Главная > О библиотеке > Наши проекты > МАЙ
31 МАЯ123 года со дня рождения (19 мая по ст. ст.) Константина Георгиевича Паустовского (1892–1968), русского советского писателя
Родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В детстве и юношестве жил в Киеве, учился в Киевском университете, увлекался сочинением стихов. С 1914 года стал учиться в Москве, но вскоре был вынужден прервать учебу и устроиться на работу. С началом Первой мировой войны работал в санитарных поездах и отрядах. Во время Гражданской войны его «завертело»: побывал на службе и у красных, и у белых. Затем оказался в Одессе, работал в газете «Моряк». В этот период он подружился с И. Ильфом, И. Бабелем (о котором позже оставил подробные воспоминания).
В 1923 г. писатель вернулся в Москву, несколько лет работал редактором РОСТА, начал издаваться: в 1928 – сборник рассказов «Встречные корабли» и роман «Блистающие облака», в котором детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и др., много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок были описаны в газетных очерках и художественных произведениях. В частности, в повести «Кара-Бугаз» (1932) Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях.
Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями А. Гайдаром, Р. Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей». Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной эмиграции, творческим, а возможно, и физическим спасением в период сталинских репрессий.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них «Снег» (1943) и «Дождливый рассвет» (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.
В 1945–1963 гг. Паустовский писал свое главное произведение – автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959–1960), «Книга скитаний» (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание.
Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», – Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др.
«Он обладал редкостным талантом Учителя. Не случайно среди его страстных поклонников много учителей. Он умел создать особую, таинственно-прекрасную атмосферу творчества – именно это высокое слово хочется здесь употребить» (советская писательница Инна Гофф о К. Г. Паустовском).
30 МАЯ
153 года со дня рождения (18 мая по ст. ст.) Константина Михайловича Фофанова (1862–1911), русского поэта
Родился в Санкт-Петербурге в купеческой семье, имевшей крестьянские корни. Систематического образования не получил, с детства интересовался поэзией, писал стихи.
Чтобы прокормить свою большую семью, не гнушался никакой работой. Дебютировал в печати в 1881 году. Публиковал стихи в иллюстрированных еженедельниках и в газете «Новое время». Под его авторством вышли сборники «Стихотворения» (1887 и 1889), «Тени и тайны» (1892), повесть в стихах «Барон Клакс» (1892), «Стихотворения» (1896). Всего им написано свыше 2000 стихотворений, не считая поэм, сказок, баллад и т.п.
Мечтательная меланхолия, устремленность в «сказок мир воздушный», «поэзия полутонов и полузвуков, передающая душевное состояние, промежуточное между радостью и горем» (Г. Бялый) – все это было вполне созвучно «сумеречной» эпохе (1887–1896), которую критики именуют «фофановским периодом» истории русской поэзии. Лирика Фофанова богата выразительными средствами (метафорами, эпитетами), в ней сильно музыкальное начало. Нередко стихотворения «не отделаны», в них встречаются языковые и стилистические небрежности и вольности. По мнению русского литературного критика С. А. Венгерова, Фофанов – яркий представитель почти бессознательного творчества, отдающегося песнопению, по немецкой эстетической формуле wie der Vogel singt (нем. как птица поет).
29 МАЯ
228 лет со дня рождения (18 мая по ст. ст.) русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787–1855)
Родился в Вологде в родовитой дворянской семье. Обучался в Петербурге в частных пансионах. В течение пяти лет служил чиновником в министерстве народного просвещения. В 1805 году дебютировал в печати с сатирическими стихами «Послание к стихам моим» и продолжил творчество преимущественно в сатирическом жанре.
В 1807 г. отправился в Прусский поход в составе народного ополчения в качестве сотенного начальника милиционного батальона. Был тяжело ранен. Выйдя в отставку, целиком посвятил себя литературному творчеству, активно сотрудничал в журнале «Вестник Европы», сблизился с Карамзиным, Жуковским, Вяземским и другими литераторами. Тогда же появились его стихотворения «Веселый час», «Счастливец», «Источник», «Мои пенаты» и др.
В 1813−1814 годах участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления о войне составили содержание многих стихов: «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн» и др.
В последующие годы пережил тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии выдвинуло на первый план религиозные настроения. Его поэзия окрасилась в печальные и трагические тона: элегия «Разлука», «Тень друга», «Пробуждение», «Мой гений», «Таврида» и др. В 1820-х годах лечился в Европе от душевной болезни, умер в Вологде от тифа.
Творчество Батюшкова стоит на рубеже между Державиным, Карамзиным и Озеровым с одной стороны, а с другой – Пушкиным, который почитал его как своего учителя. Главная заслуга поэта в отечественной литературе заключается в том, что он придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких еще не знала до тех пор русская поэзия. Русский язык действительно является его послушным орудием, и искусство владеть им никому из современников, кроме Крылова, не было доступно в равной с Батюшковым мере. Красота и совершенство формы, правильность и чистота языка, художественность стиля составляют основное достоинство стихотворений этого поэта.
«Живи как пишешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы» (К. Н. Батюшков).
28 МАЯ
142 года со дня рождения (16 мая по ст. ст.) советской писательницы Ольги Дмитриевны Форш (1873–1961)
Родилась в Гунибе (ныне Дагестан), где ее отец генерал Д. В. Комаров был начальником военного округа. После ранней смерти матери жила с мачехой, которая в 1881 г. отдала Ольгу в Ольгинскую гимназию Ставрополя, затем в «Сиротский институт» в Москве. Девушка училась в художественных мастерских Киева, Одессы и Санкт-Петербурга. В 1895 году она вышла замуж за Бориса Эдуардовича Форша.
Ольга Форш стала печатать свои произведения в 1907 году. В ранних работах определился интеллектуализм прозы писательницы, неудовлетворенность действительностью и духовные поиски ее героев.
Истории революционной мысли и движения в России посвящены романы Форш: «Одеты камнем» (1925) о судьбе революционера М. С. Бейдемана; «Горячий цех» (1926) о революции 1905 года; «Радищев» (в трех частях, 1939), «Первенцы свободы» (1953) о декабристах. Судьба творческой личности изображена в романах «Современники» (о Н. В. Гоголе и А. А. Иванове, 1926) и «Михайловский замок» (о русских зодчих В. И. Баженове, А. Н. Воронихине, К. И. Росси, 1946).
В романах «Сумасшедший корабль» (1930) и «Ворон» («Символисты», 1933) писательница рисует жизнь петроградской художественной интеллигенции в начале XX века, создает портреты современников (М. Горького, А. А. Блока, Ф. Сологуба и др.). При жизни Ольга Форш была окружена почтением со стороны коллег, а после перестройки ее имя было забыто в литературных и читательских кругах.
Награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени (1939) и орденом «Знак Почета» (1943).
112 лет со дня рождения (14 мая по ст. ст.) Иосифа Павловича Уткина (1903–1944), советского поэта и журналиста
Родился на станции Хинган в семье служащего Китайско-Восточной железной дороги. Скоро семья переехала в Иркутск. Учился в высшем начальном училище, из последнего класса которого был исключен за пропуски, так как юноше приходилось работать.
В 1919 году в составе рабочей дружины участвовал в антиколчаковском восстании. В начале 1920 года вступил в комсомол, вскоре как член первой добровольческой группы иркутского комсомола выехал на Дальневосточный фронт.
С 1922 года сотрудничал в иркутских газетах «Власть труда» и «Комсомолия», журнале «Красные зори», где появляются его первые стихи на злобу дня. В 1924 году по путевке комсомола как наиболее достойный из молодых журналистов был послан учиться в Москву в Институт журналистики, начал печататься в московских изданиях, работал завлитотделом в «Комсомольской правде». В 1925 году вышла первая книга «Повесть о рыжем Мотэле…» – поэма о переменах, внесенных революцией в жизнь еврейского местечка. Это был первый настоящий успех молодого поэта. В 1927 году вышла «Первая книга стихов».
С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт, воевал под Брянском. В сентябре 1941 года в бою под Ельней Уткин был тяжело ранен. Находясь на лечении в Ташкенте, не прекращал литературной работы, им были созданы книжки фронтовой лирики – «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами.
Летом 1942 года Уткин снова оказался на фронте − в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Многие стихи были положены на музыку, пелись на фронте «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие. Летом 1944 года вышел сборник «О родине, о дружбе, о любви» – маленькая книжечка карманного размера, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом. 13 ноября 1944 года трагически оборвалась его жизнь. Возвращаясь с Западного фронта, И. П. Уткин погиб в авиационной катастрофе недалеко от Москвы. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Память об Иосифе Уткине в Иркутске: решением Иркутского горсовета улица Кузнецкая была переименована в улицу им. Иосифа Уткина (1967); премия им. И. Уткина учреждена Иркутским обкомом комсомола после успешной конференции «Молодость. Творчество. Современность», выявившей сильную группу молодых талантливых писателей, художников, актеров (1968); имя Иосифа Уткина присвоено Иркутской областной юношеской библиотеке (1986).
27 МАЯ
78 лет со дня рождения Андрея Георгиевича Битова (1937), российского писателя, эссеиста, кинодраматурга
Родился в Ленинграде в интеллигентной семье. Писать начал в 1956 году. Учился в Ленинградском горном институте, где участвовал в работе литобъединения. За отклик на трагические события в Венгрии в 1957 году был исключен и пошел служить в стройбат. В 1958 г. восстановился в институте, окончил геологоразведочный факультет в 1962.
Начал писать короткие абсурдистские рассказы, впервые опубликованы в 1990-х гг. Часто в интервью называл себя непрофессиональным писателем. До 1978 г. вышли в печать около десяти книг прозы. C 1965 года − член Союза писателей. После выхода в США романа «Пушкинский дом» и участия в бесцензурном альманахе «Метрополь» был признан неблагонадежным и практически лишен возможности работать. Во время перестройки участвовал в лекциях, симпозиумах, в общественной и правозащитной деятельности, стал выезжать за границу, возобновился выход книг.
Основные произведения: «Пушкинский дом», «Оглашенные», повести «Человек в пейзаже», «Преподаватель симметрии», «Уроки Армении», прозаические сборники «Аптекарский остров», «Дни человека». Лауреат Государственной премии РФ (1992, 1997).
«Мы привыкли думать, что судьба превратна и мы никогда не имеем того, чего хотим. На самом деле, все мы получаем свое – и в этом самое страшное…» («Пушкинский дом»).
26 МАЯ
107 лет со дня рождения (13 по ст. ст.) Алексея Николаевича Арбузова (1908−1986), советского драматурга
Родился в Москве в интеллигентной семье. В 1917 году, оставшись сиротой, стал беспризорничать. Спасением для него стал театр. В Большом драматическом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар. С 14 лет работал в разных театрах статистом, актером, писал агитационные обозрения, в 1939 году организовал Московскую театральную студию, более известную как «Арбузовская студия». Первой по-настоящему успешной пьесой драматурга стала «Таня», написанная в 1939 году и в том же году поставленная А. М. Лобановым в МТР с М. И. Бабановой в главной роли.
В советское время его пьесы буквально не сходили с подмостков театра. Наиболее известные: «Город на заре» (1940), «Годы странствий» (1950), «Иркутская история» (1959, пьеса прошла 9000 раз только в 1960–1961 годах), «Мой бедный Марат» (1965, 1965–1969 – 3253 постановки), «Сказки старого Арбата» (1970, в 1970–1973 была сыграна 1827 раз), «Старомодная комедия» (1975).
«Иркутская история» – пьеса о любви и одновременно о новом типе жизни людей, о том, как один человек, осознавший себя личностью, может поднять другого, сделать личностью и его. Действие происходит на большой стройке в Сибири – явно проглядывается параллель со строительством Иркутской ГЭС. В 1973 году по пьесе был поставлен художественный фильм, в ролях снялись Юлия Борисова, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Григорий Абрикосов.
В 1980 году Алексею Арбузову была присуждена Государственная премия СССР.
24 МАЯ
152 года назад (1863) Российским Святейшим синодом установлено ежегодное празднование 11 мая по ст. ст. (24 мая по нов. ст.) в честь преподобных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности
Этот праздник издавна отмечается во всех славянских странах. Просветители составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг. Наследие Кирилла и Мефодия оказало огромное воздействие на культуру славянских государств: Болгарии (а через ее посредство – Руси и Сербии), Чехии, Хорватии. Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала влияние на развитие русской книжности и литературы.
Самые ранние данные по празднованию 11 мая (24 мая по новому стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века.
Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, позднее превратившись в праздник созданной ими азбуки. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах. Затем под влиянием исторических и политических обстоятельств эта традиция была утрачена. В начале XIX века вместе с возрождением славянских народностей обновилась и память славянских первоучителей.
В 1985 году день 24 мая был объявлен праздником славянской культуры и письменности. По постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР День славянской культуры и письменности проводится ежегодно в каком-либо новом населенном пункте России.
110 лет со дня рождения (11 мая по ст. ст.) Михаила Александровича Шолохова (1905−1984), советского писателя и общественного деятеля
Родился на хуторе Кружилине станицы Вёшенской (ныне хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области). Шолохов учился в гимназии, в 1920 году участвовал в продразверстке, отбывал наказание «за превышение полномочий». В 1923 году был в Москве, где сотрудничал в газете «Юношеская правда» (сейчас − «Московский комсомолец»). Вернувшись на Дон, опубликовал в комсомольской периодике цикл донских рассказов: «Пастух», «Илюха», «Жеребенок», «Лазоревая степь», «Семейный человек», «Смертный враг», «Двумужняя» и др. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника, вышедшие один за другим: в 1926 – «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», в 1927 – «О Колчаке, крапиве и прочем». В годы войны М. А. Шолохов был полковником, военным корреспондентом газеты «Правда».
Российскую и мировую известность Шолохову принес роман «Тихий Дон» о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. Это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий, называют эпопеей. Писатель-коммунист значительное место в романе уделяет белому казачеству, а его главный герой Григорий Мелехов в конце повествования так и не «приходит к красным». Это вызвало нарекания коммунистической критики; однако произведение было одобрено к печати лично И. В. Сталиным (1 и 2 тома опубликованы в 1928, 3 том в 1932, 4 том в 1940).
Основные произведения: «Поднятая целина», «Судьба человека», «Нахаленок», «Они сражались за Родину»). Награды и премии: Ленинская премия (1960) – за роман «Поднятая целина» (1932–1960); Сталинская премия первой степени (1941) – за роман «Тихий Дон» (1928–1940); Нобелевская премия по литературе (1965) – «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»; международная премия мира в области культуры Всемирного совета мира; дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980); шесть орденов Ленина (1939, 1955, 1965, 1967, 1975, 1980) и др.
23 МАЯ
139 лет со дня рождения (11 мая по ст. ст.) Александра Алексеевича Кондратьева (1876−1967), русского поэта, писателя
С гимназических лет интересовался античным миром. В 1902 году окончил юридический факультет Петербургского университета, служил в министерстве путей сообщения, затем исполнял обязанности делопроизводителя в Государственной Думе до января 1918 года.
Входил в различные литературные кружки. До революции вышло восемь книг Александра Алексеевича. Стихи, рассказы, статьи Кондратьева постоянно появлялись в журналах «Весы», «Аполлон», «Русская мысль», «Перевал», «Сатирикон», «Огонек», «Лукоморье». Печатался в альманахах «Гриф» и «Белые ночи».
С 1920 года жил в Польше, где продолжил литературную деятельность, печатался в русских эмигрантских изданиях Польши и Франции, выпустил сборник стихотворений «Славянские боги». С 1939 жил в разных европейских странах, с 1957 года – в США.
Основные произведения: мифологический роман «Сатиресса» (1907), мифологические рассказы «Белый козел» (1908), книга рассказов «Улыбка Ашеры» (1911), демонологический роман «На берегах Ярыни» (1930).
22 МАЯ
110 лет со дня рождения (9 мая по ст. ст.) Леонида Николаевича Мартынова (1905−1980), советского поэта, журналиста и прозаика
Родился в Омске в семье гидротехника путей сообщения. Учился в Омской классической гимназии. Первые стихотворения были напечатаны в сборнике «Футуристы», изданном в походной типографии агитпарохода «III Интернационал». В 1921 г. предпринял попытку поступить во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, г. Москва), но вскоре вернулся в Омск из-за неустроенности быта. Работал корреспондентом в журналах «Сибирские огни», «Сибирь» и газетах «Омский водник» и «Сибирский гудок».
От редакции он ездил в командировки по Сибири, Казахстану и Средней Азии – писал о строительстве Турксиба и первых совхозов-гигантов. Эти впечатления отразились в его первой книге очерков «Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу» (1930). В 1932 году поэт был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и участию в мифической группе писателей – «сибирской бригаде». Отбывал административную ссылку в Вологде до 1935 года, сотрудничая в местных газетах. После ссылки Мартынов в Омске написал ряд поэм на тему сибирской истории.
В 1939 поэт издал книгу «Стихи и поэмы», которая принесла ему известность среди читателей Сибири. Во второй книге «Лукоморье» (1945) он пытался на основе преданий возродить миф о Сибири как о некогда существовавшем счастливом царстве.
В конце 1940-х в связи с выходом книги «Эрцинский лес» Мартынов подвергся журнально-газетной травле за аполитичность, и его перестали печатать. Это заставило поэта перейти к переводческой деятельности. За несколько лет он перевел около ста тысяч стихотворных строк. За переводческую деятельность награжден правительством Венгрии орденами «Серебряный Крест» (1949) и «Золотая Звезда» (1964), а правительством Болгарии – орденом «Кирилла и Мефодия» I степени (1976).
Новые книги Мартынова начали выходить только после смерти Сталина. До 1980 было издано более 20 книг поэзии и прозы.
В 1960–1970 годах писал книгу мемуарной прозы «Стоглав». Первый сборник автобиографических новелл «Воздушные фрегаты» вышел в 1974 году. По красоте стиля и широте охвата его можно назвать «энциклопедией» жизни омских художников 1920−1940 годов. Второй сборник новелл «Черты сходства» вышел уже после смерти поэта (1982).
В 1980 годах Вячеслав Бутусов (рок-группа «Наутилус Помпилиус») в своих альбомах использовал венгерскую поэзию в переводе Мартынова («В итальянской опере», «Битва с магнатом», «Музыка», «Ястребиная свадьба», «Князь тишины»).
21 МАЯ
173 года назад (1842) вышел в свет первый том «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя
Идею «Мертвых душ» подал А. С. Пушкин, узнавший ее во время своей кишиневской ссылки. Пушкину якобы рассказали, что в местечке Бендеры никто не умирает. Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но это было безуспешно – они принимали имена умерших. Много лет спустя похожую историю Пушкин, творчески преобразовав, рассказал Гоголю.
Готовую рукопись автор неоднократно читал своим друзьям, опасались цензуры, но 9 марта 1842 года было получено разрешение на ее издание. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова, или» и крупными «Мертвые души». В СССР и современной России заглавие «Похождения Чичикова» не используется.
Гоголь предполагал сделать поэму трехтомной и писал второй том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова. Работу над вторым томом Гоголь начал предположительно в 1840 году. К ноябрю 1843 года Гоголь завершил первый вариант продолжения «Мертвых душ», а конце июля 1845 года писатель сжег второй вариант второго тома. Существует несколько версий его поступка.
В апреле 2009 года была представлена рукопись сохранившихся пяти первых глав второго тома «Мертвых душ». Она принадлежит американскому бизнесмену российского происхождения Тимуру Абдуллаеву и представляет собой список (копию) середины XIX века, сделанный четырьмя или пятью разными почерками. Эта книга, по мнению некоторых экспертов, является самой полной рукописью первых глав сожженной Гоголем второй части поэмы. Подлинность принадлежащего Абдуллаеву раритета подтвердили эксперты Российской национальной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Эта рукопись дважды проходила экспертизу в России: в 1998 и 2001 годах. Кроме того, в 2003 году ее историческую ценность подтвердили специалисты аукционного дома «Кристис».
«Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон» (из письма Н. В. Гоголя А. С. Пушкину от 7 октября 1835 г.).
Произведение неоднократно экранизировалось – 1909, 1960, 1969, 1974 (мультфильм), 1984, 2005 (сериал «Дело о "Мертвых душах"», где роль Чичикова исполнил Константин Хабенский), было создано несколько театральных постановок.
91 год со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924–2013), советского русского писателя
Родился в Смоленске в семье кадрового офицера. Участник Великой Отечественной войны, воздушный десантник, получил тяжелую контузию, лечился в госпитале, а в 1943 году покинул действующую армию. После окончания инженерного факультета Военной академии бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина в 1946 году работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана.
Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954), посвященная смене поколений в армии послевоенной страны. Спектакль, получивший название «Офицер» после двух пробных постановок в Театре Советской Армии, в 1955 году был запрещен Главным политуправлением Советской Армии. Окончив студию при Госкино СССР, Васильев работал над сценариями к художественным фильмам: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). Затем на экраны вышли кинокартины «Офицеры» (1971) и «А зори здесь тихие» (1972), получившие широкую известность.
Перу писателя принадлежат такие произведения, как «Самый последний день», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», «Завтра была война», «Были и небыли», «Летят мои кони…», «Неопалимая купина», «И был вечер, и было утро». По его книгам сняли еще несколько знаменитых фильмов, среди которых «Аты-быты, шли солдаты…», «Подсудимый», «Я – русский солдат».
Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» – «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
20 МАЯ
124 года со дня рождения (8 мая по ст. ст.) Льва Вениаминовича Никулина (1891–1967), советского писателя, общественного деятеля
Настоящая фамилия Олькенецкий. Родился в Житомире в семье актера и антрепренера. Окончил коммерческое училище в Одессе (1910), учился в Сорбонне, в Московском коммерческом институте (1912–1918). Ранние стихи были объединены в его первый сборник «История и стихи Анжелики Сафьяновой» (1918). Второй сборник «Страдиварий» (1919) был посвящен политической сатире.
Во время гражданской войны – политработник Красной Армии, в 1933–1938 годах работал в редакции «Правды», принимал участие в коллективных книгах «Большие пожары» (1927) и «Канал имени Сталина» (1934). Книгу «Время, пространство, движение» (1933) можно считать автобиографической. По его сценарию поставлен фильм «Честь» (1938).
Во время Великой Отечественной войны – военный корреспондент, публиковался в газетах «Известия», «Правда», разных журналах. Им написаны пьесы «Душа Москвы» и «Земляки». Один из основателей журнала «Иностранная литература». При содействии Никулина из Франции в СССР возвращен литературный архив И. А. Бунина.
Исторический роман «России верные сыны» в 1952 году удостоен Государственной премии СССР, Никулиным написаны книги о людях искусства, мемуары, роман «Мертвая зыбь», по которому был создан многосерийный телефильм «Операция "Трест"».
19 МАЯ
155 лет со дня рождения (7 мая по ст. ст.) Волконского Михаила Николаевича,
русского беллетриста и драматурга (1860–1917)
Литературный псевдоним – Манценилов. Представитель старинного княжеского рода, окончил Императорское училище правоведения. Известность получил как литератор, автор популярных исторических романов и повестей, а также драматических произведений (пародийная опера «Вампука, принцесса Африканская», «Гастроль Рычалова» и др.). Остроумная «Вампука» имела огромный успех у публики. В 1892–1894 годах был редактором журнала «Нива», сотрудничал с «Новым временем» и разными журналами. Принял активное участие в монархическом движении.
В творчестве Волконского прослеживаются две линии. Первая представлена произведениями из современной писателю жизни, исследующими поведение личности в состоянии выбора между материализмом и аморализмом («мертвое») и религиозно-нравственной тенденцией («живое»): романы «Семья Колениных» (1890), «Мертвые и живые» (1898), «Одержимые» (1899), повесть «Судьба» (1890), «Благородные чувства» (1902) и др.
Другая связана с разработкой русской исторической темы. В 1891–1915 годах М. Н. Волконский опубликовал более 20 исторических романов и повестей, среди которых: «Князь Никита Федорович» (1891), «Кольцо императрицы» (1896), «Вязниковский самодур» (1900), «Черный человек» (1901), «Ищите и найдете» (1904), «Тайные силы» (1907), «Тайна герцога» (1912), «Две жизни» (1914) и др. В центре исторических произведений – «неофициальная история» XVIII столетия, «сплетающаяся из целого ряда интриг и отношений, разгадать и открыть которые представляется возможным лишь спустя многие годы». Продолжая «авантюрную» линию развития исторического романа, Волконский почти полностью отказался от языковой стилизации и точности в бытописании, что лишает многие его романы исторической достоверности.
35 лет назад (1980) на экраны СССР вышел фильм Андрея Тарковского «Сталкер» по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»
«Сталкер» – фантастический фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1979 году по мотивам романа «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких. Это одно из наиболее значительных произведений в творчестве режиссера Андрея Тарковского. Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трех лет. При проявке пленки практически полностью погиб первый вариант, и картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками.
Окончательный вариант сценария значительно отличается от романа-первоисточника. По просьбе режиссера (по существу соавтора сценария) А. и Б. Стругацкие трактовали главного героя как некоего юродивого. Его род занятий имел название «сталкер». Этот термин был придуман писателями во время написания сценария и быстро получил широкое распространение (stalker от англ. to stalk – «преследовать крадучись»).
Образ каждого из трех главных героев несет свое философское начало: Писатель, Профессор, Сталкер. Сталкер – это проводник, который организовывает нелегальные экспедиции в район с аномальными явлениями, называемый Зоной, в которой, по слухам, есть комната, где исполняются все сокровенные желания...
В главных ролях снялись Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих.
18 МАЯ
129 лет со дня рождения Григория Адамова (1886–1945),
советского писателя-фантаста
Настоящее имя – Григорий Борисович (Абрам-Герш Борухович) Гибс. Родился в Херсоне в многодетной семье рабочего-деревообделочника. С юношеских лет участвовал в революционной деятельности большевиков, его неоднократно арестовывали. Отбывал наказание в ссылке в Архангельской губернии, в тюрьме. Работал журналистом, в 1911–1914 годах редактировал социал-демократическую газету «Юг» в Херсоне. После 1917 года работал в Наркомпроде и Госиздате, публиковался в журнале «Наши достижения», был корреспондентом газеты «За индустриализацию». С 1930 года – профессиональный писатель. В 1934 году начал писать произведения для детей и юношества. Член Союза писателей СССР.
В 1931 году выпустил сборник рассказов и очерков «Соединенные колонны». Известен главным образом своими научно-фантастическими произведениями. Первая подобная публикация – «Рассказ Диего» (1934). Рассказы «Авария» (1935) и «Оазис Солнца» (1936) посвящены энергетике будущего в Заполярье и Каракумах. В основу сюжета первого научно-фантастического романа писателя «Победители недр» (1937) положено путешествие на «подземоходе» и сооружение подземной электростанции в глубинах Земли. Произведение заслужило положительную оценку академика В. А. Обручева.
Самое известное произведение Г. Адамова роман «Тайна двух океанов» (1938, 1939) повествует о плавании из Ленинграда во Владивосток «чуда советской науки и техники» –подводной лодки «Пионер». Как и большинство предвоенных произведений, роман выдержан в духе времени: шпион-предатель в экипаже, борьба с «агентами империализма», успешное выполнение приказов партии и правительства, популярные лекции по науке и технике, благодарным слушателем которых выступает пионер Павлик, подобранный на льдине в Атлантическом океане. В 1956 году роман был экранизирован.
В 1940 году Григорий Адамов приступил к работе над новым романом «Изгнание владыки» – он был посвящен теме обогрева северных территорий путем повышения температуры Гольфстрима. Роман был издан в 1946 году после смерти писателя.
17 МАЯ
102 года (1913) назад вышел в свет
первый сборник стихов В. В. Маяковского «Я!»
Книжка была издана литографским способом в количестве 300 экземпляров. В него помещены четыре рисунка В. Чекрыгина, три – Л. Жегина, портрет Маяковского работы Л. Жегина, обложка с рисунком самого поэта. Сборник «Я!» обратил на себя внимание критики. В своем обзоре «Год русской поэзии» (апрель 1913 – апрель 1914) В. Брюсов писал: «Справедливость заставляет нас, однако, повторить то, на что мы указывали уже раньше: больше всего счастливых исключений мы находим в стихах, написанных В. Маяковским. У г. Маяковского много от нашего «крайнего» футуризма, но есть свое восприятие действительности, есть воображение и есть умение изображать. Конечно, не хитро сочинить метафору:
Я сошью себе штаны из бархата голоса моего
И по Невскому мира...
Но как в маленьком сборнике Маяковского «Я!», так и в его стихах, помещенных в разных сборниках, и в его трагедии встречаются и удачные стихи, и целые стихотворения, задуманные оригинально».
94 года со дня рождения Кукуева Льва Архиповича (1921–1992),
советского прозаика, детского писателя
Родился в Красноярском крае. В июне 1941 года окончил иркутскую школу № 9, в июле был призван в армию, окончил саперное училище. В 1942 году – командир саперного взвода, демобилизовался в 1945-м в звании гвардии майора. С 1947 года преподавал в Иркутском училище гражданского воздушного флота. С первыми рассказами и сказками для малышей выступил в иркутской периодике в 1952 году.
Успех писателю принес роман «Живые и мертвые» (название дано до появления книги К. Симонова), во многом автобиографический, посвященный сибирякам на войне. Книга переиздавалась неоднократно. События, связанные с постройкой целлюлозного комбината на берегу озера Байкал, послужили основой для другой книги – «Море в ладонях». Книги для детей: «Медведь-садовник», «Девчонкам и мальчишкам», «Чудак-человек и Вика».
Член Союза писателей СССР с 1958 года, с 1968 по 1970 год – директор Восточно-Сибирского книжного издательства, руководитель Иркутской писательской организации. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I (дважды) и II степеней, Красной Звезды и многими боевыми медалями.
16 МАЯ
128 лет со дня рождения (4 мая по ст. ст.) Игоря Северянина (1887–1941), русского поэта
Настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв, автор предпочитал написание Игорь-Северянин. Родился в Санкт-Петербурге в семье офицера. Окончил реальное училище в г. Череповце, стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 году в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».
Юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908; «Интуитивные краски», 1908; «Колье принцессы», 1910; «Электрические стихи», 1910 и др.).
В 1909-м Лев Толстой пришел в негодование от сборничка «Интуитивные краски» (великого старца возмутили строки стихотворения с «неприличным» подтекстом, и он обрушился на поэта с отповедью). «С легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие».
В 1911 году Игорь Северянин вместе с поэтом К. Олимповым объявил себя создателем новой поэтической школы – эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные – на грани пародии и пошлости – формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».
Триумфальная слава пришла к поэту в 1913 году, после выхода сборника «Громокипящий кубок». Вскоре Игорь Северянин отказывается от участия в каких бы то ни было литературных объединениях, предпочитая не делить ни с кем лавры. Следующие сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» (1915) и другие закрепили за ним облик салонно-будуарного поэта и «кумира гимназисток».
В феврале 1918-го в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников – В. Маяковского, К. Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины. Здесь он прожил двадцать четыре года. Ездил в дальнейшем с выступлениями во Францию и Югославию. Переводил стихотворения А. Мицкевича, П. Верлена, Ш. Бодлера, эстонских и югославских поэтов.
В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, не нашедших интереса у читателя. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности, умер в Таллине, мечтая вернуться в Россию.
«Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!»
(Игорь Северянин)
105 лет со дня рождения (3 мая по ст. ст.) Берггольц Ольги Федоровны (1910–1975), советской поэтессы и прозаика
Родилась в Петербурге, в семье хирурга. В 1925 году были напечатаны первое стихотворение «Пионерам» (газета «Ленинские искры») и первый рассказ «Заколдованная тропинка» (журнал «Красный галстук»). Тогда же пришла в литературное объединение рабочей молодежи «Смена».
В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Она в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму».
После войны вышла книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны, пьеса «Они жили в Ленинграде». В 1952 году опубликован цикл стихов о Сталинграде, трагедия «Верность» о Севастополе (1954), автобиографическая книга «Дневные звезды» (1959). Над ней Берггольц работала до последнего часа, мечтая сделать ее главной своей книгой – в ней она рассказала о своей судьбе, неразрывно связанной с судьбой страны и народа. В 1968 году по этой повести был снят одноименный фильм. Ольга Берггольц – прижизненная легенда. Ее называли и называют «музой блокадного города», «Мадонной блокады».
«Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, – это стало и есть для меня заветом» (О. Берггольц).
15 МАЯ
124 года со дня рождения (3 мая по ст. ст.) Булгакова Михаила Афанасьевича (1891–1940), выдающегося русского писателя, драматурга, театрального режиссера и актера
Родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии. В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета, после начала Первой мировой войны несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Во время гражданской войны был мобилизован врачом в белую армию. В 1921 году Булгаков переехал в Москву и сотрудничал как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия» и др.). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова. С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных», которая понравилась И. Сталину, несмотря на то, что он говорил о Булгакове, что «он не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества писателя.
К 1930 году его произведения перестали печатать, пьесы изымались из репертуара театров. Наиболее известные произведения: «Белая гвардия» (роман, 1922–1924), «Роковые яйца» (повесть, 1924), «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году), «Мастер и Маргарита» (роман, 1929–1940, в СССР опубликован в 1966–1967 годах, окончательный вариант в 1990 году); «Зойкина квартира» (пьеса, 1925, вышла массовым тиражом в 1982 году); «Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году); «Бег» (пьеса, 1926–1928).
По произведениям Булгакова поставлено множество фильмов: «Бег» (Югославия, 1968; СССР, 1970; Франция, 1961), «Мастер и Маргарита» (ФРГ, 1972; Югославия – Италия, 1972; Польша, 1989; Великобритания, 1991; Россия, 1994; Венгрия и Россия, 2005); «Собачье сердце» (Италия, 1976; СССР, 1988); «Иван Васильевич меняет профессию» – художественный фильм по мотивам пьесы «Иван Васильевич» (СССР, 1973); «Дни Турбиных» (художественный фильм, СССР, 1976) и др.
14 МАЯ
180 лет назад (1835) вышла в свет «Сказка о рыбаке и рыбке» А. C. Пушкина
Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». Пушкин собирался включить ее в состав «Песен западных славян», как «Песнь сербскую». По одной из версий, сюжет сказки основан на немецкой сказке «О рыбаке и его жене» братьев Гримм, где старуха хочет стать римским папой. Стихотворное произведение перекликается и с русской народной сказкой «Жадная старуха» (здесь вместо рыбки выступает волшебное дерево).
«Сказка о рыбаке и рыбке» любима многими поколениями детей, хорошо запоминается. Ее фрагменты цитируются в качестве «крылатых выражений».
Сюжет сказки послужил основой для нескольких мультфильмов: кукольного (1937, 2002), рисованного (1950), а также музыкального спектакля (Санкт-Петербург, 1997) и спектакля-оперы театра кукол (Москва, 1998), балета (1937). В фильме «После дождичка в четверг» (1986) Иван-царевич и Иван-подкидыш разыгрывают перед Кощеем кукольное представление этой сказки.
13 МАЯ
120 лет со дня рождения (1 мая по ст. ст.) Рейснер Ларисы Михайловны (1895–1926), советского писателя, критика и публициста
Родилась в семье юриста, профессора права М. А. Рейснера в Польше. По семейной легенде, предками были рейнские бароны. Семья жила в Германии, Томске, Петербурге, где Лариса окончила гимназию и Психоневрологический институт. В 1915–1916 годах вместе с отцом она выпускала литературный журнал «Рудин», выступая как публицист и критик.
В просвещенном обществе в 1910-е слыла первой красавицей Санкт-Петербурга. За ней ухаживал Николай Гумилев, ее боготворил Александр Блок. Борис Пастернак в честь нее назвал главную героиню своего романа «Доктор Живаго». Воплощение женственности, по внутреннему складу она была иной – решительной и даже резкой, и гордилась своим «мужским умом». Рейснер словам предпочитала поступки, любила споры, всегда находила веские доказательства. Она бросилась в революцию, как в стихию. В огне и крови революции нашла самое себя, где надо было убеждать, командовать, повелевать, рисковать жизнью. Была замужем за большевиком Федором Раскольниковым (настоящая фамилия Ильин), с ним 23-летняя Лариса служила на флоте и представляла РСФСР в первом советском посольстве в Афганистане. Она является прототипом героини пьесы «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского.
Ее считали надеждой советской литературы – об очерках Рейснер восторженно отзывались современники, ибо ее произведения отличались поэтичностью, глубиной и небанальностью. Опубликовала серию очерков об увиденном и пережитом. Книга «Фронт» (1924) останется одним из блестящих литературных памятников гражданской войны (1925). В книге «Уголь, железо и живые люди» (1925), наметившей пути развития советского очерка, зарисовки быта и нравов уральской глуши и поселков Донбасса перемежаются с деловыми экономическими соображениями. Рейснер пишет об энтузиазме рабочих, напоминая, что он не может искупить нерадивость хозяйственников. Результатом зарубежных поездок стали книги «Афганистан», «Гамбург на баррикадах». «В стране Гинденбурга» – это большие социально-политические полотна, нарисованные рукой мастера, тесно связанного с борьбой рабочего класса. Очерки Ларисы Рейснер о декабристах Трубецком, Каховском, Штейнгеле представляют собой в художественном плане лучшие из ее сочинений. Скоропостижно, в 30 лет умерла от тифа.
«Мы слишком современники нашей эпохи, чтобы понимать, какую ценность для будущего имеют… ее очевидцы, неподкупные свидетели ее страданий, героизма, грязи, нищеты и величия» (Лариса Рейснер).
12 МАЯ
82 года со дня рождения Вознесенского Андрея Андреевича (1933–2010), поэта, публициста, художника и архитектора
Родился в Москве, в семье инженера-гидротехника, доктора технических наук, директора Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР. Военные годы провел в эвакуации. В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил Московский архитектурный институт (1957).
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложненностью ритмической системы, звуковыми эффектами. Первый сборник «Мозаика» (1959) навлек на себя гнев властей. Второй – «Парабола» сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода – «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, – было обвинено в формализме.
Вместе с другими поэтами того времени участвовал в легендарных вечерах в Политехническом музее. Тогда Вознесенский наряду с Е. Евтушенко и Б. Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Тем не менее он часто выезжал с выступлениями в разные страны: Польшу, Италию, Францию, Канаду, Болгарию, стал одним из самых популярных русских поэтов в США. В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению, получил Государственную премию СССР (1978).
Им были опубликованы сборники стихов «Антимиры», «Витражных дел мастер», поэмы «Мастера», «Лонжюмо», «Авось», мемуарная проза, публицистика, книга «Прорабы духа». Вознесенский – автор текстов популярных эстрадных песен: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“», «Миллион алых роз», им написано либретто рок-оперы «„Юнона“ и „Авось“».
40 лет назад (1975) на экраны вышел фильм Сергея Бондарчука
«Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова
Это произведение о Великой Отечественной войне. Работа над романом велась в три этапа: в 1942–1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти писатель сжег рукопись романа. В печать вышли только отдельные главы произведения. Текст романа воссоздает один из самых трагических моментов войны – отступление советских войск на Дону летом 1942 года. Шолохов одним из первых русских писателей открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречают жители казачьей станицы, отступающие части, а бросают в лицо измученным солдатам гневные и несправедливые слова.
В ролях снимались известные советские артисты: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Николай Волков, Андрей Ростоцкий, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Лидия Федосеева-Шукшина.
11 МАЯ
89 лет со дня рождения Сергеева Марка Давидовича (1926–1997),
писателя, поэта, переводчика, критика
Настоящая фамилия – Гантваргер. Родился в г. Енакиево Донецкой области на Украине в семье строителя. С 1939 года жил в Иркутске, был капитаном первой в Иркутске тимуровской команды. Первое стихотворение опубликовано в 1940 году в газете «Иркутский железнодорожник». С 1943 по 1946 год служил в Советской Армии, участвовал в войне с Японией. После демобилизации работал в редакции газеты «Советский боец».
Окончил филологический факультет Иркутского государственного университета (1949), заочно Московский библиотечный институт (1950). Будучи ответственным секретарем обкома профсоюза работников культуры, инициировал организацию конференции «Молодость. Творчество. Современность». С 1964 по 1979 год на руководящей работе в Иркутской писательской организации, с 1988 года – председатель Иркутского отделения президиума Российского фонда культуры.
Марк Сергеев автор более 60 книг для детей, сказок, поэтических сборников, исторических повестей, более 50 фильмов о природе и текстов альбомов «Байкал», «Сибирь», «Декабристы и Сибирь», «Это – Байкал», исследователь книг о Пушкине, декабристах, Байкале. При его участии Восточно-Сибирским книжным издательством издавались серии книг «Полярная звезда», «Литературные памятники Сибири», «Сибирская лира», «Сибирские записки», «Детская и юношеская библиотека Сибири», журнал для малышей «Сибирячок».
Более четверти века – член Президиума ВООПИиК и других общественных организаций. Член Союза писателей СССР (1958), член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры РСФСР (1971), почетный гражданин Иркутска (1986), кавалер орденов Знак Почета и Дружбы Народов.
10 МАЯ
91 год со дня рождения Друниной Юлии Владимировны (1924–1991),
советской поэтессы
Родилась в Москве, в семье учителя истории. С одиннадцати лет начала писать стихи, посещала детскую литературную студию и не сомневалась в том, что будет литератором.
В начале Великой Отечественной войны в семнадцатилетнем возрасте записалась на курсы медсестер, работала в прифронтовом госпитале, выходила из окружения. Несмотря на несколько тяжелых ранений, неоднократно возвращалась в действующую армию, но в 1944 году была комиссована по ранению. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
В 1944 году поступила в Литературный институт, окончила его по семейным обстоятельствам только в 1952 году. Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Ю. Друниной и сквозной темой ее творчества. Подборка стихов Друниной была опубликована в журнале «Знамя» (1945), потом вышли первая книга стихов «В солдатской шинели» (1948), сборники «Разговор с сердцем» (1955), «Ветер с фронта» (1958), «Современники» (1960), «Тревога» (1963) и др. Среди немногих прозаических произведений Юлии Владимировны – повесть «Алиска» (1973), автобиографическая повесть «С тех вершин…» (1979), публицистика.
Восприняв перестройку конца 1980-х с большими надеждами на будущее, поэтесса активно включилась в общественную жизнь, стала депутатом Верховного Совета СССР, в августе 1991 года (во время ГКЧП) участвовала в защите Белого Дома. Она тяжело восприняла развал СССР. Личные утраты и крушение общественных идеалов привели Друнину в 1991 году к трагическому концу.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Юлия Друнина
98 лет назад (1917) основана Российская книжная палата
В начале XX века Россия была одной из самых крупных книгоиздающих стран мира. Учет издаваемой продукции вело Главное управление по делам печати правительства Российской империи. 10 мая 1917 года в Петрограде постановлением Временного правительства взамен него было создано библиографическое учреждение «Российская книжная палата». Его основными функциями были определены: регистрация всей текущей печати в Советской России, а также типографий, литографий и иных подобных заведений; образование книжного фонда для снабжения государственных учреждений и книгохранилищ всеми выходящими в России печатными произведениями.
В 1920 году Палата была переведена в Москву и реорганизована в Российскую центральную книжную палату, а в 1936 году преобразована во Всесоюзную книжную палату, которая стала центром государственной библиографии и статистики печати в СССР, научно-исследовательским учреждением в области библиографии, книговедения и издательского дела. За годы Советской власти она охватила библиографической регистрацией все виды печатной продукции, выпускаемой в стране, систематически издавала библиографические журналы, ежегодники, бюллетени, сборники, вела большую справочно-библиографическую работу по запросам госорганов и различных организаций.
В 1992 году учреждение вновь стало именоваться Российской книжной палатой. Указом Президента на нее были возложены функции центра государственной библиографии, архивного хранения изданий, статистики печати, международной стандартной нумерации произведений печати и научных исследований в области книжного дела. Также она осуществляет государственную регистрацию всех типов и видов отечественных изданий, издает сборники, журналы, ежегодники, пополняет Государственный архив печати России, распределяет обязательные экземпляры среди крупнейших библиотек страны, почти полностью обеспечивая их бесплатное комплектование отечественной издательской продукцией.
Ежегодно обработку в технологическом режиме с использованием современных электронных средств в Палате проходят около миллиона изданий. Полученная информация доводится до потребителей путем распространения по подписке государственных библиографических указателей (летописей), карточек централизованной каталогизации, а также организации автоматизированного справочного обслуживания. Книжная палата является не только основным в России регистрационным центром в области библиографии, но и крупным научно-исследовательским институтом. Палата представляет книжное дело России в международных организациях: в UNESCO, в ISDS, в Index Translationum.
9 МАЯ
91 год со дня рождения Окуджавы Булата Шалвовича (1924–1997),
поэта, прозаика, драматурга
Родился в Москве, в семье партработников, приехавших из Грузии на учебу в Коммунистическую академию. В 1937-м отец был расстрелян, а мать осуждена и сослана в Карагандинский лагерь. В 1942 году, в возрасте 17 лет, пошел на фронт добровольцем. Служил минометчиком, радистом тяжелой артиллерии, был ранен под Моздоком. После войны окончил Тбилисский государственный университет, работал учителем в сельской школе в Калужской области, в Калуге – сотрудником газеты «Молодой ленинец».
В 1956 году вышел первый сборник «Лирика». В 1959-м Окуджава вернулся в Москву. Тогда же начал выступать как автор стихов и музыки, исполнять их под гитару, быстро завоевывая популярность. До 1967 года созданы многие песни Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.). Затем работа редактором в издательстве «Молодая гвардия», в «Литературной газете». С 1961 года занимался исключительно творческой деятельностью.
Снимался в фильмах, в частности «Цепная реакция» (1962), «Застава Ильича» («Мне двадцать лет», 1963), «Женя, Женечка и „катюша“» (1967) и др. В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Он автор популярных песен для многих кинофильмов (более 80 фильмов). В 1968 году вышел первый диск с песнями Окуджавы в Париже, а также в Польше. С середины 1970-х годов пластинки с его произведениями выходили и в СССР.
В 1961 году дебютировал как прозаик с автобиографической повестью «Будь здоров, школяр». Позднее появились повести «Бедный Авросимов» (1969) и «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971), исторические романы «Путешествие дилетантов» (1976 и 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983). Опубликованы сборники стихов: «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Избранное» (1989), «Посвящается вам» (1988), «Чаепитие на Арбате» (1996) и др.
Окуджаву часто называют одним из создателей и признанным патриархом жанра «авторская песня». Сам автор никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, ориентируясь на духовную традицию XIX века.
8 МАЯ
249 лет со дня рождения (27 апреля по ст. ст.) Пушкина Василия Львовича (1766–1830), русского поэта
Родился в Москве, был старшим братом Сергея Львовича, отца А. С. Пушкина. Детство и юность провел в привольной обстановке богатого дома и в гостеприимном московском обществе Екатерининской эпохи. Смолоду блистал в московских салонах; служил в Измайловском полку, поручиком вышел в отставку и поселился в Москве. 1803–1804 гг. В. Л. Пушкин провел за границей, главным образом в Париже. Член масонской ложи «Соединенных Друзей» (1810).
К 1811 году относится его лучшее произведение – остроумная, хотя грубоватая и долгое время «неудобная для печати» сатира «Опасный сосед». Летом этого же года Василий Львович привез молодого Пушкина в лицей. В 1816 году в Петербурге был принят в члены недавно организованного литературного общества «Арзамас». Василий Львович принадлежал к школе «классиков» и не сочувствовал романтическому направлению. Сам он был приверженцем «легкой поэзии», писал «песни», послания, эпиграммы, перевел несколько басен Лафонтена, Флориана и др. К своему знаменитому племяннику Василий Львович относился с величайшим восхищением.
7 МАЯ
109 лет назад (1906, 24 апреля по ст. ст.) поэт Александр Блок написал стихотворение «Незнакомка»
Оно принадлежит к циклу «Город». Поэты-символисты, к которым принадлежал и Блок, в своих произведениях стремились уйти от реальной действительности в мир вымысла и мечты, вечного искания «бесконечности в конечном», подчинения разума и воли чувству и настроениям. В русле этого направления – «Стихи о Прекрасной Даме», изданные в 1905 году. Будучи влюблен в дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну, Блок искал свой идеал, жаждал неземной любви, и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание.
В 1903 году Блок женился на Л. Д. Менделеевой. Поэт не знал, как сочетать мечту о возлюбленной, которая казалась дотоле мистической и недостижимой, с повседневной жизнью. Как следствие, произошло снижение образа возлюбленной, он изменился, приобрел реальные черты. Об этом свидетельствует стихотворение «Незнакомка». В нем герой встречает свою возлюбленную в ресторане, она является ему только в пьяных мечтах (а раньше он был опьянен любовью), она приобрела реальные черты (кольца, вуаль). Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру, и она станет реальной, продажной женщиной.
6 МАЯ
143 года со дня рождения русской писательницы и поэтессы Тэффи (1872–1952)
Настоящее имя – Надежда Александровна Лохвицкая. Родилась в Санкт-Петербурге в семье адвоката. В 1910 году вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы».
Надежда Александровна была известна сатирическими стихами и фельетонами, сотрудничала с журналом «Сатирикон». Сатира Тэффи часто носила очень оригинальный характер. Ее называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.
В 1919 году эмигрировала из России, жила в Париже, где организовала литературный салон. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в ее творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.
«Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни се. Но – что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака – дураки всегда счастливые» (Н. Лохвицкая о происхождении своего литературного псевдонима от имени Стеффи, которое носил «один слуга-дурак»).
5 МАЯ
87 лет со дня рождения Иванова Анатолия Степановича (1928–1999), писателя
В 1946–1950 годах учился на факультете журналистики Казахского государственного университета, работал журналистом, служил в Советской Армии. Создавал романы на деревенскую тему. Основные темы – это революция в сибирских селах, коллективизация и Великая Отечественная война. Наиболее известные произведения: «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». По этим книгам в 1970–1980-е годы были поставлены многосерийные телефильмы, пользовавшиеся большой популярностью.
С 1972 года А. С. Иванов работал главным редактором журнала «Молодая гвардия». Лауреат Государственной премии СССР (1979). Герой Социалистического Труда (1984).
3 МАЯ
64 года со дня рождения Толстой Татьяны Никитичны (род. в 1951), российской писательницы, публициста.
Родилась в Ленинграде в семье профессора физики, является внучкой писателя Алексея Николаевича Толстого. Окончила Ленинградский университет, факультет филологии, затем работала в Москве корректором в издательстве «Наука». В 1983 году дебютировала с рассказом «На золотом крыльце сидели…», который был замечен и читателями, и критикой. Произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами».
В 1980-х годах Толстая опубликовала около 20 рассказов, вышел сборник «На золотом крыльце сидели…». В него вошли как известные произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура», «Факир», «Круг». В интеллектуальных кругах Толстая получила репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие».
В 2000 году Татьяна Толстая опубликовала свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли. В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы – «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
2 МАЯ
80 лет со дня рождения Лаврова Валентина Викторовича (род. 1935),советского литературоведа и писателя
Родился в Москве, в семье популярного футболиста («Локомотив» Москва). В 1950-е годы был известным боксером; окончил Государственный институт физкультуры, работал тренером по боксу. С 19 лет (1954) печатался в газетах и журналах (около 1000 публикаций) – фельетоны, репортажи, интервью, рассказы о редких книгах. В 1989-м вышла первая книга – «Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции».
С 1990 по 1998 год в газете «Московский комсомолец» еженедельно печатались исторические детективы Лаврова, написанные на основе архивных материалов: «Кровавая плаха», «Блуд на крови», «Тайны двора Государева», сериал «Граф Соколов – гений сыска» и другие, всего восемь. Эти произведения пользовались успехом. В 1994 году увидел свет исторический роман «Катастрофа» – о судьбе русской эмиграции после революции (всего четыре издания).
«В. Лаврову удалось собрать громадный исторический материал. И он владеет им свободно, изображая через призму героя различные стороны эмигрантского существования, открытую и закулисную борьбу сил, враждебных не только Стране Советов, но и проявлению всяческих прогрессивных тенденций внутри самой эмиграции. Во всяком случае, подобной книги об И. А. Бунине еще не было – ни у нас, ни за рубежом» (С. Макашин, член редколлегии «Литературного наследства», доктор филологических наук, лауреат Государственной премии СССР о книге «Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции»).
1 МАЯ
112 лет со дня рождения Молчанова-Сибирского Ивана Ивановича (1903–1958), советского поэта, прозаика, детского писателя, общественного деятеля
Настоящая фамилия Молчанов. Родился во Владивостоке в семье военного. В 1905 году его семья переехала в Иркутск. В 1920-м работал слесарем в Иркутском вагонном депо, пропагандистом, служил в Красной Армии, в 1930 году окончил факультет советского строительства Иркутского университета. В 1923-м в журнале «Красные Зори» были напечатаны первые стихи (под псевдонимом Олег Имов). Печатался в коллективных сборниках, журналах «Сибирские огни», «Будущая Сибирь», «Новая Сибирь», газетах «Правда», «Литературная газета» и других периодических изданиях.
В 1933 году под руководством писателя был создан первый в стране детский творческий коллектив «База курносых». Их книга «База курносых: Пионеры о себе» вышла в 1934-м. Она получила высокую оценку Максима Горького, по приглашению которого пионеры и их руководители посетили Первый съезд писателей СССР, встретились с известными литераторами.
В годы Великой Отечественной войны, с 1941 по 1946 год И. И. Молчанов-Сибирский служит военным корреспондентом газет «На боевом посту» и «Героическая красноармейская» на Дальневосточном фронте.
С 1933 по 1958 год – большая организаторская деятельность в Иркутском отделении Союза писателей СССР, в том числе последние десять лет – ответственным секретарем Иркутского отделения. Только с 1932 по 1961 год в Москве, Ленинграде, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Чите, Чебоксарах, Хабаровске было издано более тридцати книг (сборники стихов, проза, произведения для детей) общим тиражом около 1 миллиона экземпляров. Среди них – «Медвежонок на палубе» (рассказы, 1955), «Ёлка – зелёная иголка» (стихи, 1957), «Акимкина маёвка» (повесть, 1958), «Иринка» (повесть, 1961), «Белкин дом» (стихи, 1969), «Моё предместье» (стихи, рассказы, очерки, письма, 1985), «Дяди Вани туесок» (2003).
В 1961 году имя Ивана Ивановича Молчанова-Сибирского было присвоено Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке. Именем писателя названа улица в Иркутске, установлена мемориальная доска на здании Иркутского вагонного депо. В новом здании областной библиотеки в 2013 году открыта музейная комната писателя, в фойе почетные места занимают портрет и мраморный бюст И. И. Молчанова-Сибирского, выполненный Адой Манжелис, бывшей пионеркой «Базы курносых».
91 год со дня рождения Астафьева Виктора Петровича (1924–2001), советского и российского писателя
Родился в с. Овсянка Красноярского края. На его долю выпало трудное детство: репрессия отца, гибель матери, неустроенность жизни в новой семье отца, детский дом. В 1942 году Астафьев добровольцем ушел на фронт, служил связистом. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями. После войны жил на Урале, работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, сотрудничал с газетой «Чусовской рабочий», где в 1951 году впервые опубликовал свой рассказ «Гражданский человек». Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в г. Молотове (ныне г. Пермь) в 1953 году. Был принят в Союз писателей СССР (1958), позднее учился на Высших литературных курсах в Москве.
Важнейшие темы творчества писателя – военная-патриотическая и деревенская. Уже ранние повести «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» привлекли внимание читателей и критики, которая отмечала, что им присущи «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз». В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего войны, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей.
Суровое изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям из мирной жизни. Он писал о подростковой жестокости, криминализации советского общества в довоенное время и при «развитом социализме», об обширном маргинальном слое, прозябающем в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся».
Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».
Книги Астафьева, благодаря их живому литературному языку и реалистичному изображению военного и деревенского быта, были чрезвычайно популярны в СССР и за рубежом, были переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами. Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и трех Государственных премий РФ (1975, 1995, 2003), Герой Социалистического Труда (1989).
С 1980 года жил в Красноярске, похоронен в родном селе Овсянка.
Последнее изменение: 2 октября 2015 12:11