Главная > О библиотеке > Наши проекты > НОЯБРЬ
29 НОЯБРЯ
110 лет со дня рождения Гавриила Николаевича Троепольского (1905–1995) – советского писателя
Родился
в селе Новоспасовка Тамбовской губернии в многодетной семье священника.
После окончания сельскохозяйственного училища в с. Алешки
Борисоглебского уезда (1924) работал сельским учителем, с 1931 года – в
сельском хозяйстве, в 1937–1953 годах был заведующим Острогожским
государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам. Во
время оккупации фашистами Воронежской области (1942–1943) выполнял
задания советской фронтовой разведки.
Первый рассказ напечатал в
1937 году под псевдонимом Лирваг. После 1953 года, когда в мартовском
номере журнала «Новый мир» были опубликованы его рассказы, Гавриил
Николаевич полностью посвятил себя литературному труду и переселился в
Воронеж. В этот же период писатель создает повесть «Кандидат наук»,
роман «Чернозем», «В камышах». Самое известное произведение
Троепольского – это история собаки «Белый Бим черное ухо» (1971). Она
выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 15
языков мира, в американских колледжах входит в обязательную программу по
литературе и даже названа одной из лучших книг для незрячих детей,
пользующихся шрифтом Брайля. Автор книги был удостоен Государственной
премии СССР (1971). По повести был снят фильм с Вячеславом Тихоновым в
главной роли. Произведения писателя переведены на 52 языка.
В
1976–1987 годах Г. Н. Троепольский входил в редколлегию журнала «Наш
современник». Член правления Союза писателей СССР (1967), Союза
писателей РСФСР (1975). Умер в Воронеже 30 июня 1995 года.
Произведения Гавриила Николаевича Троепольского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
28 НОЯБРЯ
135
лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1880–1921) –
русского поэта и писателя, публициста, переводчика, литературного
критика
Родился в Петербурге в
семье профессора философии и права. Уже в пять лет начинает писать
стихи. После гимназии Блок поступает в Петербургский университет на
юридический факультет, затем переводится на филологический, который
окончил в 1906 году (славяно-русское отделение).
Творчество
Блока началось в духе символизма. В 1903 году вышел
«Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов
Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были
опубликованы и три стихотворения Блока; в том же году напечатан цикл
«Стихи о Прекрасной Даме». Особую роль для формирования мировоззрения
Александра Блока сыграли события революции 1905 года. В лирику этого
времени проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели,
вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ
центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка,
Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. В эти годы он публикуется во
всех символистских журналах («Вопросы жизни», «Весы», «Перевал»,
«Золотое Руно»), альманахах, газетах («Слово», «Речь», «Час» и др.).
Во
время поездки в Италию в 1909 году, прикоснувшись к высокому
классическому искусству, поэт констатировал окончание символизма и
исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного
пути, необходимость перейти к «мужественному ученичеству» и
«самоуглублению». В последующие годы он переработал свои пять
поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений. С этого времени
поэзия Блока существует в сознании читателя как единая «лирическая
трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий «миф о пути».
7
июля 1916 года Блок был призван в армию, служил табельщиком
инженерно-строительной дружины под Пинском. После Февральской революции
1917 года возвращается в Петроград и входит в состав Чрезвычайной
следственной комиссии по расследованию преступлений царского
правительства в качестве редактора стенографических отчетов. Материалы
следствия были им обобщены в книге «Последние дни императорской власти».
После
Октябрьской революции Александр Блок недвусмысленно заявляет о своей
позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с
большевиками» – «Может и обязана», напечатав в январе 1918-го в
левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и
интеллигенция», открывавшийся статьей «Интеллигенция и революция», а
через месяц – поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Поэма
«Двенадцать» вызвала резкое неприятие со стороны бывших соратников по
«поэтическому цеху» и настороженность большевистской критики,
озадаченной появлением в финале фигуры Христа «в белом венчике из роз».
После
революции Блок впервые в жизни был вынужден искать не только
литературный заработок, но и государственную службу в
культурно-просветительских учреждениях. Однако острое несоответствие
между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и
кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического
режима приводило к все большему разочарованию в происходящем. Постоянно
возрастающий объем работы подорвал силы поэта. Тяжело больному, ему
запретили выехать на лечение в Финляндию. Александр Александрович умер 7
августа 1921 года в Петрограде.
Произведения Александра Блока, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
27 НОЯБРЯ
79 лет со дня рождения Юрия Егоровича Черных (1936–1994) – детского писателя
Родился
в городе Усть-Куте Иркутской области. После окончания Иркутского
сельскохозяйственного института работал инженером-экономистом в городах
Железногорске-Илимском, Братске, а последние годы – в Иркутске. Сам Юрий
Черных признавался, что не помнит такого момента своей жизни, когда бы
он не сочинял стихи, в основном, это была лирика. Среди его
стихотворений довольно большую часть составляли сатирические и шуточные,
легкие и емкие миниатюры. «А детские стихи стал складывать для своей
дочки. И так увлекся, что не заметил, как она выросла, а я никак не могу
остановиться в своем увлечении», – шутливо вспоминал поэт.
В
1965 году стихотворение «Кто пасется на лугу» было опубликовано в
многотиражке «Огни Ангары». Долгое время Юрий Черных не решался посылать
куда-либо свои стихи. Геннадий Михасенко настоял, чтобы поэт все же
преодолел нерешительность. Стихи попали к Марку Сергееву и были помещены
в коллективную книжку для детей «Добрый день», выпущенную
Восточно-Сибирским издательством. В нового писателя поверили (примерно с
1975 года его стихотворения неоднократно печатал журнал «Весёлые
картинки), и вскоре к читателю пришли и другие его книги.
В 1968
году, еще задолго до выпуска первой книги Черных, композитор Александра
Пахмутова написала музыку на два его стихотворения: «Кто пасется на
лугу?» и «Жили-были». Замечательная детская песенка «Кто пасется на
лугу?» стала лауреатом Международного конкурса детской песни в Софии в
1969 году. А вскоре по сюжету песенки был снят мультфильм, принесший
автору всесоюзную известность. В разные годы ее исполняли Бисер Киров,
детская студия «Пионерия» и солисты Большого детского хора. И вот уже во
всех детских садах ее с удовольствием поют и водят хороводы! А
одноименный мультик из сборника «Веселая карусель» назван «золотинкой»
среди мультфильмов.
У Черных нет пустых описательных стихов,
стихи его всегда конкретны, вещественны, каждое из них затеяно весело,
это живая сценка, скороговорка, игра слов. Его стихи полны озорства,
забав. Это может быть игра ума, игра со словами родного языка,
нахождения новой сути в старых привычных формах. Во многом основой
произведений Юрия Черных становятся пословицы, потешки, скороговорки,
почерпнутые из фольклора. Талант поэта легко и весело переделывает их,
дополняет и развивает. В его стихах есть выдумка и веселье, они учат
малышей доброте, быстро запоминаются.
В ряд лучших российских
книг для детей вошли книги Юрия Черных «На лугу пасутся ко…» (1979),
«На Кудыкиной горе» (1986), «Веселый разговор» (1981), «Хотите –
поверьте», «Сказка по наседку-непоседу», «Летучая кошь»,
«Внучка-почемучка», «Сказка про ворону», «Егоркины скороговорки» и др.
В
Железногорске-Илимском имя Ю. Черных носит Центральная детская
библиотека, при ней создан музей-экспозиция, посвященный жизни и
творчеству земляка.
Произведения Юрия Егоровича Черных, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
25 НОЯБРЯ
298 лет со дня рождения Александра Петровича Сумарокова (1717–1777) – поэта, драматурга
Происходил из старинного дворянского рода. С 1732 года обучался в кадетском сухопутном корпусе, который называли также «рыцарской академией». Его товарищами оказались молодые люди, впоследствии ставшие известными государственными и военными деятелями: будущие фельдмаршалы граф М. Ф. Каменский и Румянцев-Задунайский, кн. Репнин, граф П. И. Панин, поэт Херасков, сочинитель «Опыта русской истории» Елагин и др. В кадетском корпусе они образовали литературный кружок – «Общество любителей русской словесности», где читали друг другу свои произведения. В Сумарокове пробудился талант. Любовные вирши превратились в песни, завоевавшие популярность у столичной молодежи.
Вскоре на сцене появилась его пьеса. Юные сотоварищи Сумарокова, восхищенные его трагедией «Хорев», организовали ее представление, о котором узнала императрица Елизавета Петровна. Те же кадеты-артисты несколько раз представляли трагедию во дворце. «Хорев» явился первой пьесой нового русского театра. Трагедия обращена к Древней Руси, но связь с древнерусской историей очень условна. Тем не менее Сумароков считал трагедии действенными в воспитании «добродетели» дворянства. Это придавало произведениям ярко выраженный патриотический характер.
В двадцать два года Сумароков был назначен в адъютанты к Головкину, а после к графу А. Г. Разумовскому. Между службой, светскими развлечениями и стихотворчеством он посвящал время философским размышлениям, выливавшимся в критические статьи. Но особенно много внимания уделял Сумароков изучению русского языка, протестовал против неоправданного использования иностранных заимствований. Он обратился к изучению русской истории и русской народной песни, создавал образцы русской речи.
1750-е годы – пора расцвета таланта Сумарокова-драматурга. Он сыграл большую роль в становлении и развитии российского театра, в формировании его репертуара, искусства драматического диалога. Многочисленные трагедии («Синав и Трувор», «Семира», «Ярополк и Димиза», «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец»), комедии («Опекун», «Лихоимец», Трессотиниус»), оперы Александра Сумарокова пользовались огромным успехом у зрителей XVIII века. В 1756 году он был назначен директором первого русского театра.
Позднее Сумароков начал работать в жанре сатиры, эпиграммы, басни. Подобное увлечение не могло не отразиться на карьере приближенного ко двору литератора. Упрек в беззаконии чиновников и безнравственности представителей дворянского сословия вызвал тайный гнев государыни, и Екатерина принудила Сумарокова покинуть Петербург.
Лишенный царских милостей, покинутый вчерашними поклонниками и мнимыми друзьями, гонимый бюрократами-невеждами, Сумароков переживал глубокое разочарование в жизни и в людях. Тот, кто еще совсем недавно гордо именовался первым российским стихотворцем, был предан забвению, умер в полной нищете и одиночестве.
«На что нам вводить чужие слова? Чужие слова всегда странны будут и знаменования их будут недостаточны; следственно введут слабость и безобразие в сильный и прекрасный наш язык» (А. П. Сумароков).
24 НОЯБРЯ
112 лет со дня рождения Степана Павловича Злобина (1903–1965), писателя
Родился
в Москве в семье участников революционного движения, воспитывался
бабушкой, так как родители сначала были в тюрьме, потом в ссылке. Учился
в реальном училище в Рязани, там приобщился к революционному движению,
состоял в партии эсеров. После победы большевиков дважды подвергался
арестам. Работал в Москве статистиком, учился в Высшем
литературно-художественном институте им. Брюсова, где увлекся
языкознанием, психологией творчества.
Окончив в 1924 году
институт, уехал в Уфу, преподавал литературу и русский язык в школах.
Принимал участие в экспедициях по районам Башкирии, изучал башкирский
язык, записывал песни, местные пословицы и предания, что пригодилось ему
впоследствии в работе над романом «Салават Юлаев».
Дебютировал в
1924 году с детской сказкой в стихах. Первый же исторический роман
«Салават Юлаев» (1929) принес Злобину успех. В конце 1930-х он стал
председателем секции исторической литературы Союза писателей СССР.
В
начале Великой Отечественной войны, служа в прифронтовой дивизионной
газете под Вязьмой, контуженный, с ранением в ногу, попал в немецкий
плен. Доставленный в конце 1942 года в кандалах на Эльбу, в лагерь
Цайтхайн, Злобин возглавил в нем подполье. Освобожден в январе 1945
года. По возвращении с войны начал писать роман «Восставшие мертвецы» о
пребывании в плену, однако в 1946 году произведение попало под цензуру и
было изъято. В 1948 году выпущен исторический роман «Остров Буян», а в
1951-м – самый значительный роман Злобина «Степан Разин».
Автобиографический роман «Пропавшие без вести» (1962) внес существенный
вклад в дело реабилитации бывших советских военнопленных.
Произведения Степана Павловича Злобина, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
23 НОЯБРЯ
107 лет со дня рождения Николая Николаевича Носова (1908–1976), детского писателя, кинорежиссера
Родился
в Киеве. В молодости был землекопом, косарем, возчиком бревен,
торговцем газет. Увлечение фотографией и кинематографом привело его
сначала в Киевский художественный институт, затем в Московский институт
кинематографии. После окончания института Носов как режиссер снимал
научно-популярные и детские мультипликационные фильмы, а также учебные
фильмы для Красной Армии (за которые награжден в 1943 году орденом
Красной Звезды и удостоен Сталинской премии).
В 1938 году
начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором
становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ
Носова «Затейники» был опубликован в 1938 году, потом вышли другие:
«Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники»,
«Фантазеры» и др. Печатались они в основном в детском журнале
«Мурзилка». Эти рассказы вошли в сборники «Тук-тук-тук» (1945),
«Ступеньки» (1946), «Веселые рассказы (1947) и др. Широкую популярность
завоевали и его повести для подростков «Веселая семейка» (1949),
«Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951),
получивший Сталинскую премию третьей степени.
Наиболее известны и
любимы читателями сказочные произведения Носова о Незнайке. Первое из
них – сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая
трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1953–1954), «Незнайка в
Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964–1965). Роман-сказку с
элементами научной фантастики и политической сатиры «Незнайка на Луне»
экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии.
Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество,
лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что
такое рыночные отношения. В более поздние годы выходят
автобиографические произведения писателя: «Повесть о моем друге Игоре» и
«Тайна на дне колодца».
По сценариям Носова снято множество
художественных («Два друга», 1954; «Дружок», 1958; «Приключения Толи
Клюквина», 1964; «Фантазеры», 1965 и др.) и мультипликационных фильмов
(«Винтик и Шпунтик – веселые мастера», 1960; «Незнайка учится», 1961;
«Бобик в гостях у Барбоса», 1977; сериалы: «Приключения Незнайки и его
друзей», 1972; «Незнайка в Солнечном городе», 1977 и др.).
Произведения Н. Н. Носова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
22 НОЯБРЯ
214 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля (1801–1872), писателя, этнографа, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка»
Родился
в поселке Луганский завод Екатеринославской губернии России (ныне г.
Луганск Днепропетровской области, Украина), в семье обрусевшего
датчанина, лекаря горного ведомства Ивана Матвеевича Даля. В честь места
своего рождения впоследствии принял псевдоним «Казак Луганский».
Образование получил в Петербургском морском кадетском корпусе. Начав
служить на флоте, решил связать судьбу с медициной, поступил в Дерптский
университет. В 1828–1829 годах участвовал в Русско-турецкой войне в
качестве полевого врача, отмечен наградами. После войны служил в
военно-сухопутном госпитале Петербурга ординатором, имел характеристику
прекрасного врача-хирурга, офтальмолога.
Первые стихотворения
Даля появились в журнале «Славянин» (1827), а повесть «Цыганка» – в
«Московском телеграфе» (1830). Вскоре состоялось личное знакомство Даля с
А. С. Пушкиным, которому начинающий писатель принес свои «Русские
сказки. Пяток первый казака Луганского». Знакомство переросло в
искреннюю дружбу, которую оборвала смерть поэта вследствие дуэли.
Владимир Иванович находился у одра Пушкина до последних минут и как
друг, и как врач.
Главными трудами Даля являются «Толковый
словарь живого великорусского языка» и «Пословицы русского народа»,
которые были изданы в 1861 году. Работа над словарем продолжалась 53
года. «Живой народный язык, сберегший в жизненной свежести дух, который
придает языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен
послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской
речи» (В. И. Даль).
Произведения В. И. Даля, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
53 года со дня рождения Виктора Олеговича Пелевина (1962), писателя
Родился
в г. Долгопрудном Московской области. После школы поступил в Московский
энергетический институт на факультет электрооборудования и
автоматизации промышленности и транспорта. С 1989 года учился заочно в
Литературном институте, но был отчислен «за потерю связи с учебным
заведением». В это время Пелевин начал сотрудничать с журналом «Наука и
религия», где готовил статьи на тему восточного мистицизма, редактировал
переводы Карлоса Кастанеды в издательстве «Миф». В 1989 году
опубликовал в «Науке и религии» свое первое художественное произведение –
сказку «Колдун Игнат и люди». Там же впервые были напечатаны и
знаменитые рассказы «Затворник и Шестипалый», «Реконструктор», отрывки
из «Омон Ра» и «Жизнь насекомых».
Первая
книга «Синий фонарь» была издана в 1991 году и объединила в себе все
ранние произведения автора. Спустя два года этот сборник был отмечен
Малой Букеровской премией. Среди повестей, которые принесли автору
всемирную популярность, стоит отметить «Чапаев и пустота», «Generation
П». Литературные критики отмечают приверженность Пелевина к буддистским
мотивам, постмодернизму и абсурдизму. Упоминается влияние на творчество
писателя эзотерической традиции и сатирической научной фантастики.
В
наши дни Пелевин входит в список 1000 самых значимых деятелей
современной культуры по данным журнала «French Magazine». По
произведениям Пелевина поставлены спектакли в театрах Москвы, Лондона и
Парижа. Его книги переведены на многие языки мира. В конце 2009 года по
результатам опроса был признан самым влиятельным интеллектуалом России.
Произведения В. О. Пелевина, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
21 НОЯБРЯ
52 года со дня рождения Ника Перумова, российского писателя-фантаста
Настоящее
имя – Николай Даниилович Перумов, ведет свою родословную от армянского
дворянского рода. Родился в Ленинграде, к литературным опытам обратился
еще в школьные годы. По профессии биолог. Окончил физико-механический
факультет Ленинградского политехнического института. Работал в
Ленинградском HИИ особо чистых биопрепаратов. В начале 1980-х увлекся
миром фэнтези Дж. Р. Р. Толкиена («Хоббит» и «Властелин колец»),
переводил эти книги с английского. Следующим шагом стало самостоятельное
произведение – книга-трилогия «Кольцо тьмы» (1991), созданная в
качестве «литературной игры» для друзей. Она была опубликована в
издательстве «Северо-Запад».
Роман вызвал противоречивые отзывы
страстных поклонников и ярых противников. В феврале 2004 года Ник
Перумов получил титул «Фантаст года», как самый «тиражный» фантаст, так
как в 2003-м было продано 726 тысяч экземпляров его книг. Вторично
удостоен этой награды в 2007 году.
В августе 2004 года в Болгарии
подведены итоги конвента «Еврокон-2004». В результате лучшим фантастом
Европы был признан российский писатель Ник Перумов. Суммарный тираж его
книг, проданных в 2004 году, превысил 1 млн экземпляров. С 1998 года
писатель живет в Северной Каролине (США) и работает в научном институте
по своей основной специальности – биолога.
Крупнейшим его
творением является эпопея «Хранитель Мечей». Также он пишет и в жанре
космической фантастики – «Череп на рукаве», «Череп в небесах». В 2007
году его роман «Гибель богов» был издан на английском языке.
Произведения Перумова переведены на польский, чешский, болгарский,
шведский и другие языки.
Произведения Ника Перумова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
20 НОЯБРЯ
78 лет со дня рождения Виктории Самойловны Токаревой (1937), российской писательницы и сценариста
Токарева
(фамилия по мужу) родилась в Ленинграде. Путь к литературному
творчеству был непростым: она, мечтая о профессии медика, училась музыке
сначала в музыкально-педагогическом училище, затем в консерватории,
работала преподавателем музыки в школе на окраине Москвы. В 1963 году
поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии.
Именно здесь она открыла в себе талант писательницы и стала сценаристом.
На
втором году обучения в институте Токарева опубликовала свой первый
короткий рассказ «День без вранья» (издательство «Молодая Гвардия»). Так
начался путь Токаревой-писателя. Она публикуется в журналах «Новый мир»
и «Юность». С 1971 года – член Союза писателей СССР. Ее произведения
регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и за ее
пределами: в Италии, Франции, Англии, Германии, Китае. Викторию
Самойловну часто называют русской Франсуазой Саган, выделяя ее
удивительный талант, оптимизм, юмор и доброту – качества, понятные
читателям во всех странах и на всех языках. Она признана и любима и как
блистательный прозаик, и как сценарист. Фильмы «Джентльмены удачи»,
«Мимино», «Совсем пропащий», «Шла собака по роялю» и многие другие вошли
в золотой фонд отечественного кинематографа.
Герои Токаревой –
обыкновенные люди с обычными проблемами, хорошо знакомыми читателю.
Большинство ее героев – женщины, именно поэтому она считается женской
писательницей.
Виктория Самойловна Токарева живет и работает в
Москве. Ее произведения переведены на многие языки. Книги последних лет:
«Террор любовью» (2006); «О любви» (2006); «Мои враги» (2007); «Одна из
многих» (2007); «О любви и не только» (2008); «И вновь о любви» (2009);
«Дерево на крыше» (2009), «Короткие гудки» (2012), «Так плохо как
сегодня» (2013), «Сволочей тоже жалко» (2014), «Муля, кого ты привел?»
(2015), «Мои мужчины» (2015).
Произведения Виктории Самойловны Токаревой, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
19 НОЯБРЯ
304 года со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), ученого-энциклопедиста, поэта, художника, историка и философа
Он
родился в деревне Денисовка Архангельской губернии в семье крестьянина,
занимавшегося и рыбным промыслом. Михаила рано обучили грамоте, и он в
свободное время много читал. В 1731 году Ломоносов, пристав к обозу,
тайком от отца ушел в Москву учиться.
В Москве его приняли в
«Спасские школы». Двадцатилетний юноша учился в одном классе с
маленькими детьми. Его успехи, прилежание и примерное поведение быстро
заметило школьное начальство. За один год Ломоносов прошел сразу три
класса. В 1736 году он в числе двенадцати лучших учеников
Славяно-греко-латинской академии отправлен в Петербург для обучения при
Академии наук, затем в Германию обучаться химии и горному делу. В 1741
году по приказу академии Ломоносов возвратился в Петербург и вскоре стал
адъюнктом по физике при Академии наук, где в 1745 году стал первым
русским академиком.
В 1755 году по инициативе Ломоносова основан
Московский университет, которому в 1940 году присвоено имя Ломоносова.
Он первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Открытия
Михаила Васильевича обогатили многие отрасли знания. Им заложены основы
современного русского литературного языка. Он был крупнейшим поэтом
XVIII века, создателем русской оды философского и высокого гражданского
звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир,
филологических трудов и научной грамматики русского языка. Автор трудов
по истории России. Ломоносов возродил искусство мозаики и производство
смальты и вместе с учениками создавал мозаичные картины, являлся членом
Академии художеств (1763).
***
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
***
Скончался
Михаил Васильевич Ломоносов 15 (4) апреля 1765 года в Санкт-Петербурге.
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Произведения М. И. Ломоносова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
18 НОЯБРЯ
87 лет со дня рождения Георгия Иннокентьевича Замаратского (1928–2010), прозаика, поэта, члена Союза писателей России
Георгий
Иннокентьевич родился в деревне Погодаева Иркутской области, в
крестьянской семье. Детство будущего писателя пришлось на военные годы.
Все летние месяцы илимские школьники работали с утра до заката: мужчины
были на фронте, в колхозе оставались женщины да старики. Воспоминания
детства легли в основу автобиографической повести писателя «Приглашение в
память», изданной в год 60-летия Победы.
После школы Замаратский
служил в погранвойсках на Дальнем Востоке. Затем, в 1951 году, окончил
Иркутское художественное училище и два курса Ленинградского института
им. Репина (1957–1959). После он возвращается на родной Илим, работает
учителем черчения и рисования в Нижнеилимской школе,
художником-оформителем в Доме культуры (1973–1982), директором детской
изостудии.
Дебютировал как поэт в газете «Пограничник» (1950),
затем в журнале «Сибирь» появилась его первая повесть «Ёхин фарт»
(1979). Автор повестей «Пора туманов» (1984), «Презрение» и
«Приискатель» (1993); романов «Твой ход, Яверя!» (1998), «Пыхуны»
(1999), книги стихов «Пою Илим» (1996).
Заслуженный работник культуры РФ (1994), награжден медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», «50 лет Победы».
Произведения Георгия Иннокентьевича Замаратского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
17 НОЯБРЯ
53 года со дня выхода (1962) в журнале «Новый мир» повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Первое
опубликованное произведение Александра Исаевича носило авторское
название «Щ-854. Один день одного зэка». Оно принесло автору мировую
известность. В рассказе повествуется об одном дне из жизни советского
заключенного, русского крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова.
Солженицын
писал о своем замысле: «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа,
я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь
лагерный мир – одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет
лагеря, там всю историю лагерей, – а достаточно в одном дне всё собрать,
как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего,
ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё».
Рассказ
был задуман в лагере в Экибастузе (Северный Казахстан) зимой 1950/1951,
написан в 1959-м. После речи Хрущёва на XXII съезде КПСС машинописный
экземпляр рассказа был передан в журнал «Новый мир», главным редактором
которого был А. Т. Твардовский. Твардовский, под сильнейшим впечатлением
от рассказа, дал рукопись «Ивана Денисовича» для прочтения Чуковскому,
Маршаку, Федину, Паустовскому, Эренбургу. По просьбе Твардовского они
написали свои письменные отзывы о рассказе, которые он планировал
использовать при продвижении рукописи к печати.
Лидия Чуковская
дала такую характеристику главному герою: «Шухов – обобщенный характер
русского простого человека: жизнестойкий, «злоупорный», выносливый,
мастер на все руки, лукавый – и добрый. Родной брат Василия Тёркина.
Хотя о нем говорится здесь в третьем лице, весь рассказ написан ЕГО
языком, полным юмора, колоритным и метким».
Рассказ был предоставлен
для ознакомления Н. С. Хрущёву, который был потрясен и распорядился
предоставить в ЦК КПСС 23 экземпляра «Ивана Денисовича» для ведущих
деятелей КПСС. Тираж журнала составил 121 900 экземпляров, он стал
распространяться по стране. Весть об этой публикации облетела весь мир.
Солженицын сразу стал знаменитостью. К автору письма читателей поступали
потоком. 30 декабря 1962 года он был принят в члены Союза писателей
СССР.
Однако после отставки Хрущёва оценки «Ивана Денисовича»
стали приобретать иные оттенки. Было мнение, что его повесть «под видом
развенчания культа личности дала пищу буржуазным идеологам для
антисоветской пропаганды». В 1971–1972 годах все издания «Ивана
Денисовича», включая журнальное, негласно изымались из публичных
библиотек и уничтожались. Из журнала страницы с текстом рассказа просто
вырывали, фамилию автора и название рассказа в оглавлении – замазывали.
В
1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе
(«...за нравственную силу, почерпнутую в традициях великой русской
литературы»). Спустя год он дал разрешение на публикацию своих
произведений за рубежом: «Август четырнадцатого» (1972), «Архипелаг
ГУЛАГ» (1973, Франция). В феврале 1974-го Солженицын был обвинен в
государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в
ФРГ. Затем поселился в США, где завершил третий том «Архипелага» и
продолжил работу над циклом «Красное колесо».
В 1990 году ему
была вручена Ленинская премия за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1990-е годы
основные произведения Солженицына были изданы в России. Все обвинения
против писателя были официально сняты, гражданство восстановлено, а в
1994 году Солженицын вместе с супругой Натальей Светловой вернулся в
Россию. А. Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в
своем доме в Троице-Лыкове, похоронен в московском Донском монастыре.
Произведения А. И. Солженицына, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
16 НОЯБРЯ
115 лет со дня рождения Николая Федоровича Погодина (1900–1962) – советского писателя, драматурга и сценариста
Николай Федорович Погодин (настоящая фамилия Стукалов) родился в
крестьянской семье в станице Гундоровская ныне Донецкой области, на
Украине. Не получив систематического образования, с юности занимался
разной работой. В начале 1920-х активно сотрудничал с ростовскими
газетами «Донская беднота», «Молот», «Трудовой Дон». После публикации
одного из очерков Погодина в «Правде» (1922) секретарь редакции М. И.
Ульянова предложила ему стать разъездным корреспондентом этой газеты.
Многочисленные очерки вышли под одной обложкой в книгах «Кумачовое утро»
(1926) и «Красные ростки» (1926).
Почти все ранние пьесы («Темп», 1929; «Поэма о топоре», 1930; «Мой
друг», 1932 и др.), как и их герои (сезонные рабочие, инженеры,
руководители строек), были созданы на основе очерков. За драматургом
закрепилось место родоначальника «производственной пьесы». Успеху
способствовал и особого качества погодинский юмор, подчас грубоватый,
«не интеллигентский».
Увлечение «производственным процессом» сменилось более пристальным
вниманием к личности, ее внутреннему миру. Так, комедия «Аристократы»
(1934) получила широкую известность благодаря колоритным фигурам
уголовников, которые «с быстротой почти чудесной» перевоспитывались
чекистами на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Драматургия
Погодина формировалась с опорой на горьковский и чеховский опыт.
Кульминацией его пьес становится обычно момент «прозрения», пробуждения
сознания героя, что естественно влечет за собой новый поворот в его
судьбе. В этой же плоскости лежат пьесы ленинской темы. В столкновениях
Ленина с Шадриным («Человек с ружьем», 1937), Забелиным («Кремлевские
куранты», 1940), Дятловым и Ипполитом Сестрорецким («Третья
патетическая», 1958) просматривается воздействие «сильной» личности на
«слабую» в борьбе за человека, за его сознание и душу. Путь героев к
искомой правде, к «миропониманию» лежал через встречу с вождем, которая
становилась для них судьбоносной. Трилогия Погодина о Ленине получила
широкое общественное признание и была отмечена Ленинской премией по
литературе (1959).
Возвращение к современным темам принесло Погодину больше огорчений, чем
удач. Светлым пятном в творческой биографии выглядит кинокомедия
«Кубанские казаки», созданная по сценарию Николая Федоровича в 1950
году. Она была необычайно популярна в свое время, но позднее подверглась
осуждению как образец лакировки колхозной жизни.
Как драматург, Погодин изначально обладал особой чуткостью к
современности и не раз был первооткрывателем новых тем и образов в
литературе, но зачастую это оборачивалось созданием конъюнктурных
произведений, которые быстро утрачивали актуальность и уходили в
забвение. В период «оттепели» в 1950–1960-х годах создан цикл
«молодежных» пьес: «Мы втроем поехали на целину» (1955), «Маленькая
студентка» (1958), «Цветы живые» (1960), «Голубая рапсодия» (1961).
Появление драмы «Верность» («Черные птицы», 1957) связано с
обострившимся у Погодина осознанием трагизма советской истории под
влиянием фактов, открывшихся после смерти Сталина.
В последние годы (1951–1960) Погодин – главный редактор журнала «Театр».
Произведения Николая Федоровича Погодина, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
15 НОЯБРЯ
100 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова (1915–1979), советского писателя, поэта, журналиста
Родился в Петрограде. Его отец погиб на фронте в Первую мировую войну,
поэтому мальчика воспитал отчим, по профессии военный. Все детство
Симонова прошло в военных городках и командирских общежитиях. Особого
достатка в семье никогда не было, поэтому мальчику пришлось после
окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и
работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда
семья переехала в 1931 году.
В 1938 году Константин Симонов оканчивает Литературный институт. К
этому времени уже напечатаны первые его стихи. В те же годы писатель
вместо родного имени Кирилл берет псевдоним Константин Симонов. Причина
кроется в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р»
и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. В
начале 1940-х годов пишет свои первые пьесы «История одной любви» и
«Парень из нашего города».
С началом войны Симонова призвали в армию, где он работал в газетах
«Боевое знамя», «Красная Звезда», «Правда» и др. В годы войны из-под его
пера выходят пьесы «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи»,
две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». В феврале 1942 года
«Правда» опубликовала стихотворение К. Симонова «Жди меня». Оно быстро
завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали,
сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и
невестам. Его находили в карманах раненых и убитых бойцов. Как военный
корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии,
Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев
за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из
Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного
до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».
Первый роман К. М. Симонова «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952
году, затем была большая книга – «Живые и мёртвые» (1959). В 1964 году
создан роман «Солдатами не рождаются», в 1971-м – его продолжение –
«Последнее лето». По сценариям Симонова были поставлены фильмы: «Парень
из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943–44),
«Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия – Неман» (1960, совместно с Ш.
Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964).
Именем писателя названы улицы в Москве, Могилёве, Волгограде, Казани,
Кривом Роге и Краснодарском крае. Также в его честь названа библиотека в
Москве, установлены мемориальные доски в Рязани и Москве, его имя носят
теплоход и астероид.
14 НОЯБРЯ
70 лет назад состоялась встреча в Ленинграде поэта Анны Ахматовой и британского дипломата, философа и переводчика русской литературы Исайи Берлина
В ноябре 1945 года 36-летний британский дипломат Исайя Берлин,
незадолго до этого получивший назначение на работу в посольство
Великобритании в Москве, оказался в Ленинграде. Берлин родился в
дореволюционной Риге, детство провел в Петрограде и в Англии оказался в
начале 1921 года, когда было ему всего 11 лет. В дипломаты Берлин попал
из Оксфорда, где занимался и русской литературой, и советской политикой.
Ахматова, однако, была для него частью далекой, оставшейся глубоко в
прошлом дореволюционной жизни. Поэтому, когда по приезде в Ленинград
встреченный случайно в книжном магазине на Невском литературный критик
сказал ему, что Ахматова живет неподалеку отсюда, на Фонтанке, и
предложил с ней встретиться, Берлин не мог отказаться.
Их встреча, возможно, и осталась бы не замеченной соответствующими
органами, если бы в то время в северной столице не довелось оказаться
Рэндольфу Черчиллю, сыну английского премьера, который также остановился
в гостинице «Астория». Узнав о прибытии Берлина и о том, куда он
направился, Рэндольф пошел следом и стал на улице выкрикивать его имя.
Берлину пришлось выйти, чтобы отделаться от Черчилля, но потом он
вернулся к Ахматовой. К себе он возвратился утром следующего дня.
Эта встреча оставила глубокий след в жизни обоих. В «Поэме без героя»
Ахматова назовет его «гостем из будущего», Берлин напишет воспоминания
об этой встрече, а о себе будет говорить: «Меня знают единственно как
человека, встречавшегося с Ахматовой, Пастернаком». Это знакомство и
проведенная в разговорах ночь стали для советской власти еще одним
поводом ужесточить контроль над связями российской творческой
интеллигенции с иностранцами. В отношении Ахматовой и второго друга
Берлина – Бориса Пастернака – была развязана настоящая травля. А в
российской и мировой культуре благодаря этой встрече появился цикл
стихотворений и поэма великой Ахматовой.
Истлевают звуки в эфире
И заря притворилась тьмой.
В навсегда онемевшем мире
Два лишь голоса: твой и мой.
И под ветер незримых Ладог,
Сквозь почти колокольный звон,
В легкий блеск перекрестных радуг
Разговор ночной превращен.
13 НОЯБРЯ
143 года (1 ноября по ст. ст. 1872 г.) назад вышло в свет первое издание «Азбуки» Л. Н. Толстого
В середине XIX века в России было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний в ней не будет. В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, у них были занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в городки, бегал наперегонки.
В то время книг для детей было мало и известный всему миру писатель
пишет «Азбуку». Об этом занятии Толстой говорил с волнением: «Что из
этого выйдет – не знаю, а положил в него всю душу». В первом издании
«Азбука» представляла собой единый комплекс учебных книг. Она состояла
из собственно азбуки и четырех частей, в каждую из которых входили
рассказы для русского чтения, тексты для славянского чтения и материалы
по арифметике. Первая книга открывается алфавитом; каждую из букв
иллюстрирует картинка: «А» – арбуз, «Б» – бочка. В качестве примеров для
обучения чтению по слогам используются пословицы и поговорки. Вторая
часть «Азбуки» представляет собой серию небольших рассказов
нравоучительного характера. В отдельном разделе автор знакомит читателей
с бытом жителей других стран. В третьей части пособия напечатаны
отрывки из «Нестеровой летописи», «Четьи-минеи», «Книги Бытия» и
«Евангелия от Матфея». Четвертая часть дает азы арифметики: в ней
объясняется, что такое счет и чем отличаются римские цифры от арабских.
Завершают «Азбуку» методические советы, в которых поясняется, как
преподавателям следует использовать предложенные в книге упражнения для
занятий в школе и дома. При обучении грамоте все способы хороши, если
ученик не скучает, подчеркивает автор.
Содержание «Азбуки» получило высокую оценку современников, но методика
обучения чтению вызвала споры. Толстой продолжил работу над
совершенствованием своего детища, написал новые рассказы и сказки, в том
числе «Косточка», «Три медведя», «Филипок», «Еж и заяц». В 1875 году
вышла «Новая азбука» как самостоятельное пособие для обучения грамоте и
четыре «Русские книги для чтения». В новом варианте «Азбука» Толстого
получила широкое признание, была одобрена министерством народного
просвещения и рекомендована «для всех учебных заведений, где обучение
начинается с азбуки». При жизни писателя она выходила 28 раз, более 30
раз переиздавались «Книги для чтения».
12 НОЯБРЯ
212 лет назад Указом Александра I (12 ноября 1803 года) писатель Николай Михайлович Карамзин официально был назначен «российским историографом»
Первым российским историографом был назначен в 1747 году Г. Ф. Миллер, вторым в 1768 стал М. М. Щербатов, третьим и последним – Н. М. Карамзин.
Н. М. Карамзин родился 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1766 года в Симбирской губернии в семье помещика среднего достатка. Получив первоначальное образование дома, учился в дворянском пансионе в Симбирске, затем в одном из лучших частных пансионов профессора Московского университета И. М. Шадена, где изучал языки; слушал также лекции в Московском университете. В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк. Именно в эти годы Карамзин впервые попробовал себя на литературном поприще, сделав перевод с немецкого. В 1784 году, после смерти отца выйдя в отставку в чине поручика, окончательно расстался с военной службой.
С 1785 года биография Карамзина связана с Москвой. В этом городе он знакомится с Н. И. Новиковым и другими писателями, принимает участие в выходе журнала «Детское чтение для сердца и разума». На протяжении года (1789–1790) Карамзин путешествует по странам западной Европы. Вернувшись в Москву, писатель издает «Московский журнал», в котором публикует «Письма русского путешественника», поставившие его в ряд первых русских литераторов. В этом же журнале появляется и повесть «Бедная Лиза», ставшей первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью.
Новый период в биографии Карамзина как человека и писателя связан с вступлением на престол Александра I. В 1803 году император назначает писателя по его же собственному ходатайству, официальным историографом.Перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства. Полностью свернув литературно-художественную работу, писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816–1824), ставшей в его жизни главным трудом и целым явлением в русской истории и литературе. Первые восемь томов «Истории государства Российского» увидели свет в феврале 1818 года. За месяц было продано три тысячи экземпляров. Очередные три тома, опубликованные в следующие годы, были быстро переведены на несколько европейских языков, а 12-й, заключительный, том увидел свет уже после смерти автора.
«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием…», – вспоминал А. С. Пушкин. «Карамзин – наш Кутузов двенадцатого года: он спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показал нам, что у нас отечество есть…», – говорил о значении труда Н. М. Карамзина поэт и критик П. А. Вяземский. В 1818 году за составленную им «Историю государства Российского» Карамзин был принят в члены Российской Императорской Академии.
Николай Михайлович был приверженцем консервативных взглядов, абсолютной монархии. Смерть Александра I и восстание декабристов, свидетелем которого он был, стали для него тяжелым ударом, лишившим писателя-историка последних жизненных сил. 3 июня (22 мая по ст. ст.) 1826 года Н. М. Карамзин умер. Похоронили его в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.
11 НОЯБРЯ
194 года со дня рождения Федора Михайловича Достоевского (1821–1881) – русского писателя, публициста
Родился в Москве в многодетной семье военного медика. Первоначальное
образование получил в частном московском пансионе. В 1838 году поступил в
Главное инженерное училище в Петербурге, по окончании которого был
зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской
инженерной команде, но прослужил там недолго. В 1844 году решил уйти в
отставку и посвятить себя литературному творчеству.
Достоевский начал с повести «Бедные люди», которая была с похвалой
принята Н. Некрасовым и В. Белинским, им понравилась изображенная в ней
трагедия маленького человека. Повесть принесла автору популярность, его
сравнивали с Гоголем. Но следующие его произведения: психологическая
повесть «Двойник», фантастическая повесть «Хозяйка», лирическая – «Белые
ночи», драматическая – «Неточка Незванова», были прохладно встречены
критикой.
Литературная деятельность писателя была прервана 23 апреля 1849 года
арестом, связанным с его участием в деле петрашевцев. Тридцать семь его
участников, в том числе и Достоевский, были арестованы и заключены в
Петропавловскую крепость. Их судили по военным законам и приговорили к
смертной казни, но по приказу императора приговор был смягчен, и
писателя сослали в Сибирь на каторгу. В Петербург он вернулся только в
конце 1859 года. С 1861 года писатель вместе с братом Михаилом издавал
журнал «Время», а после его запрещения – журнал «Эпоха». В 1861 году
вышел в свет первый роман Достоевского – «Униженные и оскорбленные», в
котором выразилось сочувствие автора «маленьким людям», подвергающимся
беспрестанным оскорблениям со стороны сильных мира сего.
Огромное общественное значение приобрели «Записки из мертвого дома», в
которых Достоевский рассказал о своей жизни на каторге и описал под
вымышленными именами своих прежних товарищей-каторжных. В 1866 году был
издан роман «Преступление и наказание» – один из наиболее значительных
романов писателя, а в 1868 году – роман «Идиот», в котором Достоевский
попытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому
миру хищников. Широкую известность получили романы «Бесы» и «Подросток».
Последним произведением, подводящим итог творческой деятельности
писателя, стал роман «Братья Карамазовы». Главный герой этого
произведения – Алеша Карамазов – помогая людям в их бедах и облегчая их
страдания, убеждается в мысли, что самое главное в жизни – это чувство
любви и прощения.
На протяжении своего нелегкого творческого пути Ф. М. Достоевский не
прекращал размышлять над главной, по его мнению, проблемой человечества –
преодоления гордости, основного источника разобщения людей. Федор
Михайлович считал, что каждому человеку присуще творить, и пока он
живет, он должен творить, выражая себя. Всю свою жизнь писатель посвятил
раскрытию главной темы своих исканий – темы Человека.
10 НОЯБРЯ
121 год (1894–1958) со дня рождения Георгия Владимировича Иванова – русского поэта, прозаика и переводчика
Родился в Ковенской губернии в небогатой дворянской семье с военными
традициями. Детские годы прошли в имении Студенки, на границе с Польшей.
Начальное образование получил дома, затем учился во Втором кадетском
корпусе. Здесь начал писать стихи. В 1910 году окончил кадетский корпус,
начал печататься в разных журналах, таких как «Аполлон», «Современник» и
др.
В 1912 году Иванов вступает в акмеистический «Цех поэтов», тогда же
выходит его первая книга стихов – «Отплытие на остров Цитеру», затем
сборники стихотворений: «Граница» (1914), «Памятник славы» (1915),
«Вереск» (1916), «Сады» (1921), «Лампада» (1922). Осенью 1922 года
Иванов уезжает за границу в командировку для составления репертуара
государственных театров. Не возвращается в Советскую Россию, оставшись в
Берлине вместе со своей женой, поэтессой И. Одоевцевой. В 1923 году они
поселяются во Франции. Несколько лет не пишет стихов, проходит период
«осмысления и накопления музыки». Позднее печатается в разных
эмигрантских изданиях – «Новый дом», «Числа», «Круг» и др. В 1930 году
публикует сборник стихов «Розы», в котором звучит «новый голос» поэта –
лиричный, простой.
«Автор сам ни в чём не виноват, и я не берусь решить, можно или нельзя
издавать книги таких стихов. В пользу издания могу сказать, что книжка
Г. Иванова есть памятник нашей страшной эпохи, притом – один из самых
ярких, потому что автор – один из самых талантливых среди молодых
стихотворцев. Это – книга человека, зарезанного цивилизацией,
зарезанного без крови, что ужаснее для меня всех кровавых зрелищ этого
века; – проявление злобы, действительно нечеловеческой, с которой никто
ничего не поделает, которая нам – возмездие». (А. Блок).
С 1946 года Иванов и Одоевцева жили в Париже, испытывая отчаянную
нужду. С начала февраля 1953 года до своей смерти Иванов жил в приюте
для престарелых в Йере (Йер-ле-Пальмье, в департаменте Вар, недалеко от
Тулона). Георгий Иванов умер в августе 1958 года, был похоронен в Йере
на местном кладбище. Только через пять лет удалось собрать деньги на
перезахоронение под Парижем, там, где покоится цвет русской эмиграции.
* * *
Россия счастие. Россия свет.
А, может быть, России вовсе нет.
И над Невой закат не догорал,
И Пушкин на снегу не умирал,
И нет ни Петербурга, ни Кремля –
Одни снега, снега, поля, поля...
Снега, снега, снега... А ночь долга,
И не растают никогда снега.
Снега, снега, снега... А ночь темна,
И никогда не кончится она.
Россия тишина. Россия прах.
А, может быть, Россия – только страх.
Веревка, пуля, ледяная тьма
И музыка, сводящая с ума.
Веревка, пуля, каторжный рассвет
Над тем, чему названья в мире нет.
9 НОЯБРЯ
197 лет (1818–1883) со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева – русского писателя, члена-корреспондента Петербургской академии наук (1860), почётного доктора Оксфордского университета (1879)
И. С. Тургенев происходил из древнего рода тульских дворян. Оставшись
без отца, отставного полковника кирасирского полка, воспитывался
матерью, в которой крепостнические привычки и деспотизм уживались с
начитанностью и образованностью. Тургенев окончил философский факультет
Петербургского университета, где начались его первые литературные опыты,
затем продолжил обучение в Германии. В это время познакомился со
многими литераторами – В. А. Жуковским, А. В. Никитенко, А. В.
Кольцовым, М. Ю. Лермонтовым.
В цикле рассказов «Записки охотника» (1847–1852) писатель показал
высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию
природы. Однако цензор Львов, пропустивший в печать «Записки охотника»,
был по личному распоряжению Николая I уволен со службы с лишением
пенсии. Повторное издание «Записок охотника» было запрещено, так как, по
мнению цензуры, Тургенев, с одной стороны, опоэтизировал крепостных
крестьян, а с другой стороны, изобразил, «что крестьяне эти находятся в
угнетении, что помещики ведут себя неприлично и противозаконно…»
В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское
гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася»
(1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры
и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных
русских женщин. Характеры женских персонажей его произведений
1850–1880-х годов – образы цельных, чистых, самоотверженных, нравственно
сильных героинь сформировали литературный феномен «тургеневской
девушки».
Личная жизнь Ивана Сергеевича сложилась не совсем удачно. Прожив
тридцать восемь лет в тесном общении с семьей Виардо (с певицей Полиной
Виардо Тургенев познакомился, когда ему было двадцать пять лет, а ей –
двадцать два года, и она была замужем) писатель чувствовал себя глубоко
одиноким. В этих условиях сформировалось тургеневское изображение любви.
В его произведениях почти не бывает счастливой развязки. Тем не менее
почти никто из русских писателей не уделил столько внимания изображению
любви, никто в такой мере не идеализировал женщину, как Иван Тургенев.
В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) писатель изобразил жизнь
русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни
создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и
психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на
развитие русской и мировой литературы.
Доходы от имений, как и литературные гонорары Тургенева были весьма
значительны. Он был одним из самых высокооплачиваемых писателей России.
Каждое издание «Записок охотника» доставляло ему 2 500 рублей чистого
дохода. Право издания его сочинений стоило 20-25 тысяч рублей.
Тургенев скончался 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживалье
(Франция). Смерть писателя стала большим потрясением для его
почитателей. В траурной церемонии в Париже приняли участие свыше
четырехсот человек. В соответствии с волей покойного его тело было
привезено на родину и похоронено в Петербурге.
8 НОЯБРЯ
98 лет со дня рождения Козловского Владимира Николаевича (1917–1984) – писателя, журналиста
В 1937 году окончил Мичуринский сельхозтехникум, работал агрономом в
Карелии. В годы войны был летчиком-штурманом бомбардировочной авиации,
после ранения служил в авиадивизии, обслуживавшей партизанские
соединения Белоруссии, Украины, Крыма. После войны работал
корреспондентом газеты «Восточно-Сибирская правда». Публиковался в
альманахах «Новая Сибирь» и «Ангара». В 1948 году в иркутском
издательстве вышел очерк Козловского «Герой Социалистического Труда
Сергей Колесников», в 1949-м – пер¬вая книга «В приангарской степи:
очерки о людях сибирской деревни».
Позже появились произведения «Вер¬ность», «Молодость сердца», «Дорогой
смелых», «Братья по крови», «Ищу свою звезду». Роман «Верность» (1964)
посвящен летчикам, которые снабжали партизан боеприпасами,
медикаментами, продуктами и вывозили раненых. Идея верности Родине,
любимым проходит красной нитью через всю книгу. Писатель создал мир
живых человеческих характеров, героев-патриотов, отстоявших
независимость Родины.
Романы Владимира Николаевича были переведены на болгарский язык.
Владимир Николаевич Козловский был членом Союза писателей СССР.
Скончался он 7 марта 1984 года в Иркутске. Похоронен на Радищевском
кладбище.
7 НОЯБРЯ
129 лет со дня рождения (26 октября по ст. ст.) Марка Александровича Алданова (1886–1957), русского прозаика, публициста, философа, химика
Алданов – анаграмма отцовской фамилии «Ландау», ставшая псевдонимом
писателя. В Киеве, где его отец был известен как крупный сахарозаводчик,
Алданов окончил университет (причем два факультета:
физико-математический и юридический). Затем учился и работал в Западной
Европе. В России Марк Александрович занимался в основном химией, он –
автор многих публикаций в этой области. В 1915 году им издан первый том
критико-литературного сочинения «Толстой и Роллан».
В 1919 году уехал из России. Жил в Париже, Берлине и США. В эмиграции
он с большим успехом дебютировал как исторический романист, выпустив
тетралогию «Мыслитель» из истории Французской революции и наполеоновских
войн – «Девятое термидора», «Чёртов мост», «Заговор», «Святая Елена,
маленький остров», а затем и трилогию из недавнего времени, периода
Первой мировой войны и русской революции и эмиграции – «Ключ», «Бегство»
и «Пещера».
Романам Марка Алданова присущи сложно построенный сюжет и яркие
характеристики исторических лиц. Все его произведения написаны хорошим
языком, с большим количеством подробностей, извлеченных автором из работ
во французских архивах или собственных воспоминаний. Алдановым
опубликованы также небольшие повести о Микеланджело, Ломоносове,
Бетховене, Байроне, пьеса «Линия Брунгильды», шедшая в эмигрантских
театрах.
В послевоенные годы Марк Александрович написал два больших романа:
«Истоки» – о революционном движении конца 1870-х годов, убийстве
Александра II и «Самоубийство» – о русской революции, «Повесть о
смерти», действие которой происходит в 1848 году, а также ряд
художественных произведений в не свойственной ему прежде остросюжетной
(детективной) манере: «Ночь в терминале», «Павлинье перо», «Бред»,
«Каид».
В эмиграции Алданов продолжал работать и как химик; его книга 1937
года «Actinochimie» вызвала высокую оценку европейских коллег. В 1951 он
издал работу «К вопросу о возможности новых концепций в химии». В
эмигрантской среде Алданов имел репутацию «совершенного джентльмена»,
вместе с женой они много занимались благотворительностью.
С 1987 года произведения Алданова начали активно издавать в СССР и в
России. В 2007-м «Новый журнал» учредил Литературную премию им. Марка
Алданова, присуждаемую за лучшую повесть года, написанную русскоязычным
писателем, живущим за пределами Российской Федерации.
6 НОЯБРЯ
163 года со дня рождения (25 октября по ст. ст.) Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852–1912), русского прозаика и драматурга
Родился в семье священника на Висимо-Шайтанском заводе Пермской
губернии (ныне посёлок Висим Свердловской области). После смерти отца в
1878 году, не закончив образования, был вынужден взять на себя заботы о
братьях и сестре. С конца 1870-х жил в Екатеринбурге и занимался
литературным трудом, для чего неоднократно выезжал в Санкт-Петербург. В
литературу вошел серией путевых очерков «От Урала до Москвы»
(1881–1882), опубликованных в московской газете «Русские ведомости».
Многие очерки были подписаны псевдонимом «Д. Сибиряк».
В 1883 году на страницах журнала «Дело» появляется первый роман
Мамина-Сибиряка – «Приваловские миллионы». Он работал над ним целых
десять лет. Роман имел большой успех. В 1884 году в «Отечественных
записках» выходит уже его второй роман – «Горное гнездо», закрепивший за
Маминым-Сибиряком славу писателя-реалиста. В этих произведениях
начинают прослеживаться характерные для Мамина-Сибиряка творческие
приемы: описание грандиозной уральской природы, ее воздействие на жизнь
человека, трагизм в судьбах людей.
Свои студенческие годы, первые непростые шаги в литературе наряду с
острой материальной нуждой Мамин хорошо описал в автобиографическом
романе «Черты из жизни Пепко» (1894), ставшим не только одним из лучших,
ярких произведений писателя, но и отлично показавшим его мировоззрение,
взгляды и идеи.
Для своей тяжело болевшей дочери Мамин-Сибиряк сочинил «Аленушкины
сказки» (1894–1896), которые получили большую популярность. «Аленушкины
сказки», навсегда вошедшие в детскую классику, полны оптимизма, светлой
веры в добро. Последние крупные произведения писателя – романы «Черты из
жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).
В своих романах и рассказах писатель изображал жизнь Урала и Сибири в
пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом
ломку общественного сознания, норм права и морали.
Умер Мамин-Сибиряк 15 ноября 1912 года. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
5 НОЯБРЯ
282 года (1733–1807) со дня рождения Михаила Матвеевича Хераскова – писателя, драматурга, поэта
Родился в Переяславле на Левобережной Украине (сейчас –
Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из
боярского рода Хереско, имеющего румынские корни. После смерти отца
вместе с матерью, вышедшей замуж за генерал-прокурора Н. Трубецкого,
переехал в Петербург. Учился в одном из лучших учебных заведений –
Сухопутном шляхетском кадетском корпусе.
Еще кадетом Херасков начал публиковать статьи в «Ежемесячных
сочинениях». В 1751 году после завершения обучения получил звание
подпоручика. Служил в государственных учреждениях, но в 1755-м подал в
отставку и поступил в открывшийся Московский университет, где
организовал и руководил несколькими печатными изданиями, выходившими в
типографии университета.
В 1761 году Херасков издал поэму «Храм Славы» и поставил на московской
сцене героическую поэму «Безбожник». В 1760-х годах его дом стал
центром литературной Москвы. Произведения Хераскова доставили ему
громкую славу. Он писал оды, басни, эпиграммы, песни, поэмы, трагедии,
комедии, драмы, оперы, эпопеи, а также сказки, повести и даже «слезные
драмы». Будучи директором Московского университета, организовал
студенческий театр, ставший первым в Москве. Основал ряд журналов
(«Полезное увеселение», «Свободные часы»).
В 1779 году вышло в свет первое издание собрания сочинений, где была
напечатана поэма «Россиада». В 1783 году стал членом только что
созданной Российской академии. Известны духовные произведения поэта,
например стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе», которое было
положено на музыку Д. С. Бортнянским. Умер Михаил Матвеевич Херасков 9
октября (27 сентября) 1807 года в Москве.
4 НОЯБРЯ
43 года назад (1972) на экраны вышел фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» (по одноименной повестиБориса Васильева)
По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде войны, когда
семеро солдат, после ранений служившие на одной из узловых станций
Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе ее
взорвать. В живых остался только командир группы, которому после войны
вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация,
когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего
делать! Я начал работать с этим сюжетом. И вдруг понял, что ничего не
выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Работа встала. А потом
вдруг придумалось – пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а
молоденькие девчонки. И всё – повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь
труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них
не писал».
В повести рассказывается о том, как маленький отряд девушек-зенитчиц
под командованием коменданта разъезда Васкова в карельской глуши ценой
собственных жизней смог остановить и захватить в плен немецких
диверсантов. Героини повести были рождены для любви и материнства, а
вместо этого взяли в руки винтовки. Истоки их героизма – в любви к
Родине. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...» – чистое и светлое
произведение о том, что в исключительных обстоятельствах человек,
преданный Родине, становится героем. В фильме снимались Андрей Мартынов,
Елена Драпеко, Ольга Остроумова, Ирина Долганова, Екатерина Маркова,
Ирина Шевчук, Людмила Зайцева. Повесть еще несколько раз была
экранизирована: сериал режиссера Мао Вэйнин (Китай – Россия, 2005),
фильмы S.P. Jhananathan (Индия, 2009), Рената Давлетьярова (Россия,
2015).
Пьеса по мотивам повести не сходит с театральных подмосток: спектакль
Московского Театра на Таганке, режиссёр Юрий Любимов (СССР, 1971);
Оренбургского драматического театра им. М. Горького (2006), Волжского
драматического театра (2007), Санкт-Петербургского театра «Мастерская»
(2011) и др. Музыкальные постановки: «А зори здесь тихие…» – опера
Кирилла Молчанова (1973), музыкальная драма Северского музыкального
театра (композитор А. Кротов, 2015).
3 НОЯБРЯ
128 лет (1887–1964) со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака – советского поэта, драматурга, переводчика, литературного критика
Маршак родился в Воронеже. В гимназии учитель словесности привил ему любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. По рекомендации В. В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, он учился и в одной из лучших петербургских гимназий. Печататься начал в 1907 году, опубликовав сборник «Сиониды», посвященный еврейской тематике. В 1912–1914 годах Маршак жил и учился в Лондонском университете. Во время каникул он много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославивших его.
В 1914 году Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В 1920 году, живя в Екатеринодаре, Маршак организовал комплекс культурных учреждений для детей, в частности, один из первых в России детских театров и писал для него пьесы. В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»). Позднее организовал (1923) детский журнал «Воробей», где печатались такие мастера литературы, как Б. С. Житков, В. В. Бианки, Е. Л. Шварц. В 1937 году созданное Маршаком детское издательство в Ленинграде было разгромлено. Лучшие авторы
в разное время были репрессированы, в частности Н. М. Олейников, Н. А. Заболоцкий, Даниил Хармс, многие уволены. В 1938 году Маршак переселился в Москву.
В годы Великой Отечественной войны писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты в содружестве с Кукрыниксами. Более 50 лет Маршак писал и стихотворные фельетоны, и серьезную, «взрослую» лирику. В 1962 году у него вышел сборник «Избранная лирика»; ему принадлежит также цикл «Лирические эпиграммы».
Кроме того, Маршак – автор ставших классическими переводов сонетов В. Шекспира, песен и баллад Р. Бёрнса, стихов Уильяма Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса, Р. Киплинга, Э. Лира, А. А. Милна, Дж. Остин, а также произведений поэтов республик СССР. В 1960 году Маршак опубликовал автобиографическую повесть «В начале жизни».
За свое творчество удостоен звания лауреата Ленинской и четырёх Сталинских премий. Книги Маршака переведены на многие языки мира. За переводы стихов Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почетного гражданина Шотландии. С. Я. Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве.
Роберт Бернс, перевод С. Я. Маршака
ПРОБИРАЯСЬ ДО КАЛИТКИ
Пробираясь до калитки
Полем вдоль межи,
Дженни вымокла до нитки
Вечером во ржи.
Очень холодно девчонке,
Бьет девчонку дрожь:
Замочила все юбчонки,
Идя через рожь.
Если кто-то звал кого-то
Сквозь густую рожь
И кого-то обнял кто-то,
Что с него возьмешь!
И какая вам забота,
Если у межи
Целовался с кем-то кто-то
Вечером во ржи!..
1 НОЯБРЯ
57 лет со дня рождения Марии Васильевны Семёновой (1958), русской писательницы, литературного переводчика
Наиболее известна как автор романа «Волкодав», многих исторических
произведений и исторической энциклопедии «Мы – славяне!», одна из
основателей «славянского фэнтези».
Мария Семёнова родилась в 1958 году в Ленинграде в семье ученых. По
признанию писательницы, еще до того момента, когда она научилась писать,
у нее в голове рождались различные истории. По желанию родителей в 1976
году она поступила в Ленинградский институт авиаприборостроения,
который окончила в 1982-м, получив диплом инженера по специальности ЭВМ.
Затем десять лет работала в НИИ.
Еще в 1980 году Мария принесла свою повесть «Хромой кузнец» в
издательство «Детская литература». Но первая книга – «Лебеди улетают»
вышла только в 1989 году. Когда были изданы «Пелко и волки» (1992),
Семёнова устроилась литературным переводчиком в издательство
«Северо-Запад». Она сразу показала там свои исторические произведения,
но на тот момент они не вызвали интереса. В это время Семёнова в
огромном количестве переводила пользовавшиеся популярностью западные
фэнтези, считая их в общем-то «макулатурой». В противовес «чтиву»
создавала произведения, основанные на мотивах славянской мифологии. Так
на свет появился роман «Волкодав», задуманный первоначально как
трилогия, но затем «вылившийся» в шесть книг. Для того, чтобы
правдоподобнее описать сцены рукопашного боя, писательница несколько лет
занималась айкидо, а для точного освещения темы колдовства посещала
школу экстрасенсов.
Роман о Волкодаве был экранизирован: широкий прокат фильма «Волкодав из
рода Серых Псов» в России начался в декабре 2006 года, и к январю
2007-го кинокартина собрала в прокате СНГ 17,1 млн $ на 652 копиях, став
одним из самых кассовых фильмов за всю историю российского проката. Но
автор осталась недовольна результатом экранизации, за исключением
исполнителя роли Волкодава Александра Бухарова. (Кстати, актер театра и
кино в 1994 году окончил с отличием Иркутское театральное училище,
актерский курс В. Кокорина и В. Дуловой, считает Иркутск родным городом,
здесь живут его родители).
На этой волне успеха вышли другие произведения Марии, которые были
написаны раньше, но отвергнуты издательствами – «Валькирия», «Лебединая
дорога», «Два короля», «Викинги», «Поединок со Змеем» и другие. В 1997
году была издана популярная энциклопедия «Мы – славяне!», переизданная
впоследствии под названием «Быт и верования древних славян».
Произведения М. Семёновой: «Хромой кузнец»; «Лебеди улетают»; «Пелко и
волки»; «Валькирия»; «Лебединая дорога»; «Два короля»; «Викинги»;
«Поединок со змеем»; «Мы – славяне!»; «Те же и Скунс»; «Меч мёртвых»;
«Те же и Скунс – 2»; «Кудеяр»; «Аленький цветочек»; «Кудеяр. Вавилонская
башня»; «Там, где лес не растёт»; «Бусый волк»; «Кубик из красной
пластмассы»; «Ошибка “2012”» и др.
Серия «Волкодав»: «Волкодав»; «Волкодав. Право на поединок»; «Волкодав.
Истовик-камень»; «Волкодав. Знамение пути»; «Волкодав. Самоцветные
горы»; «Волкодав. Мир по дороге».
Произведения Марии Васильевны Семёновой, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
Последнее изменение: 25 декабря 2015 10:32