионера»)
писателю не удалось создать цельные образы и сильные характеры, но он
дал ряд живых лиц, много эффектных и драматических сцен, наряду со
сценами, полными неподдельного юмора.
Особенно выделяются женские характеры Панаева,
который любил доказывать превосходство русской женщины над помещичьими
сынками, купеческими внуками, великосветскими львами, причем героинь
своих Панаев брал из чиновничьих, купеческих и помещичьих кругов, но не
из великосветских.
Более крупное значение в истории русской
литературы Панаев имеет как журнальный деятель. В 1847 году он вместе с
Некрасовым возродил «Современник». Они сумели привлечь лучшие
литературные силы к участию в этом журнале. В этом издании Панаев под
псевдонимом «Новый поэт» писал ежемесячные остроумные фельетоны.
Незадолго до смерти он напечатал свои известные воспоминания, дающие
множество ценного материала для изучения одной из эпох в истории русской
литературы (1830-е и 1840-е годы).
104 года со дня рождения Тушновой Вероники Михайловны (1911–1965), поэтессы и переводчика
Родилась в Казани в семье ученого. Хорошо говорила
по-английски и по-французски. Литературная одаренность проявилась еще в
школе. По настоянию отца окончила медицинский институт, продолжила
обучение в аспирантуре в Москве. В столице занялась живописью, тогда же
началось серьезное увлечение поэзией. В 1938 году были опубликованы
первые стихи. В 1941 году, по совету поэтессы Веры Инбер, поступила в
Литературный институт им. А. М. Горького, но с началом Великой
Отечественной войны с семьей эвакуировалась в Казань, где работала
врачом нейрохирургического госпиталя для раненых бойцов Красной Армии. В
феврале 1943 года возвратилась в Москву, работала врачом-ординатором в
госпитале. В 1944 году в «Комсомольской правде» был напечатан цикл
«Стихи о дочери», который получил широкий читательский отклик.
Дебютным поэтическим сборником стала «Первая
книга» (1945), вторая книга «Пути-дороги» вышла только в 1954 году. С
наибольшей полнотой обостренное лирическое чувство поэтессы раскрылось в
последние годы жизни в сборниках «Память сердца» (1958), «Сто часов
счастья» (1965) и других, в которых она размышляет о высокой любви, о
глубоких человеческих отношениях. Вела творческий семинар в Литературном
институте им. А. М. Горького, работала рецензентом в издательстве
«Художественная литература», очеркистом в газете, переводила стихи с
бенгали Рабиндраната Тагора, с сербского – Десанки Максимович, с
татарского – Габдуллы Тукая.
Наиболее известное стихотворение Тушновой – «Не
отрекаются любя» – написано в 1944 году. Романс на музыку Марка Минкова
стал суперхитом в 1977 году в исполнении Аллы Пугачёвой. Популярны до
сих пор песни на ее стихи «А знаешь, все еще будет!», «Вспоминай меня»,
«Сто часов счастья» и многие другие.
26 МАРТА
72 года назад впервые проведен праздник детской книги «Книжкины именины»
Неделя детской и юношеской
книги – ежегодно проводимое всероссийское мероприятие, цель которого –
популяризация детской книги. Впервые праздник детской книги состоялся по
инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта 1943 года в Москве, в
Колонном зале Дома Союзов. Его организаторами стали Л. В. Дубровина,
директор издательства Детгиз, лектор-фронтовик Главного политического
управления РККА и Лев Кассиль. Активное участие в празднике приняли
Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Михаил Пришвин. Продолжался
он тогда всего один день, и участвовали в нем только москвичи и
ленинградцы. Но уже на следующий год праздник длился неделю, и его стали
устраивать во всех городах и селах нашей страны.
С 1944 года Неделя детской книги стала Всесоюзной и
традиционно проводится каждый год в дни весенних школьных каникул. В
школах, библиотеках, в клубах и Дворцах культуры устраивают книжные
выставки и базары, встречи с писателями, читательские конференции и
веселые представления, герои которых – персонажи детских книжек. Ребята
участвуют в литературных викторинах, конкурсах.
И в Иркутской области к литературе для детей так
или иначе обращаются почти все писатели. Больше других – И.
Молчанов-Сибирский, Г. Кунгуров, Марк Сергеев, В. Киселёв, Б. Лапин, А.
Шастин, Дм. Сергеев, Г. Пакулов, М. Трофимов, А. Горбунов. Но надо
сказать о тех, кто всегда оставался верен именно юному читателю. Среди
них – Л. Красовский, Ю. Самсонов, Г. Михасенко, С. Устинов и др.
24 МАРТА
138 лет со дня рождения Новикова-Прибоя Алексея Силыча (Силантьевича)
(1877–1944), русского советского писателя-мариниста
Родился в Тамбовской губернии в крестьянской
семье. В 22 года был призван в армию. С 1899 по 1906 год служил матросом
на Балтийском флоте. В 1903 году был арестован за революционную
пропаганду. Как «неблагонадежный» был переведен во 2-ю Тихоокеанскую
эскадру, участвовал в Цусимском сражении, попал в японский плен.
Там у Новикова возникла мысль описать пережитое. В
лагере военнопленных находились команды почти со всех кораблей, и
матросы охотно делились воспоминаниями. Вернувшись из плена в 1906 году,
Новиков написал очерки о Цусимском сражении: «Безумцы и бесплодные
жертвы» и «За чужие грехи», изданные под псевдонимом А. Затёртый.
Брошюры были сразу же запрещены правительством, а в 1907 году Новиков
был вынужден перейти на нелегальное положение и бежать в Финляндию, так
как ему грозил арест. За годы эмиграции с 1907 по 1913 год он побывал в
Англии, Франции, Испании, Северной Африке, служил матросом на судах
торгового флота.
С 1912 по 1913 год Новиков жил на Капри у М.
Горького, которого считал своим учителем. В 1913 году в связи с
амнистией, посвященной 300-летию династии Романовых, он вернулся в
Россию. Ко времени возвращения на родину он был автором многих
произведений. С 1914 года Новиков публикует небольшие статьи в
российских журналах, впервые используя при этом псевдоним
Новиков-Прибой. Однако подготовленный им в это время сборник «Морские
рассказы» был изъят из набора и опубликован только в 1917 году.
Во время Первой мировой войны Новиков работал на
санитарных поездах. С 1918 по 1920 год писатель живет в Барнауле. Здесь
им были написаны произведения «Певцы», «Под южным небом», «Две души»,
«Море зовет», «Судьба» (автобиография), «За городом», вышел сборник «Две
души». В конце 1920-х годов писатель приступил к работе над своей
главной книгой – исторической эпопеей «Цусима». Получив доступ к
архивным документам, он изучил обширные исторические источники. В 1932
году вышло в свет первое издание «Цусимы».
Его перу принадлежат также рассказы и повести
«Подводники» (1923), «Женщина в море» (1926), «Соленая купель» и др. Во
время Великой Отечественной войны печатал статьи и очерки о моряках в
газете «Красный флот». Сочинения переведены на иностранные языки,
экранизированы. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
«Горький поставил меня на ноги. После учебы у него я твердо и самостоятельно вошел в литературу» (А. С. Новиков-Прибой).
22 МАРТА
195 лет со дня рождения Писемского Алексея Феофилактовича (1820–1881), русского писателя
Родился в небогатой дворянской семье в Костромской
губернии. После окончания местной гимназии поступил в Московский
университет. Позднее Писемский говорил: «Будучи большим фразером,
благодарю Бога, что избрал математический факультет, который сразу же
отрезвил меня и стал приучать говорить только то, что сам ясно
понимаешь. Но этим, кажется, только и кончилось благодетельное влияние
университета».
По окончании университета прослужил в Костромской
палате несколько лет. Поездки по губернии дали поэту богатый материал
для творчества: «Былые соколы» (1864), «Птенцы последнего слета» (1865),
«Хищник» (1873), «Просвещенное время» (1875) и др. В 1877 вышел роман
«Мещане». Сюжеты своих первых произведений Писемский черпал из жизни
среднедворянского круга (романы «Боярщина» и «Богатый жених», повести
«Тюфяк», «Брак по страсти», «M-r Батманов», рассказы «Комик»,
«Фанфарон», «Старая барыня»). Эта среда была для автора совершенно
лишена ореола привлекательности. Он безжалостно разрушал поэзию
дворянских гнезд, воспетую Тургеневым и Л. Толстым. Не только
родственные, дружеские, имущественные отношения дворянства выглядят в
произведениях Писемского в высшей степени неприглядно, но даже настоящей
любви нет места в этом обществе. Ее заменяют или холодная светская
игра, или прямой обман. Подвергнув тщательному и беспристрастному
анализу жизнь русского дворянства, Писемский с беспощадной правдивостью
показал, что дворянский герой не состоялся.
В отличие от Л. Толстого, Достоевского, Лескова,
Писемский не возлагал больших надежд на нравственное возрождение
человечества. Он стремился к конкретным практическим преобразованиям
современной действительности и не мог удовлетвориться отвлеченным
нравственным идеалом. Но и такого идеала, с помощью которого можно было
бы исправить ежедневную практическую жизнь людей, основать ее на
справедливых, разумных началах, Писемский найти не мог. Испытав все
идеалы, он пришел к выводу о несовместимости идеала и действительности и
понял это как вечный закон, лежащий в природе общества и человека.
21 МАРТА
16 лет назад резолюцией 30-й сессии ЮНЕСКО (Париж, 1999) учрежден Всемирный день поэзии
Отмечается ежегодно. Основной целью празднования
является поощрение языкового разнообразия и поддержка исчезающих языков
посредством поэзии. Кроме того, этот день призван содействовать развитию
поэзии, возвращению к устной традиции поэтических чтений, преподаванию
поэзии, восстановлению диалога между поэзией и другими видами искусства,
такими, как театр, танцы, музыка, живопись, а также поощрению
издательского дела и созданию в средствах массовой информации
позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого
людям.
В 2014 г. Всемирный день поэзии отметили в
иркутском Доме литераторов 29 марта. В мероприятии приняли участие члены
Иркутской городской молодежной общественной организации «Глагол».
Литературный вечер назывался «Душа твоя дивно крылата». Участники
мероприятия декламировали стихи известных авторов. В программе
прозвучали произведения Федора Тютчева, Анны Ахматовой, Марины
Цветаевой, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского,
Виктора Цоя.
19 апреля 2014 г. в областной библиотеке им. И. И.
Молчанова-Сибирского основана литературная студия «Зеленая Лампа». На
встречи приглашаются как начинающие авторы, делающие первые шаги в
освоении поэтического и литературного мастерства, так и те, кто уже
попробовал свои силы и желает углубить свои знания и умение слагать
стихи, писать прозу и драматические произведения. С февраля 2015 г.
студия имеет название «Поэты в городе».
126 лет со дня рождения Вертинского Александра Николаевича (1889–1957),
русского эстрадного артиста, композитора, поэта и певца
Родился в Киеве в семье юриста, рано потерял
родителей, воспитывался у родственников. В гимназические годы увлекся
театром. В киевских газетах вышли его первые рассказы – «Портрет»,
«Папиросы “Весна”», «Моя невеста», «Красные бабочки», а также
театральные рецензии. В 1909–1910 гг. Вертинский переехал в Москву, где
играл в маленьких студиях, снимался в немом кино, писал стихи, вращался в
модных кружках. Во время Первой мировой войны в конце 1914-го
Вертинский служил добровольцем-санитаром на поезде, который курсировал
между передовой и Москвой. После возвращения в Москву он начал выступать
в театре миниатюр с собственным номером – «Песенками Пьеро», в основе
которых – его стихи, положенные им на музыку («Маленький креольчик»,
«Лиловый негр», «Ваши пальцы пахнут ладаном» и др.).
В своих стихах он стремился показать, что никем не
понятый, одинокий человек беззащитен перед лицом огромного
безжалостного мира. Он избавился от традиций русского романса, которые
уже стали рутиной, и предложил эстраде другую песню, связанную с
эстетикой новейших течений в искусстве и культуре, и, прежде всего,
авторскую художественную песню. Привлекательным был и сценический образ
Вертинского в виде Пьеро.
После 1917 г. началась эмигрантская,
скитальческая, но безусловно плодотворная творческая жизнь за границей,
выступления в кабаре и ресторанах с собственными композициями. Особенно
интересным оказался парижский период, когда созданы его лучшие песни:
«Пани Ирена», «Венок», «Баллада о седой госпоже», «В синем и далеком
океане», «Концерт Сарасате», «Испано-Сюиза», «Сумасшедший шарманщик»,
«Мадам, уже падают листья» и др.
Вертинский был популярен не только в среде
эмигрантов, он имел мировую известность, несмотря на то, что исполнял
свои песни исключительно на русском языке. В Америке состоялась премьера
песни «Чужие города». После заключительной вещи «О нас и о Родине» зал
разразился овацией, которая, как писал артист, «относилась, конечно, не
ко мне, а к моей Родине». К этому времени репертуар Вертинского стал
меняться: на смену экзотическим сюжетам пришли ностальгические мотивы
(«Чужие города», «О нас и о Родине»), театральные персонажи, исполненные
надрывных страстей, стали уступать место обычным людям, испытывающим
простые человеческие чувства. В 30-е гг. впервые Вертинский стал
использовать в своих песнях стихи советских поэтов.
Живя в эмиграции, Вертинский неоднократно
обращался к советскому правительству с просьбами о возвращении на
родину. Разрешение было получено только в 1943 г. Артист с семьей
приехал в Москву. В военные годы гастролировал на фронте, исполнял
патриотические песни – как советских авторов, так и собственного
сочинения («О нас и о родине», «Наше горе», «В снегах России», «Иная
песня», «Китеж»), в 1945 г. написал песню «Он», посвященную Сталину.
Александр Вертинский прожил на родине 14 лет. Все
это время он интенсивно работал, постоянно выступал с концертами, имел
огромный успех. Он объездил с концертами всю страну от Еревана до
Мурманска, от Риги до Петропавловска-Камчатского. Однако, из ста с
лишним песен из репертуара Вертинского к исполнению в СССР было допущено
не более тридцати. Более того, на каждом концерте присутствовал цензор,
который зорко следил, чтобы артист не выходил за поставленные рамки.
Концерты в Москве и Ленинграде были редкостью, на радио Вертинского не
приглашали, пластинок почти не издавали, не было рецензий в газетах.
После войны Вертинский продолжил сниматься в кино,
в частности в фильмах «Заговор обреченных» (1950), «Великий воин
Албании Скандербег» (1953), «Анна на шее» (1954). Семья Александра
Вертинского также связана с миром кино: жена Лилия, художник, снялась в
популярном детском фильме «Королевство кривых зеркал» в роли Анидаг,
дочери Марианна и Анастасия – известные киноактрисы.
20 МАРТА
110 лет со дня рождения Пановой Веры Фёдоровны (1905–1973), советской писательницы, кинодраматурга
Родилась в Ростове-на-Дону.
Рано лишившись отца, начала работать в ростовской газете «Трудовой Дон».
Она хорошо узнала жизнь городской окраины, быт простых людей.
Журналистика на долгие годы становится ее основной и любимой профессией.
Первые шаги в газете описаны позднее в «Сентиментальном романе» (1958),
книге во многом автобиографической. Панова работала в ростовских
детских изданиях – газете «Ленинские внучата», в журналах «Костер» и
«Горн». Здесь перешла к беллетристике, к художественной обработке
жизненного материала. Благодаря пристальному интерес к миру детства,
позднее, в 1950-х гг., появились ее произведения, посвященные подросткам
и детям («Сережа», «Валя», «Володя», «Мальчик и девочка» и др.).
В начале Великой Отечественной войны Пановой с
дочерью удалось спастись от угона в Германию из оккупированного г.
Пушкина. Преодолев многие сотни километров по захваченной врагом земле,
они добрались до Полтавщины и соединились с родными. После освобождения
Украины в конце 1943 г. Панова переехала на Урал, в Молотов (ныне
Пермь). Здесь она работала в редакции местной газеты и на радио. На
Урале были завершены первые крупные произведения – «Семья Пирожковых» и
пьеса «Метелица».
Во время войны Панова совершила в
военно-санитарном поезде несколько рейсов к фронту, впечатления от
которых послужили фактической основой повести «Спутники» (Сталинская
премия, 1947). В последующие годы писательница создает ряд повестей и
романов: «Кружилиха» (1947), «Ясный берег» (1949), «Сентиментальный
роман» (1958), «Времена года» (1953), а также в 1960-е гг. исторические
повести «Сказания об Ольге» и «Сказания о Федосии», «Кто умирает», «Лики
на заре».
Пьесы Пановой ставили в разные годы выдающиеся
театральные режиссеры – Ю. А. Завадский, А. Д. Попов, Н. П. Охлопков, Г.
А. Товстоногов и другие. По сценариям писательницы поставлено
тринадцать фильмов – одни из лучших в советском кинематографе: «Сережа»
(1960), «Високосный год», «Евдоким и Евдокия» (1961), «Рабочий поселок»
(1965), «Проводы белых ночей» (1969), «На всю оставшуюся жизнь»
(телефильм по роману «Спутники», 1975) и др.
За литературную деятельность В. Панова удостоена трёх Сталинских премий (1947, 1948, 1950).
19 МАРТА
121 год со дня рождения Лёвберг Марии Евгеньевны (1894–1934), русской поэтессы, драматурга, прозаика и переводчика
Настоящая фамилия Купфер. Родилась в Риге. Окончила
историко-филологический факультет Высших женских (Бестужевских) курсов. В
1917–1925 гг. служила при Наркомпросе, преподавала в учебных
заведениях. Печаталась с 1913 г. в петербургских газетах и журналах.
Первоначально выступала как поэтесса. Ее первый и единственный
поэтический сборник «Лукавый странник» доброжелательно оценил Николай
Гумилёв. Затем выступала как драматург (пьесы «Камни смерти», «Шпага
кавалера», «Дантон», которая была названа Александром Блоком
«прекрасной»). С начала 1920-х гг. много переводила (с французского и
английского языков). Входила в Секцию переводчиков, затем в
Ленинградское общество драматургов и писателей. Переводила сочинения
Ж.-Б. Мольера, В. Гюго, Э. Золя, Т. Майн Рида, Р. Роллана, Ж. Ромэна, Ф.
Стендаля и др.
Опубликовала повести «Лайма» (1932) и «На белом Севере» (1933),
посвященные революционным событиям. Составила карманный «Словарь
иностранных слов» (1923; 6-е изд. – 1928), который до сих пор сохраняет
свое значение благодаря лаконичной точности определений и широте
лексического охвата. Умерла Мария Лёвберг еще молодой. Возможно, ее
жизнь укоротила ссылка, в которой она побывала при большевиках.
«… Во многих стихотворениях чувствуется подлинно поэтическое
переживание, только не нашедшее своего настоящего выражения. Материал
для стихов есть: это – энергия в соединении с мечтательностью,
способность видеть и слышать и какая-то строгая и спокойная грусть,
отнюдь не похожая на печаль» (Н. Гумилёв о стихах М. Лёвберг).
18 МАРТА
83 года со дня рождения Горенштейна Фридриха Наумовича (1932–2002), русского прозаика, драматурга, сценариста
Родился в семье профессора
политэкономии, который в 1937 г. был расстрелян. Во время войны его мать
умерла в дороге из эвакуации. Фридрих был помещен в детский дом, а
после войны рос в семье тетушек в Бердичеве (память об этих тяжелых
годах запечатлена писателем в рассказе «Дом с башенкой»). Горенштейн
окончил Днепропетровский горный институт, до 1961 г. работал инженером,
затем учился в Москве на Высших сценарных курсах.
Написал сценарии семнадцати фильмов, пять из
которых были осуществлены. Среди них– «Солярис» (реж. Андрей
Тарковский), «Раба любви» (реж. Никита Михалков), «Седьмая пуля» (реж.
Али Хамраев), «Комедия ошибок» (реж. Вадим Гаузнер). Написал много
произведений: «Зима 53-го года», «Ступени», «Споры о Достоевском»,
«Бердичев», романы «Искупление» (1967), «Псалом» (1975), «Место» (1976) и
др. Из них в СССР был опубликован только один рассказ, но сделавший ему
имя – «Дом с башенкой» (журнал «Юность», 1964). Творчество Горенштейна
высоко ценили те, кому он доверял читать свои неизданные произведения. В
этот узкий круг входили, в частности, кинорежиссеры Андрей Тарковский и
Андрей Кончаловский, писатель Юрий Трифонов, критик Бенедикт Сарнов,
драматург и режиссер Марк Розовский. Все они считали Горенштейна
гениально одаренным мастером.
Действие романа «Место» разворачивается в СССР
после смерти Сталина и прихода к власти Хрущёва. Главный герой романа –
молодой человек Гоша Цвибышев, судьба которого изломана репрессией отца и
унижениями. Получив подтверждение о реабилитации отца, Цвибышев
начинает мелочно мстить обидчикам, впутывается в компанию диссидентов,
разжигавших беспорядки и провоцировавших подавление рабочих выступлений
военной силой в Новочеркасске (1962). Слабого человека для раскрытия
заговора используют сотрудники КГБ…
В 1978 г. Горенштейн начал публиковать свои
произведения за границей и принял решение эмигрировать из СССР. В
альманахе «Метрополь» (1979) была напечатана его повесть «Ступени». С
1980 г. жил в Вене и Западном Берлине, будучи приглашенным на годовую
творческую стипендию. Его произведения печатались в Нью-Йорке и в
эмигрантских журналах «Континент», «Синтаксис», «Грани», «Зеркало
Загадок». Книги Горенштейна переведены на иностранные языки (наибольшее
число переводов на французский и немецкий). В театрах Парижа и Берлина, а
позднее и в России были поставлены спектакли по прозе писателя.
Фридрих Горенштейн умер в Берлине накануне своего 70-летия. Похоронен на старейшем еврейском кладбище в Вайсензее.
17 МАРТА
107 лет со дня рождения Полевого Бориса Николаевича (1908–1981), советского журналиста и писателя-прозаика
Настоящая фамилия Кампов.
Псевдоним «Полевой» взял по предложению одного из редакторов в
результате перевода фамилии Кампов с латинского на русский (campus –
поле). Родился в Москве, в семье юриста, с 1913 г. жил в Твери. В 1927
г. здесь же была издана первая книга очерков «Мемуары вшивого человека» –
о жизни людей «дна». Это единственное издание, подписанное фамилией Б.
Кампов. В 1939 г. в журнале «Октябрь» вышла первая повесть Б. Н.
Полевого «Горячий цех», которая принесла ему литературную известность. В
годы Великой Отечественной войны Полевой находился в действующей армии в
качестве корреспондента «Правды». Военные впечатления легли в основу
книг: «От Белгорода до Карпат» (1945), «Мы – советские люди» (1948),
«Золото» (1949–1950). Однако славу ему принесла «Повесть о настоящем
человеке», посвященная подвигу летчика А. Маресьева.
Из послевоенных произведений можно отметить
повесть «Вернулся», цикл рассказов «Современники», роман «Глубокий тыл»,
путевые дневники-очерки: «Американские дневники», «За тридевять
земель», «30 000 ли по новому Китаю». Автор четырех книг военных
мемуаров «Эти четыре года». Менее известны материалы о его присутствии
на казни по приговору Нюрнбергского процесса «В конце концов» (1969).
Роман «На диком бреге» (1962) создан Борисом
Полевым на основе Ангарских и Саянских записей, сделанных в поездках по
Сибири и повествует о советских рабочих, о тех, кто воздвигает в сердце
Сибири, в необжитой тайге Братскую ГЭС. В 1974 г. Полевому было
присвоено звание Героя Социалистического Труда. С 1961 по 1981 – главный
редактор журнала «Юность».
16 МАРТА
131 год со дня рождения Беляева Александра Романовича (1884–1942), русского писателя-фантаста,
одного из основоположников советской научно-фантастической литературы
Он родился в Смоленске, в семье православного священника. По желанию
отца окончил в 1901 г. духовную семинарию, но вышел убежденным атеистом.
Потом учился в юридическом лицее, работал юристом, имел хорошую
практику. В 1914 г. оставил юриспруденцию ради литературы и театра.
В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулезом и на шесть
лет оказался прикованным к постели. Жил в Ялте. Там, в больнице, не
поддаваясь отчаянию, он занялся самообразованием: изучал иностранные
языки, медицину, биологию, историю, технику, много читал, в том числе
Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского. Победив болезнь, в
1922 г. возвратился к полноценной жизни, начал работать, с семьей
переехал в Москву. Там начал серьезную литературную деятельность.
Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг
света», «Знание – сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул
«советского Жюля Верна». В 1925 г. публикует повесть «Голова профессора
Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел
рассказать, «что может испытать голова без тела».
До 1928 г. были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний
человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован
сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под
псевдонимами А. Ром и Арбел. После 1928 г. Беляев занимается литературой
профессионально («Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное
око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера»). В 1934 г. он
встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. Одиннадцать лет
(до 1938 г.) сотрудничал с журналом «Вокруг света».
Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики,
функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли
мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия
может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли
границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти
проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира»,
«Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит»,
«Хойти-Тойти». В своих научно-фантастических романах Беляев предвосхитил
появление множества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ»
изображен прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии»
и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в
«Вечном хлебе» – достижения современной биохимии и генетики.
Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, не смог
эвакуироваться, когда началась война. Город Пушкин (бывшее Царское Село,
пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьей, был
оккупирован. В январе 1942 г. писатель умер от голода. Был похоронен в
братской могиле вместе с другими жителями города.
По произведениям Беляева созданы художественные фильмы:
«Человек-амфибия» (1961), «Продавец воздуха» (1967), «Завещание
профессора Доуэля» (1984), «Остров погибших кораблей» (1987), «Морской
Дьявол» (2004), «Охота на Большую Медведицу» (2010) и другие.
15 МАРТА
91 год со дня рождения Бондарева Юрия Васильевича (1924), русского советского писателя и общественного деятеля
Родился в г. Орске, с 1931 г.
жил в Москве. С августа 1942 г. участник Великой Отечественной войны,
младший лейтенант. Служил в артиллерии, неоднократно был ранен,
награжден боевыми медалями. В 1945 г. комиссован по тяжелому ранению.
В 1951 г. окончил Литературный институт им. А. М.
Горького. Дебютировал в печати в 1949 г. Является представителем
«лейтенантской литературы», показывая истинное лицо человека на войне,
его нравственные корни, проявляющиеся в критических ситуациях с особой
остротой (повесть «Батальоны просят огня», роман «Горячий снег»). Ему
свойственно стремление к точной психологической детализации событий (все
критики отмечали «эффект присутствия», «верность правде», «смелость
батальных эскизов», «окопную правду»), к экспрессивному действию в
максимально напряженных, порой безвыходных ситуациях. Ему удавалось
воссоздать не только живописную картину боя как воплощение ада на земле,
но и звуковую сатанинскую симфонию войны, которой противостояла хрупкая
человеческая плоть. Выявляя и резко сталкивая противоположные
характеры, существующие в разных обстоятельствах, разделенные военной
субординацией, Бондарев всегда ставит их перед выбором между военной
необходимостью и гуманностью, между жизнью и смертью.
В более поздний период творчества писатель
задумывался о неотделимости судьбы конкретного человека от судьбы его
страны (романы «Тишина», «Берег», «Выбор»). По произведениям Бондарева
вышло несколько художественных фильмов: «Последние залпы» (1961),
«Тишина» (1964), «Горячий снег» (1972), «Берег» (1984), «Батальоны
просят огня» (1985). Один из авторов сценария киноэпопеи «Освобождение»
(1970). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской (1972) и
двух Государственных премий СССР (1977, 1983).
Роман Бондарева «Бермудский треугольник» (1999) посвящен событиям 1993 года – расстрелу «Белого дома» в Москве.
78 лет со дня рождения Распутина Валентина Григорьевича (1937), русского писателя и общественного деятеля
Имя Валентина Григорьевича
Распутина известно всему читающему миру и в то же время остается
неразрывно слитым с Сибирью, где пролегает жизненный и творческий путь
писателя, вбирая в себя все самое значительное и противоречивое, что
происходит с этим краем. Талант художника и публициста оказался
равнозначен богатому сибирскому материалу – природному и духовному, что
привело прозаика к художественным открытиям планетарного масштаба.
Родился в селе Усть-Уда Иркутской области. В 1959 окончил
историко-филологический факультет Иркутского государственного
университета. Учился в одно время с будущими писателями А. Вампиловым,
Е. Суворовым, К. Балковым, А. Румянцевым, С. Китайским. В 1958–1966 гг.
занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске: сотрудничал с газетами
«Советская молодежь», «Красноярский комсомолец» и «Красноярский
рабочий».
Первая публикация (рассказ «Я забыл спросить у
Лешки») состоялась в альманахе «Ангара» в 1961 г. В 1965-м участвовал в
Читинском семинаре молодых писателей, где был отмечен известными
мастерами слова, тогда же с рассказом и очерком впервые выступил в
столичной прессе. В следующем году ушел на профессиональную литературную
работу.
В конце 1960-х появляются повести «Деньги для
Марии», «Последний срок», в которых ясно определились и предмет
изображения – сибирская деревня, и направление таланта – глубокое
проникновение в народную жизнь, уважение к традициям, внимание к
нравственным проблемам, способность к воссозданию коренной русской речи.
Повесть «Живи и помни» (1974) принесла новое в литературу о войне и
по-новому осветила характер русской женщины, выбирающей, по выражению
писателя, свою судьбу однажды. Остро поставлены проблемы отношений
человека и природы в повести «Прощание с Матерой».
Со второй половины 1970-х имя Распутина
приобретает большую известность, критика называет его «могучим явлением
современной отечественной и мировой литературы». Книги его все чаще
издаются в стране и за рубежом, по отдельным произведениям ставятся
спектакли, снимаются фильмы. Он удостаивается самых высоких
государственных наград и премий, избирается делегатом на съезды
писателей, входит в правление СП РСФСР и СП СССР, в редколлегии многих
журналов.
В начале 80-х намечается поворот в творчестве к
малым жанрам и публицистике. В 1986 г. В. Г. Распутину присвоено звание
«Почетный гражданин города Иркутска». 1990-е гг. отмечены большой
общественной деятельностью писателя: он избирается депутатом Верховного
Совета СССР, входит в Президентский Совет при М. С. Горбачеве, участвует
в съездах и пленумах Союза писателей России, продолжает сотрудничать с
редколлегиями журналов «Наш современник», «Москва» и др.
В 1994 г. по инициативе писателей В. Распутина и
М. Сергеева, мэра Иркутска Б. Говорина и епископа Иркутского и
Ангарского Вадима создан ежегодный Всероссийский фестиваль «Дни русской
духовности и культуры “Сияние России”», который проводится в Иркутской
области.
В настоящее время Валентин Распутин является
членом Патриаршего совета по культуре (Русская Православная Церковь),
входит в совет литературного журнала «Сибирь». Писатель удостоен
Государственной премии России за выдающиеся достижения в области
гуманитарной деятельности 2012 г.
В Иркутской областной государственной
универсальной научной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского 13 марта
2014 г. открылся зал творчества нашего знаменитого земляка. Здесь
впервые собраны все издания В. Г. Распутина, хранящиеся в библиотеке,
представлены книги с его автографами, публикации о книгах, героях его
произведений, публицистика Распутина, библиографические указатели.
Имеются видеофильмы, в том числе документальный фильм «Река жизни».
Важную часть экспозиции составила постоянно действующая фотовыставка
известного иркутского мастера А. Я. Бызова. На ней представлены
фотографии, запечатлевшие поездку в 2009 г. В. Г. Распутина и деятелей
культуры по Ангаре, в том числе критика Валентина Курбатова и издателя
Геннадия Сапронова, по селам Приангарья и местам, подлежащих затоплению
при строительстве Богучанской ГЭС. Кроме того, демонстрировалась
выставка авторских иллюстраций Сергея Элояна к книге В. Распутина
«Прощание с Матерой», подаренных художником библиотеке. В зале
творчества проходят презентации новых книг и журналов, встречи, в том
числе с известными российскими писателями, критиками и общественными
деятелями в рамках фестиваля «Сияние России».
14 МАРТА
Всероссийский день православной книги
Учрежден Священным Синодом
Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла. Приурочен к дате выпуска первой на Руси
печатной книги Ивана Фёдорова «Апостол», вышедшей в свет в марте 1564
г.
В 1553 г. по приказу Иоанна IV в Москве был построен Печатный двор,
который в 1550-е гг. выпустил несколько «анонимных», то есть не
содержащих никаких выходных данных, изданий. Предполагают, что в этой
типографии работал и Иван Фёдоров (также Фёдорович, Москвитин) (родился
около 1520 г. в Великом княжестве Московском – умер в 1583 г., во
Львове, Русское воеводство, Речь Посполитая). По традиции часто
называется «первым русским книгопечатником». В латинских документах он
подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Græcus et
Sclavonicus «Иван Федорович (Московский) или Московит, печатник
греческий и славянский», либо Johannes Theodori Moscus «Иван Фёдоров
(сын) Московит».
Работа над «Апостолом» велась, как указано в послесловии к нему, с 19
апреля 1563 по 1 марта 1564 г. Это – первая точно датированная печатная
русская книга. Выбор «Апостола» для первого издания государственной
типографии был неслучаен: «Апостол» в Древней Руси использовался для
обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования
учениками Христа Святого Писания. Отпечатанная Иваном Фёдоровым и Петром
Мстиславцем, она стала образцом для последующих изданий. Для
напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Текст
«Апостола» был отредактирован при участии митрополита Макария.
13 МАРТА
102 года со дня рождения Михалкова Сергея Владимировича (1913-2009), советского писателя, поэта, баснописца, общественного деятеля
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской
(1970), трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1942, 1950) и
Государственной премии СССР (1978), кавалер ордена Святого апостола
Андрея Первозванного (2008), автор текстов гимнов Советского Союза и
гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР,
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967). Наибольшую известность
Михалкову принесли его произведения для детей.
Михалков родился в Москве и принадлежал к
старинному дворянскому роду Михалковых. Способности к поэзии проявились
уже в девять лет. Начал печататься с 1928 г. в журналах «Огонёк»,
«Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда», «Известия»,
«Правда».
В 1935 г. вышло первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы, – «Дядя Стёпа».
Создает классические басни «Лиса и бобер», «Непьющий воробей», «Заяц
во хмелю», «Слон-живописец» и др. После войны Михалков работает в разных
жанрах детской литературы, пишет пьесы для детских театров «Веселое
сновидение или Смех и слезы» (1945), «Я хочу домой» (1948), сценарии для
мультфильмов и художественных лент: «Большое космическое путешествие»,
«Три плюс два», «Новые похождения Кота в Сапогах» и др. С 1956 г.
является редактором журнала «Веселые картинки». В 1962 г. Михалков
предложил идею и выступил организатором сатирического киножурнала
«Фитиль».
К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова составил, по разным оценкам, около 300 млн экземпляров.
79 лет со дня рождения Машкина Геннадия Николаевича (1936–2005), писателя
Родился в
Хабаровске, жил на Южном Сахалине. В 1959 г. окончил геологоразведочный
факультет Иркутского горно-металлургического института. Участник
открытия одного из крупнейших золоторудных месторождений в России –
Сухой Лог. Первый рассказ «Мелодии над Ангарой» вышел в газете
«Советская молодежь» в 1956.
Творчество Машкина было замечено на Всесоюзном литературном семинаре в
Чите (1965). По его инициативе группа молодых писателей (А. Вампилов,
В. Распутин, Л. Красовский, Ю. Самсонов, Д. Сергеев, В. Шугаев, Р.
Филиппов, Г. Машкин) была названа «Иркутская стенка».
В 1965 г. в журнале «Юность» вышла повесть «Синее море, белый
пароход», которая позднее более 15 раз издавалась в нашей стране и
несколько раз за рубежом. В ее основу положены взаимоотношения двух
семей – русской и японской на Южном Сахалине, их сближение в
послевоенное время. Повесть переведена на английский, болгарский,
венгерский, испанский, латышский, литовский, молдавский, немецкий,
польский, румынский, украинский, французский, чешский, эстонский,
японский языки. Повесть «Родительский день» и рассказ «Лютня» вошли в
региональную школьную программу по внеклассному чтению. Произведения
публиковались в журналах «Юность», «Сибирские огни», «Байкал», «Сибирь»,
«Сибирячок», «День и ночь», альманахе «Ангара» и других.
Член Союза писателей СССР с 1965 г., лауреат Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение для детей (1968).
11 МАРТА
112 лет со дня рождения Ольхона Анатолия Сергеевича (1903–1950), поэта, фольклориста, переводчика, журналиста
Настоящая фамилия Пестюхин. Родился в семье рабочего в г. Вологде.
Заочно окончил Ленинградский педагогический институт, сотрудничал с
газетами. Первая книга стихов «Тундра» вышла в 1926 г. в Вологде. Был
участником Московской литературной группы «Перевал», после разгрома
которой был арестован в 1930 г. по обвинению в антисоветской
пропаганде, выслан в Восточную Сибирь, в Иркутск.
В Иркутске жил с 1931 по 1950. Как корреспондент объездил всю
Сибирь. Литературный псевдоним поэта – Ольхон – родился во время его
пребывания на байкальском острове (1938). Образ Байкала занимал в
творчестве Анатолия большое место. Всего писатель опубликовал около 40
сборников стихов, переводов, сказок, книг для детей, переводил якутских,
бурятских и эвенкийских поэтов и прозаиков. Писал о землепроходцах С.
Дежневе, Г. Шелихове, создал поэмы о тружениках Арктики – «Марь» (1940),
«Служба погоды» (1948), «Восточный сектор Арктики» (1949), «Окраины
милой Отчизны» (1948) и др. В 1941 вышла поэма «Ведомость о секретном
преступнике Чернышевском за 1862–1883 гг.»
В годы войны Ольхон – постоянный участник «Иркутских окон ТАСС».
«…есть у меня одно заветное желание – дожить до того времени,
когда завершится постройка гидростанции у Иркутска, разольется и придет в
наш город Байкальское море, когда Падуны уйдут под воду и великий
северный край засияет электрическими огнями…» (А. Ольхон).
10 МАРТА
90 лет со дня рождения Мошковского Анатолия Ивановича (1925–2008), советского детского писателя, прозаика и поэта
Родился в Белоруссии, в семье педагогов. В восемь лет написал свое
первое стихотворение, а к четырнадцати годам – уже множество лирических
стихотворений и несколько поэм. В Великую Отечественную войну семья из
Москвы была эвакуирована в Башкирию.
В 1943 г., будучи освобожденным от призыва по случаю тяжелой, еще
довоенной травмы кисти, Мошковский поступил в Литературный институт им.
А. М. Горького, начал публиковаться в периодике. Первая книга, сборник
поэзии «Самое дорогое», увидела свет в 1952 г. По окончании института
работал в Главлите, журналах «Дружные ребята» и «Пионер» (1950–1970).
Член Союза писателей с 1958 г.
Первая книга рассказов для детей «Полет не отменяется!» вышла в 1956
г. Писатель много ездит по стране, встречается с интересными людьми,
находит в их жизни и работе темы для своих рассказов и повестей.
Например, впечатления от встречи с Сибирью, Ангарой и Байкалом
запечатлены в книгах «Твоя Антарктида», «Скала и люди», «Река моя
Ангара». В своих произведениях автор поднимает важные нравственные
проблемы. Он пишет о возмужании человека, о рождении в нем чувства долга
и ответственности за свои поступки, о дружбе и чести, которые
выковываются и проверяются в труде, о поисках своего места в жизни и
покорении природы. Литературное наследие писателя – около тысячи
произведений. Многие их них переиздавались (некоторые неоднократно) и
были переведены на языки народов СССР и других стран (особенно много
издано в Польше и Германии).
Мошковский, уже будучи маститым и достаточно популярным детским
писателем, обратился к фантастике, адресовав ее детской аудитории. Две
повести, написанные в этом жанре, принесли писателю настоящую славу,
регулярно переиздавались. Первая из них – сказка «Семь дней чудес»
(1969) о мальчике, к которому попало удивительное научное изобретение –
волшебный фонарик «Хитрый глаз», способный управлять эмоциями окружающих
людей.
Повесть «Пятеро в звездолете» (1975), выходившая впоследствии также
под названием «Заблудившийся звездолет», – самая популярная. В ней
рассказывается о четверых мальчишках и одной девчонке, похитивших
звездолет, на котором они отправились путешествовать по Вселенной.
9 МАРТА
90 лет со дня рождения Маркевича Бориса Анисимовича (1925–2002), художника, иллюстратора книг, в том числе детских
Маркевич родился в Харькове. Учился в Московском полиграфическом институте (1943–1945), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1945–1949). Жил и работал в Москве. Член Союза художников РФ, член-корреспондент Российской Академии художеств. Участник выставок с 1956 г. Награжден рядом призов и дипломов выставок книжной и станковой графики. В 1962 г. ведущий международный справочник «Who's who in Grafic Art» включил Б. Маркевича в число четырехсот лучших графиков мира. Выполнил оформление обложек и внутренние иллюстрации к таким книгам, как «Конь с розовой гривой» (В. П. Астафьев), «Мастер и Маргарита» (М. Булгаков), «Тайна двух океанов» (Гр. Адамов, три издания), собрание сочинений А. Беляева, «Конек-Горбунок» (П. Ершов), «Айога» (Д. Нагишкин) и многие др. В 1984 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышли избранные произведения в двух томах нашего земляка В. Г. Распутина с иллюстрациями Б. Маркевича («Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Василий и Василиса» и др.). Тираж 150 000 экз.
8 МАРТА
85 лет со дня рождения Рытхэу Юрия Сергеевича (1930–2008), советского писателя, создателя чукотской литературы, переводчика
Рытхэу родился в поселке Уэлен Чукотского национального округа в
семье охотника-зверобоя. Его дед был шаманом. При рождении мальчику дали
имя Рытхэу, что в переводе с чукотского означает «неизвестный». В
дальнейшем, поскольку чтобы получить паспорт, необходимо было указать
имя и отчество, он взял русские имя и отчество, имя же «Рытхэу» стало
ему фамилией. Окончил семилетку и ушел из родного села. По возрасту он
не попал в число тех, кто был командирован в Институт народов Севера и
решил самостоятельно добраться до Ленинграда, чтобы продолжать
образование. Начался его долгий, продолжавшийся несколько лет путь в
Ленинград. Надо было зарабатывать на жизнь и на проезд. Он плавал
матросом по Берингову морю, ходил в горы с геологической экспедицией,
участвовал в зверобойном промысле, был грузчиком гидробазы, поступил в
Анадырское училище. Через некоторое время стал сотрудничать с окружной
газетой «Советская Чукотка», опубликовал свои первые очерки и стихи. Так
будущий писатель получил бесценный опыт жизни. В 1948 г. Рытхэу наконец
добрался до Ленинграда и стал студентом университета. В альманахе
«Молодой Ленинград», а затем в «Огоньке» и «Новом мире» стали появляться
первые его рассказы (автору было чуть более 20 лет). Первая большая
книга «Чукотская сага» вышла в 1956 г., сразу сделав известным его имя.
Затем появился роман «Время таяния снегов», принесший молодому автору
еще большую популярность. В студенчестве переводил на чукотский язык
сказки А. Пушкина, рассказы Л. Толстого, произведения М. Горького и Т.
Сёмушкина. Член Союза писателей с 1954 г.
После окончания Ленинградского университета Рытхэу несколько лет
жил в Магадане. Работал корреспондентом газеты «Магаданская правда».
Потом переселился в Ленинград, где прожил почти всю жизнь. Писатель
много путешествовал, часто бывал за границей во многих странах мира с
творческими, культурными и дружескими визитами. Благодаря свободному
владению английским языком читал по приглашению лекции в американских
университетах. Некоторое время работал в ЮНЕСКО.
В 1970-е были опубликованы рассказы, повести и романы: «Когда киты
уходят», «Повести», «Белые снега», «Голубые песцы», «Конец вечной
мерзлоты» и др. После распада СССР Рытхэу перестали печатать. Оказавшись
в затруднительном положении, он выразил намерение эмигрировать в США.
Однако писатель Чингиз Айтматов познакомил его с немецким книгоиздателем
Люсьеном Лайтисом, который заключил с писателем контракт на издание
книг на немецком языке и стал его литературным агентом. Произведения
Рытхэу стали выходить во многих странах мира: Франции, Финляндии,
Нидерландах, Италии, Германии, Испании, Японии и др. В 1998 г.
губернатор Чукотки Александр Назаров учредил прижизненную литературную
премию имени Рытхэу, а с начала 2000-х годов, на средства губернатора
Чукотского автономного округа Романа Абрамовича, произведения Рытхэу
стали издавать малыми тиражами в России, но весь тираж вывозится в
Чукотский АО.
В произведениях Рытхэу звучит тема «выживания» малочисленных
народов Крайнего Севера в условиях исторической родины, лишенных
привычного уклада жизни наступлением цивилизации и советской власти. В
романтической повести «Вэкет и Агнес» (1967) эти проблемы идут фоном, на
котором разворачивается история любви. Как бы мы сказали сегодня –
«экзотической любви» между оленеводом Вэкетом и юной эстонской
студенткой Агнес. Для Вэкета эта встреча стала настоящим потрясением.
Девушка перевернула весь его скудный мир переживаний и впечатлений. Он
влюбился по-настоящему. И как только представилась возможность, сразу же
рванулся к ней в Таллин. Для нее он так и остался «диковинным
туземцем». Агнес приглашает Вэкета на свою лекцию о быте малых народов
Севера, где демонстрирует его... как экспонат – между снимками яранги и
собачьей упряжки. Чем закончилась история? Приглашаем прочесть книгу!
Язык повести насыщен, красив, удивляет внимание Рытхэу к каждой
детали. А еще, хоть повесть и грустна, после прочтения она запоминается
надолго как светлая и, несмотря ни на что, чистая история любви. В одной
из повестей Рытхэу есть строчка старой чукотской песни: «Самый красивый
корабль – тот, что проходит мимо».
По повести «Вэкет и Агнес» снят телевизионный фильм «Самые красивые корабли» (1972), где Юрий Рытхэу снялся в одной из ролей.
7 МАРТА
87 лет со дня рождения Чивилихина Владимира Алексеевича (1928–1984), русского писателя и общественного деятеля
Чивилихин родился в Кемеровской области в семье железнодорожника. После окончания с отличием в 1954 г. факультета журналистики МГУ десять лет работал в «Комсомольской правде». Печатать свои работы начал в 1946 г. Член Союза писателей СССР (1961). Одним из первых повел борьбу за Байкал, опубликовав в 1963 г. в журнале «Октябрь» статью «Светлое око Сибири», в которой доказывал возможный вред от строительства на берегу озера целлюлозно-бумажного завода. Современникам посвящены повести «Про Клаву Иванову» (1964), «Елки-моталки» (1965), «Над уровнем моря» (1967), «Пестрый камень» (1969). Широкую известность получили публицистические очерки «Месяц в Кедрограде», «О чем шумят русские леса?», «Земля в беде» и др.
После поездки писателя в Сибирь им была написана документальная повесть «Серебряные рельсы» (1958–1967). В основе повести лежит подлинный документ – дневник Александра Кошурникова, который был участником экспедиции геологов, проводивших изыскательские работы для трассы будущей железной дороги. В 1942 г. все члены экспедиции погибли в Саянах. Текст дневника Кошурникова органически вошел в авторское повествование.
Последней работой писателя стал роман-эссе «Память» (1978–1984), вышедший в двух книгах. Этот двухтомник неоднократно переиздавался. В «Памяти» выделяется несколько тематических блоков: декабристы, время татаро-монгольского нашествия и борьбы с ним, «Слово о полку Игореве» и др. Внутри каждой темы свои ответвления, уточняются многие человеческие судьбы, происходит перестановка акцентов, в научный обиход вводятся новые имена и факты. Историю декабризма Чивилихин дополняет воссозданием жизни двух почти забытых декабристов – Н. Мозгалевского и П. Выгодовского. Писатель свободно ориентировался в древнерусских летописях, был основательно осведомлен в обширнейшей литературе о «Слове о полку Игореве». По его мнению, автором древнерусского произведения является сам князь Игорь. Вторая часть книги «Память» была удостоена Государственной премии СССР за 1982 г.
6 МАРТА
200 лет со дня рождения Ершова Петра Павловича (1815–1869)
Ершов родился в семье чиновника в Тобольской губернии. В 1831–1835 гг.
учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета.
В студенческие годы Ершов сблизился с профессором русской словесности
Петром Плетнёвым, познакомился с Василием Жуковским, Александром
Пушкиным. На их суд девятнадцатилетний студент отдал свое первое крупное
произведение – сказку «Конёк-Горбунок», которая заслужила похвалу
Пушкина. В 1834 г. сказка Ершова была опубликована отдельным изданием.
Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке,
Сивке-Бурке, Жар-птице и др.), создав на их основе оригинальное
произведение, по стихотворной форме близкое пушкинским литературным
обработкам русских сказок. Образ Конька-Горбунка придуман автором.
Сказка Ершова бытовала как народное произведение, вызывая к жизни
множество подражаний и прямых подделок (например, в 1870–1890-х вышло
около 40 поддельных «Коньков-Горбунков» общим тиражом около 350 тыс.
экз.).
С подлинными образцами устного народного творчества «Конька-Горбунка»
роднит также «космизм» запечатленного в сказке крестьянского
мировоззрения («против неба – на земле»), соседство достоверно
изображенных быта и нравов крестьян со сказочными чудесами (например, на
спине наказанного кита стоит село, обитатели которого живут своими
обыденными заботами и радостями) и многое другое. Образ ершовского
Ивана-дурака, ироничного, скрывающего за своими дурачествами,
нарушениями общепринятых норм поведения настоящую мудрость, бескорыстие и
внутреннюю свободу, близок «дуракам» русских сказок, родственным
юродивым в церковной традиции.
Вернувшись на родину летом 1836 г., Ершов работал учителем Тобольской
гимназии, затем инспектором и директором гимназии (с 1857) и директором
училищ Тобольской губернии. Был инициатором создания любительского
гимназического театра. В театре занимался режиссурой. Написал для театра
несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный
смотритель», комическую оперу «Якутские божки», «Черепослов».
3 МАРТА
116 лет со дня рождения Олеши Юрия Карловича (1899–1960), русского советского писателя, поэта, драматурга, сатирика.
Родился в семье чиновника на Украине, учился в Одесском университете.
Вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и
Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов». В 1922 г. Олеша
переехал в Москву, писал фельетоны и статьи в газете железнодорожников
«Гудок», подписывая их псевдонимом Зубило (в ней печатались также Михаил
Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В 1924 г. Олеша
написал свое первое большое прозаическое произведение – роман-сказку
для детей «Три толстяка» (опубликован в 1928 г.). Все произведение
проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию,
про то, как весело и мужественно борются против господства трех жадных и
ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они
спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным
братом главной героини – девочки-циркачки Суок (названа так по фамилии
жены писателя О. Г. Суок), и как весь народ порабощенной страны
становится свободным. Другие произведения (роман «Зависть», одно из
лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в
послереволюционной России, пьеса «Список благодеяний»), подвергнутые
цензуре, практически не известны читателю. Обстановка, созданная
сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу угнетающее
воздействие. В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были
репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 г. не
печатались и не упоминались официально (запрет был снят лишь в 1956 г.).
«Все опровергнуто, и все стало несерьезно после того, как ценой нашей
молодости, жизни – установлена единственная истина: революция» (Ю.
Олеша).
86 лет со дня рождения Токмаковой Ирины Петровны (1929), детского поэта и писателя, переводчика
Родилась в Москве 3 марта 1929 г. в семье инженера и детского врача. Стихи писала с детства, но невысоко оценивала свои способности. В 1953 г. после окончания филологического факультета МГУ поступила в аспирантуру, работала переводчиком. Первые книжки стихов вышли как перевод детских песенок со шведского языка. Вскоре вышла книга собственных стихов Токмаковой для детей – «Деревья». Эта небольшая книжка сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква “А”», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Кроме того, Токмакова переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского и хинди.
76 лет со дня рождения Пивоваровой Ирины Михайловны (1939–1986), русской детской писательницы, иллюстратора
Родилась в Москве в семье врача. После окончания факультета прикладного искусства Московского текстильного института несколько лет работала на киностудии «Мосфильм» художником по костюмам. Вместе с мужем, художником Виктором Пивоваровым, внесла большой вклад в детскую литературу – Ирина неожиданно начала писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а муж создавал иллюстрации к ее произведениям. После того, как стихи были опубликованы в журнале «Веселые картинки», Ирина Пивоварова получила известность. Популярные произведения: «О чём думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой». Сборники «Жила-была собака», «Венок из колокольчиков», «Хочу летать», «Лесные разговоры», «Потерялась птица в небе», «Только для детей» составлены из стихотворений автора. Любимые детьми повести – «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 А», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». По стихотворениям Ирины Пивоваровой были сняты мультфильмы «Жирафа и очки», «Одна лошадка белая». В произведениях Пивоваровой присутствуют чувства красоты мира и человеческих отношений, а также необыкновенное чувство юмора.
2 МАРТА
191 год со дня рождения Ушинского Константина Дмитриевича (1824–1870), русского детского писателя, педагога
Один из основоположников педагогической науки и
народной школы в России. Родился в Туле. После окончания юридического
факультета Московского университета (1844) преподавал в высших учебных
заведениях. В 1862–1867 гг. изучал постановку воспитания и образования в
европейских странах.
Автор многих педагогических сочинений, критических
статей и переводов, опубликованных в журналах «Современник» и
«Библиотека для чтения». Большинство литературных произведений Ушинского
собрано в его книге «Родное слово» (1864), многократно переизданной.
Это своеобразная детская энциклопедия, рассчитанная на первоначальное
обучение ребенка, главным образом деревенского. Короткие рассказы
отличаются мастерством популяризации («История одной яблоньки», «Как
рубашка в поле выросла»), умелым использованием фольклорных традиций
(«Жалобы зайки», «Васька»); немногословная нравоучительность достигается
в них тщательным отбором деталей, четкостью и ясностью мысли («Орел и
кошка», «Лекарство», «Детские очки»).
215 лет со дня рождения Баратынского Евгения Абрамовича (1800–1844), одного из крупнейших русских поэтов эпохи романтизма
Происходил из польского шляхетского рода
Боратынских (отец, отставной генерал-лейтенант, состоял в свите
императора Павла I, мать была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны).
Учился в Пажеском корпусе в 1812–1814 гг., но за участие в краже был
отчислен без права поступления на государственную службу. 1819 г.
поступил рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время
он знакомится с Дельвигом, Пушкиным и Кюхельбекером.
В печати появляются первые произведения: элегии,
мадригалы, эпиграммы, поэма «Пиры» (1820), принесшая автору большой
успех. В 1820–1826 Баратынский служит в Финляндии, много пишет:
«Финляндия», «Разуверение» («Не искушай меня без нужды...»), положенное
на музыку М. Глинкой, «Водопад», «Две доли» и др. В 1825 г. Баратынский
наконец был произведен в офицеры, но вышел в отставку и поселился в
Москве. В 1827 вышло в свет собрание его стихотворений.
После разгрома восстания декабристов на первый
план вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества,
прославление смерти как «разрешенья всех цепей» («Последняя смерть»,
«Смерть», «Недоносок», «На что вы, дни», «К чему невольнику мечтания
свободы?..»). Литературные неприятели нападали на его будто бы
преувеличенный «романтизм». Но благодаря авторитету Пушкина, высоко
ценившего дарование Баратынского, он был признан одним из лучших поэтов
своего времени и стал желанным автором всех лучших журналов и
альманахов. Однако Баратынский писал мало, долго работал над своими
стихами. Эпиграфы из его произведений выписываются Пушкиным для
«Онегина», «Арапа Петра Великого», «Выстрела». В 1835 вышло второе
издание его произведений, а в 1842 – сборник «Сумерки», в котором были
объединены стихотворения второй половины 1830-х – начала 1840-х.
Поэт скоропостижно скончался в Неаполе в 1844 г.,
похоронен в Петербурге. «Он у нас оригинален – ибо мыслит. Он был бы
оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между
тем как чувствует сильно и глубоко» (А. С. Пушкин о Е. А. Баратынском).
1 МАРТА
Борис Пастернак, «Доктор Живаго»
Часть семнадцатая
Стихотворения Юрия Живаго
Март
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.
Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!
Настежь всё, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник –
Пахнет свежим воздухом навоз.
1947 г.
Последнее изменение: 2 октября 2015 18:26