Главная > О библиотеке > Наши проекты > СЕНТЯБРЬ
30 СЕНТЯБРЯ140 лет со дня рождения Сергеева-Ценского (Сергеева) Сергея Николаевича
(1875–1958), российского писателя
Родился (18 сентября по ст. ст.) в селе Бабино (ныне село Преображенское Рассказовского района Тамбовской области) в семье учителя. С пяти лет жил в Тамбове. В 1890 году окончил уездное училище, поступил в приготовительный класс Екатерининского учительского института, начал писать стихи. В 1892 году в «Тамбовских губернских ведомостях» был опубликован его первый прозаический опыт «Кочетовская плотина». В 1895 году окончил Глуховский учительский институт. Первые литературные публикации относятся к 1898 году.
В 1907 году вышел принесший литературную известность роман «Бабаев». Автор исторических романов, к наиболее известным произведениям относится роман-эпопея «Севастопольская страда» (1937–1939), посвященная первой обороне Севастополя 1854–1855 годов, а также эпический цикл «Преображение России» (1914–1958), создававшийся более 40 лет и включающий двенадцать романов, три повести и два этюда. Время действия всего цикла сосредоточено на периоде от начала Первой мировой войны до Февральской революции; все произведения, входящие в цикл, объединены между собой несколькими действующими лицами. При этом пять романов, написанных в 1934–1944 годах и повествующих о событиях войны, отличаются тем, что в них приведены различные исторические документы, выдержки из газет и комментарии.
С. Н. Сергеев-Ценский был академиком Академии наук СССР. Произведения Сергея Николаевича Сергеева-Ценского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
29 СЕНТЯБРЯ
220 лет со дня рождения Рылеева Кондратия Федоровича (1795–1826), русского поэта, общественного деятеля, декабриста
Родился (17 сентября по ст. ст.) в селе Батове Петербургской губернии. Происходил из бедной дворянской семьи. Мать, защищая сына от деспотичного отца, в 1801 году отдала его на обучение в 1-й Кадетский корпус. Из корпуса он был выпущен в 1814 году артиллерийским офицером, принял участие в заграничных походах русской армии 1813–1814 годов и в 1818-м вышел в отставку в чине подпоручика.
Известность Рылееву принесло стихотворение «К временщику», обличавшее всесильного царского фаворита А. А. Аракчеева. Кондратий Федорович создал цикл исторических песен «Думы» («Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин» и др.); в 1823–1825 годах издавал литературный альманах «Полярная звезда». Относительно своего таланта он не обольщался, заявляя: «Я – не поэт, я – гражданин». В числе пяти руководителей восстания декабристов Рылеева приговорили к смертной казни.
Произведения Кондратия Федоровича Рылеева, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
198 лет со дня рождения Сухово-Кобылина Александра Васильевича (1817–1903), русского философа, драматурга, переводчика
Родился (17 сентября по ст. ст.) в зажиточной дворянской семье в селе Поповка (Воскресенское) Московской губернии Подольского уезда. Получил хорошее домашнее образование. В семнадцать лет поступил в Московский университет на физико-математическое отделение философского факультета. Увлекался театром. В 1838-м окончил университет и продолжил свое образование в Германии. В течение четырех лет изучал философию в Берлинском и Гейдельбергском университетах, проявив особый интерес к философии Гегеля.
В 1852–54 годах была написана первая пьеса – комедия «Свадьба Кречинского», основной темой которой стала моральная деградация дворянства, а имя Расплюева сделалось нарицательным. В 1856–61 годах работал над сатирической драмой «Дело», в которой воспроизводились многие детали пережитого автором судебного процесса. Цензура не пропускала эту пьесу на сцену более 20 лет. В 1869-м закончил последнюю пьесу трилогии «Смерть Тарелкина», в которой объектом сатирического разоблачения стала главная опора государства – полиция. Эту пьесу цензура запрещала более 30 лет. После завершения этого труда Сухово-Кобылин занялся философией: переводил произведения Гегеля, писал собственную «философию Всемира».
В последние годы написал два сатирических памфлета, для сцены не предназначавшихся: «Квартет» и «Торжественное соглашение батюшки с миром...» Был почетным академиком Петербургской Академии наук.
Произведения Александра Васильевича Сухово-Кобылина, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог
116 лет со дня рождения Габриловича Евгения Иосифовича (1899–1993), русского советского писателя, драматурга и сценариста
Родился (17 сентября по ст. ст.) 1899 года в Воронеже в семье аптекаря. Учился на юридическом факультете Московского университета. В 1920-х Габрилович играл на рояле в ансамбле В. Я. Парнаха, так называемом «первом в РСФСР эксцентрическом оркестре – джаз-банд Валентина Парнаха».
Публиковался как прозаик с 1921 года, входил в Литературный центр конструктивистов. В 1930-е годы издавал публицистику об индустриальном строительстве и коллективизации, один из авторов книги «Канал имени Сталина» (1934). Член СП СССР с 1934 года. Профессор ВГИКа с 1962 года. Удостоен звания Героя Социалистического Труда (1979), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1969), лауреата Сталинской премии второй степени (1943) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983).
Е. И. Габрилович умер 5 декабря 1993 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В годы Великой Отечественной войны передал Сталинскую премию в Фонд обороны.
Произведения Евгения Иосифовича Габриловича, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
116 лет со дня рождения Габриловича Евгения Иосифовича (1899–1993), русского советского писателя, драматурга и сценариста
Родился (17 сентября по ст. ст.) 1899 года в Воронеже в семье аптекаря. Учился на юридическом факультете Московского университета. В 1920-х Габрилович играл на рояле в ансамбле В. Я. Парнаха, так называемом «первом в РСФСР эксцентрическом оркестре – джаз-банд Валентина Парнаха».
Публиковался как прозаик с 1921 года, входил в Литературный центр конструктивистов. В 1930-е годы издавал публицистику об индустриальном строительстве и коллективизации, один из авторов книги «Канал имени Сталина» (1934). Член СП СССР с 1934 года. Профессор ВГИКа с 1962 года. Удостоен звания Героя Социалистического Труда (1979), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1969), лауреата Сталинской премии второй степени (1943) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983).
Е. И. Габрилович умер 5 декабря 1993 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В годы Великой Отечественной войны передал Сталинскую премию в Фонд обороны.
Произведения Евгения Иосифовича Габриловича, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
111 лет со дня рождения Островского Николая Алексеевича (1904–1936),
советского писателя
Родился (17 сентября по ст. ст.) в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи (ныне Острожского района Ровненской области Украины) в семье унтер-офицера и акцизного чиновника Алексея Ивановича Островского. Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей»; школу окончил в девять лет, в 1913 году, с похвальным листом.
С 1927 года и до конца жизни Островский был прикован к постели неизлечимой болезнью. По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжелые условия работы. Осенью 1927 года он начинает писать автобиографический роман «Повесть о „котовцах“», рукопись которой спустя полгода была утеряна при пересылке.
После неудачного лечения в санатории Островский решил поселиться в Сочи. С конца 1930 года он с помощью изобретенного им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись редактировали заместитель главного редактора «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который ему «отдавал целые дни своего отдыха».
В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что Николай Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников – свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Островского.
В апреле 1932 года журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней и вторая часть. Роман сразу же приобрел большую популярность в СССР.
В 1935 году Островский был награжден орденом Ленина. Николай Алексеевич взял на себя обязательство написать новый роман «Рожденные бурей» (под тем же названием, что и утраченный ранний роман, но с другим сюжетом) в трех частях и успел написать первую часть, но роман был признан слабее предыдущего, в том числе самим Островским.
Произведения Николая Алексеевича Островского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
28 СЕНТЯБРЯ
107 лет со дня рождения Андроникова (Андронникова) Ираклия Луарсабовича (1908–1990), советского писателя, литературоведа, мастера художественного рассказа, телеведущего
Родился (15 сентября по ст. ст.) в Санкт-Петербурге. По отцу происходил из дворянской ветви рода Андроникашвили. Отец Луарсаб Николаевич Андроников был адвокатом, присяжным поверенным, в 1917 году назначен Временным правительством секретарем уголовного департамента Сената. Мать Ираклия Андроникова – Екатерина Яковлевна Гуревич – происходила из известной петербургской семьи.
В 1925 году Ираклий Луарсабович Андроников окончил школу в Тифлисе и поступил на историко-филологический факультет Ленинградского университета и одновременно на словесное отделение Института истории искусств. С 1928 года выступал как лектор филармонии. Андроников окончил университет в 1930 году с дипломом литработника с журнально-газетным уклоном. С 1930 года работал сотрудником юмористических журналов «Ёж» и «Чиж».
Еще в годы учебы в университете он начал исследования творчества М. Ю. Лермонтова. В 1948 году опубликовал книгу о Лермонтове «Лермонтов. Новые разыскания». Андроников внес неоценимый вклад в исследования творчества и биографии М. Ю. Лермонтова. В 1964 году он опубликовал книгу «Лермонтов. Исследования и находки», в которой обобщил итоги своих многолетних историко-литературных разысканий. За нее ему была присуждена в 1976 году Государственная премия. Итогом исследовательской деятельности Андроникова стала «Лермонтовская энциклопедия», вышедшая в 1981 году. В честь И. Л. Андроникова названа малая планета 2294 Andronikov.
Произведения Ираклия Луарсабовича Андроникова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
81 год со дня рождения Гурулева Альберта Семеновича (1934),
прозаика
Родился 28 сентября 1934 года на Дальнем Востоке, в городе Спасске Приморского края в семье военнослужащего. Детские и школьные годы прошли в шахтерском городе Черемхово, откуда в 1952 году Альберт Гурулев приехал поступать в Иркутский государственный университет. После окончания филологического факультета работал корреспондентом в газетах «Советская молодежь», «Знамя коммунизма».
В 1965–1968 годах в журналах «Байкал», «Уральский следопыт», «Ангара» появились его первые рассказы. В 1968 году вышел роман «Росстань», за который Гурулев был отмечен премией Иркутского комсомола им. И. Уткина. В 1969 году стал членом Союза писателей СССР. Спустя два года вышла повесть «Чанинга». Альберт Гурулев занимается издательской деятельностью. Он один из организаторов издательства «Папирус».
Произведения Альберта Семеновича Гурулева, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
26 СЕНТЯБРЯ
210 лет со дня рождения Веневитинова Дмитрия Владимировича (1805–1827),
русского поэта, переводчика, прозаика, философа
Родился (14 сентября по ст. ст.) в Москве в приходе ныне утраченной церкви Архидиакона Евпла, что находилась на пересечении Мясницкой улицы и Милютинского переулка. Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777–1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи, мать Анна Николаевна – из княжеского рода Оболенских-Белых. Через нее Дмитрий Веневитинов был в дальнем родстве с А. С. Пушкиным.
В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1-й главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).
Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта. Центральная тема последних стихотворений Веневитинова – судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью.
Веневитинов был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».
Произведения Дмитрия Веневитинова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
83 года со дня рождения Войновича Владимира Николаевича (1932),
советского и русского писателя
Родился в Сталинабаде, в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента» Николая Павловича Войновича (1905–1987). Мать – сотрудница редакций тех же газет (впоследствии учительница математики) – Розалия Климентьевна (Ревекка Колмановна) Гойхман (1908–1978). С 1951 по 1955 год Владимир Войнович служил в армии, там и начал писать стихи, затем прозу.
В 1960 году устроился работать редактором на радио, написал стихи для песни о космонавтах, которая получила всесоюзную известность. А в 1961 году его первая повесть «Мы здесь живем» была напечатана в журнале «Новый мир». Она укрепила его славу. Затем, когда в свет вышли такие его рассказы и повести, как «Два товарища», «Владычица», «Расстояние в полкилометра», «Хочу быть честным», «Степень доверия», Войновича стали узнавать, читать, он полюбился советскому читателю. В 1962 году его приняли в Союз писателей СССР, но через двенадцать лет он был исключен из него.
Владимир Николаевич Войнович – лауреат независимой премии «Триумф» (1996) и многих других премий. С 1980 года жил за границей, до 1989 года печатался только в самиздате.
Произведения Владимира Николаевича Войновича, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
25 СЕНТЯБРЯ
223 года со дня рождения Лажечникова Ивана Ивановича (1792–1869),
писателя, одного из зачинателей русского исторического романа
Родился (14 сентября по ст. ст.) в семье одного из богатейших коломенских купцов. Отец Ивана Ивановича Лажечникова отличался любовью к образованию, и по рекомендации Н. И. Новикова пригласил к сыну француза-эмигранта Болье, человека гуманного и просвещенного. При императоре Павле I отец И. И. Лажечникова, вследствие доноса, был заключен в Петропавловскую крепость. Вскоре был скоро освобожден, однако это сказалось на материальном благосостоянии семьи. Находясь на службе в московском архиве иностранной коллегии (с 12 лет), потом в канцелярии московского генерал-губернатора, Иван Лажечников брал уроки у профессора П. В. Победоносцева и слушал приватные лекции А. Ф. Мерзлякова. В 1812 году Лажечников, против воли родителей, поступил в ополчение; участвовал в деле под Бриенном и взятии Парижа; позже был адъютантом при графе А. И. Остермане-Толстом. В 1814 году получил орден Св. Анны 4-й степени.
В пятнадцать лет Иван Лажечников поместил в «Вестнике Европы» (ч. 36) произведение «Мои мысли» (подражание Лабрюйеру). В 18-летнем возрасте он написал «Военную песнь» («Русский Вестник», 1808, № 3), ряд стихотворений в «Аглае» 1808 года и рассуждение «О беспечности» («Вестник Европы», 1808, ч. 60). В 1817 году он издал «Первые опыты в прозе и стихах», которые впоследствии скупал и уничтожал. В следующем труде Лажечникова: «Походные записки русского офицера» (СПб., 1820) много интересных подробностей, свидетельствующих о наблюдательности автора. Он восхваляет заботливость прусского правительства о народном образовании и благосостоянии; местами есть прямые выпады против крепостничества. Стал собирать материалы для своего «Последнего Новика».
Свой самый знаменитый роман – «Ледяной дом» (Москва, 1835) – Лажечников написал в Твери, куда был назначен в 1831 году. Впоследствии историческая критика развенчала Волынского и его мнимый патриотизм; и тогда уже Пушкин находил, что Лажечников идеализирует своего героя. Но характер Анны Иоанновны, шуты, ледяной дом – все это типично не только с художественной, но и со строго исторической точки зрения. Отношения Волынского и Мариорицы – глубоко-правдивая и трогательная повесть о любви двух сердец, счастью которых мешают условия жизни.
Произведения Ивана Ивановича Лажечникова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
24 СЕНТЯБРЯ
70 лет со дня рождения Рубальской Ларисы Алексеевны (1945),
писательницы, поэта-песенника, переводчицы
Лариса Рубальская родилась в семье Алексея (Айзика) Давидовича (1920–1979) и Александры Яковлевны (1924–2007) Рубальских. Родители работали в школе. Училась Лариса не очень хорошо, поэтому в выданной ей после окончания средней школы характеристике было написано, что девушке не рекомендовано поступление в институт. Рубальскую это ничуть не смутило. Она стала студенткой-заочницей педагогического института, поступив на факультет филологии. Учебу целеустремленная девушка совмещала с работой в должности машинистки, библиотекаря и корректора в Литературном институте.
Первую песню Лариса Рубальская написала вместе с Владимиром Мигулей – «Воспоминание», а исполнила ее Валентина Толкунова. С 1984 года Рубальская – непременный лауреат телеконкурса «Песня года». Лариса Алексеевна является автором песен, которые исполняли А. Пугачева – «Моя судьба», «Доченька», «Живи спокойно, страна», Ф. Киркоров – «Виноват я, виноват», «Ночной бал», М. Муромов – «Странная женщина», И. Аллегрова – «Транзитный пассажир», «Угонщица», «Сквозняки», «Ключи», «Темная лошадка», Т. Овсиенко – «Морозов», Алсу – «Свет в твоем окне», И. Кобзон – «Синий конверт», Я. Евдокимов – «Эхо в ночи», «Зря говорят», М. Боярский – «Пойдем гулять в Сокольники», Н. Караченцов – «Мы в садовников играли».
Лариса Рубальская сотрудничает с композиторами Д. Тухмановым, В. Добрыниным, С. Березиным и другими. Принимает участие во многих телепрограммах («Счастливый случай», «Тема», «Шоу-Досье», «Утренняя почта», «К барьеру»), ведет активную концертную деятельность, участвует в жюри песенных конкурсов.
Лариса Рубальская – автор книг прозы и многочисленных сборников стихов.
Произведения Ларисы Алексеевны Рубальской, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
123 года со дня опубликования в тифлисской газете «Кавказ» первого рассказа
Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) «Макар Чудра»
Рассказ был впервые подписан псевдонимом М. Горький. Летом 1882 года, находясь в Тифлисе, Алексей Пешков общался с участником революционного движения Александром Калюжным. Слушая рассказы юноши о странствиях, Калюжный не раз предлагал ему записывать эти истории. Когда рукопись «Макара Чудры» была готова, Калюжный с помощью знакомого журналиста Цветницкого сумел напечатать рассказ в газете «Кавказ».
В 1925 году в письме к Калюжному Горький напомнил о своем литературном дебюте, отметив: «Вашему толчку я обязан тем, что уже с лишком тридцать лет служу русскому искусству».
Это и другие произведения Максима Горького, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
23 СЕНТЯБРЯ
79 лет со дня рождения Радзинского Эдварда Станиславовича (1936),
советского и российского писателя, драматурга, сценариста и телеведущего
Эдвард Радзинский родился в Москве, в семье драматурга Станислава Адольфовича Радзинского (1889–1969), коренного одессита. Мать – Софья Юрьевна. Окончил Московский историко-архивный институт.
В 1958 году на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена первая пьеса писателя – «Мечта моя… Индия», посвященная Герасиму Лебедеву, первому русскому ученому-индологу. Дипломная работа Эдварда Радзинского также была посвящена Лебедеву. Впоследствии эту работу перевели на несколько языков, опубликовали в журнале «ЮНЕСКО-информейшн».
Широкая известность пришла к Радзинскому после того, как Анатолий Эфрос поставил в Театре имени Ленинского Комсомола его пьесу «104 страницы про любовь». По пьесе был поставлен фильм «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым в главных ролях. С этого момента практически все пьесы Эдварда Радзинского получали широкую известность. Их часто ставили в театрах СССР и за рубежом. Наиболее известны исторические пьесы «Лунин, или смерть Жака», «Беседы с Сократом» и «Театр времен Нерона и Сенеки». Также Радзинский писал киносценарии, в 1980-е годы начал работать на телевидении.
В 1990-е годы Радзинский стал писать научно-популярные произведения о трагических периодах русской и мировой истории, знаменитых исторических личностях. Он также делал телепередачи из цикла «Загадки истории», которые называет просветительскими.
Книги Радзинского были напечатаны в крупнейших мировых издательствах, переведены на английский, французский, немецкий и другие языки. Мировыми бестселлерами стали биографии Николая II, Сталина и Распутина. В 2007 году вышла книга об Александре II. Первым читателем американского издания стал президент Джордж Буш-младший.
Эдвард Радзинский – член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации (2001–2008), творческого совета журнала «Драматург», общественного совета газеты «Культура», академик Российской академии телевидения ТЭФИ, председатель попечительского совета литературной премии «Дебют», сопредседатель Литературной академии – жюри Национальной премии «Большая книга».
Произведения Эдварда Станиславовича Радзинского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
22 СЕНТЯБРЯ
115 лет со дня рождения Ожегова Сергея Ивановича (1900–1964), советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора. Автора выдержавшего множество изданий «Толкового словаря русского языка»
Родился в поселке Каменное (ныне город Кувшиново) Тверской губернии в семье инженера-технолога Каменской бумажно-картонной фабрики Ивана Ивановича Ожегова. Сергей Иванович был старшим из трех братьев. В канун Первой мировой войны семья переехала в Петербург, где Сергей окончил гимназию. Затем поступил на филологический факультет Петроградского университета, но занятия вскоре были прерваны – Ожегова призвали на фронт. В 1922 году закончил военную службу и сразу же приступил к занятиям на факультете языкознания и материальной культуры Петроградского университета.
Основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР (с 1952 года). Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935–1940). Автор одного из самых известных и популярных русских словарей – однотомного «Словаря русского языка» (1949, с исправлениями и обновлениями переиздавался неоднократно, с 1992 года – при участии Н. Ю. Шведовой). Словарь Ожегова фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря Ожегова лег в основу многих переводных словарей.
Основные труды посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей (П. А. Плавильщикова, И. А. Крылова, А. Н. Островского) и других. Редактор «Орфографического словаря русского языка» (1956, 5 изд., 1963), словарей-справочников «Русское литературное произношение и ударение» (1955), «Правильность русской речи» (1962). Основатель и главный редактор сборников «Вопросы культуры речи» (1955–1965).
По инициативе Сергея Ивановича Ожегова в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка, отвечающая на запросы организаций и частных лиц, касающиеся правильности русской речи.
Умер Сергей Иванович Ожегов в Москве 15 декабря 1964 года. Покоится на Новодевичьем кладбище. В год 90-летия со дня рождения ученого (1990) президиумом Академии наук СССР был назван лауреатом премии имени А. С. Пушкина за работу «Словарь русского языка».
Произведения Сергея Ивановича Ожегова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
21 СЕНТЯБРЯ
86 лет со дня рождения Алешковского Юза (Иосифа Ефимовича) (1929),
русского прозаика, поэта и барда
Иосиф Ефимович Алешковский родился в Красноярске в семье военнослужащего. Когда он был ребенком, семья переехала в Москву, где он сменил несколько школ, в шестом классе был оставлен на второй год и в конце концов исключен из школы. В 1947 году был призван на военную службу и за нарушение дисциплины был приговорен к четырем годам заключения. С 1965 года стал зарабатывать себе на жизнь литературным трудом.
В 1959 году начал писать песни на свои стихи. Алешковский официально считался автором детских книг и сценариев для кино и телевидения, а неофициально выступал как исполнитель собственных песен, из которых наибольшее распространение получила «Песня о Сталине», более известная как «Товарищ Сталин, вы большой ученый». После публикации текстов «лагерных» песен Алешковского в альманахе «Метрополь» писатель был вынужден эмигрировать – в 1979 году вместе с женой и пасынком уехал в США, где живет и сейчас (Хаддам, округ Мидлсекс, Коннектикут). В 1991 году был одним из создателей неформального объединения «БаГаЖъ», куда входили А. Г. Битов, Б. А. Ахмадулина и М. М. Жванецкий. В 1995 году в США записал с Андреем Макаревичем диск «Окурочек».
Лауреат Немецкой Пушкинской премии, присужденной в 2001 году по совокупности – «за творчество, создаваемое писателем с 50-х годов, сделавшее его одной из ведущих личностей русской литературы XX века».
Произведения Юза Алешковского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
20 СЕНТЯБРЯ
93 года со дня рождения Поженяна Григория Михайловича (1922–2005),
поэта, писателя, сценариста, режиссера
Родился в Харькове. Проходил срочную службу на Черноморском флоте. Воевать начал в первый день войны в 1-м особом диверсионном отряде. Был дважды ранен и один раз контужен. Когда в 1941 году немцы осадили Одессу и отключили подачу воды, группа разведчиков, в том числе Гриша Поженян, пробралась к водокачке, захватила ее и пустила в город воду – на несколько часов. Почти все моряки – участники операции – погибли. Поженяна ранили, но он выжил. А в Одессе была установлена мемориальная доска, на которой среди имен погибших моряков до сих пор значится его имя.
На основе этих событий после войны сняли художественный фильм «Жажда» (1959). К этому фильму Григорий Михайлович сам написал сценарий. Он же – автор сценариев к фильмам, ставшим легендами отечественного кино: «Никогда» (1962), «Прощай» (1966), «Поезд в далекий август» (1971). На съемках киноленты «Прощай» (1966) Поженян выступил и в роли режиссера. По натуре склонный к различным мистификациям и розыгрышам, Григорий Михайлович вместе с Василием Аксёновым и Овидием Горчаковым – под общим псевдонимом Гривадий Горжопакс – создал авантюрный роман «Джин Грин – неприкасаемый». Как поэт Григорий Поженян любим уже многими поколениями российских читателей. Самые известные его стихи давно стали популярными песнями: «Мы с тобой два берега у одной реки…», «Друг мой – третье мое плечо», «Маки, маки, красные маки – горькая память земли…» и многие другие…
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Это наивно, и это не ново.
Не исчезай, петушиное слово.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:
толстых, худых, одиноких, недужных,
робких, больных – обязательно нужно,
нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Лось возвращенье весны протрубил,
ласточка крылья над ним распластала.
Этого мало, как этого мало, –
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Чистой воды морякам под килем,
чистого неба летающим в небе.
Думайте, люди, о боге, о хлебе,
но не забудьте, пока мы живем:
нет раздвоенья у супертурбин,
нет у земли ни конца, ни начала.
Мозг человеческий – как это мало!
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил…
(«Нужно, чтоб кто-то кого-то любил». 1963)
Произведения Г. М. Поженяна, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
19 СЕНТЯБРЯ
101 год со дня рождения Бокова Виктора Фёдоровича (1914–2009), российского поэта, писателя, фольклориста
Родился в крестьянской семье на Владимирщине (ныне Московская область). Учился в Загорском педагогическом техникуме (город Сергиев Посад) и Литературном институте им. А. М. Горького. В 1942 году был призван в действующую армию. Вскоре на военных сборах курсанта Бокова арестовали за «разговоры» и осудили по 58-й статье. Провел в ГУЛАГе пять лет (1942–1947). Всю жизнь сочинял стихи, собирал народные частушки и великолепно их пел под балалайку и гармонь. С фольклорными экспедициями объездил Рязанщину, Поволжье, Вологодскую и Воронежскую области.
Его собственные стихи стали поистине народными песнями: «Оренбургский пуховый платок», «Вот кто-то с горочки спустился», «На побывку едет молодой моряк», «Лен, лен, лен» и др. В 1950 году в серии «Библиотека поэта» вышел сборник «Русская частушка», составленный Виктором Фёдоровичем. Стихи самого поэта вошли в сборники «Яр-хмель», «Заструги», «Весна Викторовна», «Ветер в ладонях» и др. Прозаические миниатюры писателя составили книгу «Над рекой Истермой. Записки поэта». Самой привлекательной стороной поэзии Виктора Бокова называют органическое сочетание лиризма, светлой печали и мягкого юмора.
Я иду себе по бульварчику,
Из кармана щиплю калач.
А в душе цветут одуванчики,
Хоть и нет никаких удач!
(«Лирическое настроение». 1955)
Произведения В. Ф. Бокова,
доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
18 СЕНТЯБРЯ
185 лет со дня рождения Загоскина Михаила Васильевича (1830–1904),писателя, журналиста, краеведа, публициста, редактора
Коренной сибиряк, уроженец села Узколугское (ныне с. Узкий Луг, Черемховского района Иркутской области). Окончил Иркутскую семинарию и Казанскую духовную академию. В 1856 году вернулся в Иркутск. Преподавал в духовной семинарии, военном училище, принимал участие в создании Иркутского технического училища и в последующем был в нем инспектором классов. На литературное поприще вступил в конце 1850-х годов с обширным трудом «О быте поселян Иркутского уезда». Сотрудничал с лучшими в Сибири периодическими изданиями – «Иркутскими губернскими ведомостями», газетами «Сибирь» и «Амур». Был не только журналистом, но и редактором этих изданий. Наиболее значительное литературное произведение, вышедшее из-под пера М. В. Загоскина – роман «Магистр» (1860), близкий по теме «Очеркам бурсы» Н. Г. Помяловского.
Будучи членом ВСОРГО, Михаил Васильевич занимался изучением Сибири, ее геологии, географии, флоры и фауны. Описывал жизнь крестьян, инородцев, экономические стороны быта. Избранный членом Иркутской городской думы, Загоскин занимался вопросами городского благоустройства, помогал школам, больницам, малоимущим учащимся. Его книга «Иркутск и Иркутская губерния» рекомендовалась в качестве учебника по родиноведению педагогическим съездом Восточной Сибири. Это было интереснейшее издание, знакомившее читателя с географией и историей обширной Иркутской губернии. Скончался Михаил Васильевич в с. Грановщина близ Иркутска, похоронен на Иерусалимском кладбище.
Призведения М. В. Загоскина, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
17 СЕНТЯБРЯ
174 года со дня рождения Решетникова Фёдора Михайловича (1841–1871), русского писателя
Родился в Екатеринбурге, в семье бедного дьячка, горького пьяницы. Матери лишился в месячном возрасте. Воспитывался в семье дяди, служивщего в Перми в почтовой конторе. Все детство терпел побои и унижения: несколько раз сбегал из дома, бродил с нищими и бурлаками. За один из проступков был сослан в Соликамский монастырь на покаяние. Несмотря на все препятствия, смог окончить в Перми уездное училище. Служил мелким чиновником в Екатеринбурге, Перми и Петербурге, живя постоянно на грани нищеты.
В своих наиболее значительных произведениях – «Подлиповцы», «Ставленник», «Между людьми», «Глумовы», «Где лучше?», «Свой хлеб» – Федор Решетников хотел открыть перед всеми ту массу горя, нищеты и бедствий, которую он наблюдал в жизни простых людей. Он думал, что все это существует лишь потому, что общество о них ничего не знает. Ему казалось, что достаточно описать все виденное во всей правде и искренности, чтобы каждый интеллигентный человек постарался уменьшить страдания народа. Разочаровавшись в этих надеждах, устав от бесплодной борьбы с нуждой и фактически спившись, Федор Михайлович умер на 29-м году жизни. После него осталось много заметок и громадный дневник, который он вел в течение десяти лет. Дневник этот до сих пор еще не напечатан.
Произведения Федора Михайловича Решетникова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
16 СЕНТЯБРЯ
74 года назад (1941) вышел на экраны фильм Сергея Герасимова «Маскарад» по одноименной пьесе М. Ю. Лермонтова
Картина была снята к столетию со дня гибели поэта. Это один из лучших фильмов Сергея Герасимова, «лебединая песня довоенного “Ленфильма”», по словам режиссера Фридриха Эрмлера. Съемки закончились 21 июня 1941-го. Война оставила свой отпечаток на судьбе картины: самолет, на котором негатив «Маскарада» был отправлен из Ленинграда в Москву, разбился. Фильм уцелел только благодаря вовремя сделанным копиям.
В главных ролях блестяще снялись Николай Мордвинов (Арбенин) и Тамара Макарова (Нина). Раскрывая сложный характер Арбенина, Мордвинов подчеркивал не только аристократизм, исключительность, превосходство, могучие страсти, но и знание людей, но и расчетливый ум, силу воли и какую-то глубокую горечь. За кадрами ленты зрителями угадывалась николаевская эпоха, убившая и Лермонтова и Пушкина. Фильм «Маскарад» впервые принес пьесе тот всенародный успех, который почти на сто лет отняла у нее царская цензура. Написанная в 1835 году, пьеса трижды переделывалась Лермонтовым, но так и не была допущена к постановке по причине, как сказано было самому автору, «слишком резких страстей». Запрет на полную постановку «Маскарада» в театре был снят только в 1862 году.
«Маскарад» прежде всего – социальная трагедия. В «Маскараде» Лермонтов обличал аристократический Петербург, цвет императорской столицы – карьеристов, интриганов, проходимцев, шулеров, карточной игрой составлявших целые состояния. Однако «Маскарад» еще и трагедия любви, сильных людей, обреченных на бездействие или на деятельность пошлую и ничтожную. «Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, – писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина. – В самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти – бури, очищающие сферу духа...» Таков Печорин, таков и Арбенин.
Фильм «Маскарад», записанный на видеокассету, имеется в фонде отдела литературы по искусству ИОГУНБ. Произведения М. Лермонтова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
15 СЕНТЯБРЯ
77 лет со дня рождения Румянцева Андрея Григорьевича (1938), поэта, прозаика, литературоведа, переводчика
Родился на берегу Байкала, в селе Шерашово (Бурятия), в многодетной рыбацкой семье. Окончил филологический факультет Иркутского университета, где его однокурсниками и друзьями были Александр Вампилов и Ким Балков. Александру Вампилову он впоследствии посвятил свою книгу воспоминаний, изданную в Иркутске в 1993 году.
Многие годы Андрей Румянцев занимался журналистикой. Первые стихи опубликовал еще в студенчестве. В издательствах Москвы, Иркутска, Улан-Удэ, а также за рубежом вышло более двадцати его поэтических и прозаических книг, в том числе четырехтомник (2007–2008 гг.), включивший стихи, поэмы, а также эссе о великих русских поэтах (Пушкине, Есенине, Ахматовой и др.), о знаменитых произведениях отечественной прозы и драматургии. Андрей Румянцев до сих пор плодотворно работает и в области перевода. На русский язык он перевел произведения многих поэтов Бурятии, чеченца Н. Хазбулатова, таджика Н. Ниязи, армянина Карлоса Баляна, тувинца Куулара Черлиг-Оол. Публиковался во Франции, Эстонии, Монголии, многие его стихи переведены на бурятский язык.
В 2001 году Андрей Румянцев вместе с Валентином Распутиным осуществили единственный в регионах России проект: в Иркутске были набраны две группы студентов-заочников московского Литературного института им. А. М. Горького. С молодыми прозаиками занимался В. Распутин, а с поэтами – А. Румянцев, осуществлявший и общее руководство филиалом вуза. Около двадцати студентов-иркутян успешно окончили институт, пятеро из них стали членами Союза писателей. Читатели и критики ценят тонкий лиризм поэзии Андрея Румянцева, глубоко чувствующего и понимающего сердце человека.
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
Все забылось:
Голос твой и внешность,
Сумасбродство юное свое.
Но осталась нежность,
Только нежность,
Память – это гнездышко ее.
И стихи забылись –
Принадлежность
Смутных дней,
Далеких, как звезда.
Сло́ва не припомню,
Только нежность
Отложилась в сердце навсегда.
Произведения Андрея Румянцева, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
14 СЕНТЯБРЯ
79 лет со дня рождения Кушнера Александра Семеновича (1936), русского поэта
Родился в Ленинграде в семье военно-морского инженера. После окончания школы поступил в Педагогический институт им. А. И. Герцена на филологический факультет. В 1959–69 преподавал русский язык и литературу. В эти годы пишет и печатает стихи: «Первое впечатление» (1962), «Ночной дозор» (1966), «Приметы» (1969).
С конца 1960-х переходит на профессиональную литературную деятельность: регулярно выпускает сборники стихотворений – «Письмо» (1974), «Прямая речь» (1975), «Голос» (1978), публикует произведения в журналах «Аврора», «Нева», «Юность». В 1980-е выходят сборники: «Канва» (из шести книг), «Таврический сад», «Дневные сны», «Стихотворения», «Живая изгородь». В 1991 выходит сборник стихов «Ночная музыка» и книга «Аполлон в снегу (заметки на полях)» о русской поэзии и русских поэтах; в 1994-м – сборник новых стихов «На сумрачной звезде».
Александр Кушнер живет и работает в Петербурге. Иосиф Бродский дал оценку творчеству поэта: «Александр Кушнер – один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский». Стихам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта раскрывается только при неторопливом чтении – в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир.
Книги стихов А. Кушнера издавались в переводе на английский, голландский, итальянский языки. Стихотворения переводились также на немецкий, французский, японский, иврит, чешский и болгарский.
Награды Александра Кушнера: Государственная премия Российской Федерации (1995), премия «Северная Пальмира» (1995), премия журнала «Новый мир» (1997), Пушкинская премия фонда А. Тепфера (1998), Пушкинская премия Российской Федерации (2001), Царскосельская художественная премия (2004), премия «Поэт» (2005), премия имени Корнея Чуковского «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе» (2007), премия Московской международной книжной выставки-ярмарки «Книга года» в номинации «Поэзия» (2011), Международная премия «Балтийская звезда» за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтии (2013).
Произведения Александра Кушнера, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
13 СЕНТЯБРЯ
64 года со дня рождения Гуркина Владимира Павловича (1951–2010), российского актера, драматурга, сценариста, режиссера
Родился в селе Васильево Гороховского района Пермской области, в семье тракториста. В семь лет вместе с семьей переехал в город Черемхово Иркутской области. Здесь он учился в школах № 25 и № 8, в Черемхово и поныне находится дом его матери.
Учился на актерском отделении Иркутского театрального училища, которое окончил в 1971 году. Дипломные работы актера Гуркина выделялись мастерством, профессионализмом, он был зачислен в штат Иркутского ТЮЗа за несколько месяцев до защиты диплома. Нес службу в Советской Армии, затем вновь работал в Иркутском ТЮЗе, позже (1976–1983) – в Омском драматическом театре, Амурском областном театре драмы (г. Благовещенск).
С 1983 года Гуркин жил в Москве, служил в театре «Современник». В 1984 году за пьесу «Риск» автор был отмечен премией на смотре-конкурсе современной драматургии. В 1989 году Владимир Гуркин был принят в Союз писателей. Его пьеса «Любовь и голуби», поставленная Г. Тростянецким на сцене Омского театра драмы в 1982 году, завоевала всенародную любовь. За шесть лет спектакль был показан 228 раз. В 1984 году режиссер Владимир Меньшов снял одноименный фильм, который до сих пор пользуется большим успехом у зрителей. В 1991 году картина получила первую премию на I Международном фестивале кинокомедий мира в испанском городе Малага.
В 2011 году в честь фильма «Любовь и голуби», снятого по сценарию Владимира Павловича, в городе Черемхово установлен памятник. В последние годы Гуркин активно сотрудничал с Черемховским драматическим театром, где поставил несколько своих пьес: «Кадриль», «Плач в пригоршню», «Светлая вода печали».
Произведения Владимира Гуркина, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
12 СЕНТЯБРЯ
В этот день в 1966 году на экраны вышел фильм Бориса Степанова по одноименной повести Василя Быкова «Альпийская баллада»
Василь Быков – известный белорусский и советский писатель, участник Великой Отечественной войны. В своих произведениях он очень ярко описал события того времени.
Повесть «Альпийская баллада» увидела свет в 1964 году. По воспоминаниям Быкова, в 1945-м, когда их полк занял городок в Альпах, через автоколонну шла худенькая девушка. Останавливаясь у каждой машины, она спрашивала, нет ли здесь Ивана. Иванов было много, но знакомого ей не оказалось. Василь решил поинтересоваться, кого она ищет. Девушка оказалась итальянкой по имени Джулия. Год назад она сбежала из немецкого лагеря и заплутала в горах. Судьба дала ей в попутчики русского солдата по имени Иван, вместе с которым они пытались выбраться к войскам союзников. Он также бежал из лагеря. Несмотря на голод и отсутствие теплой одежды, они перебрались через горный хребет, но однажды туманным утром напоролись на немецкую облаву, и Джулию снова бросили в лагерь, а о судьбе Ивана ей с тех пор ничего не известно...
Спустя восемнадцать лет Быков вспомнил удивительную историю и решил написать пронзительную, красивую и трагическую историю любви. Элементом выдумки, за неимением реального фактического материала, стал лишь трагический конец произведения. Режиссер Борис Степанов очень точно сумел передать замысел писателя. Главные роли в фильме сыграли Станислав Любшин и Любовь Румянцева. Василь Быков стал автором сценария. Над фильмом работали: А. Заболоцкий (главный оператор), В. Кубарев (художник-постановщик), В. Чередниченко (композитор), М. Вольхина (звукооператор) и др.
Актриса и оператор за работу в фильме были отмечены дипломами Союза кинематографистов СССР (1966). Любовь Румянцева также получила приз «За лучшее исполнение женской роли» на кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии в Вильнюсе (1966). В 1968 году на международном кинофестивале в Дели (Индия) картина получила приз «За лучший фильм».
11 СЕНТЯБРЯ
211 лет со дня рождения (30 августа по ст. ст.) Полежаева Александра Ивановича (1804–1838), русского поэта
Был внебрачным сыном помещика Л. Н. Струйского и его крепостной Аграфены Ивановой, которая вскоре была выдана замуж за купца И. И. Полежаева. Мать и приемный отец вскоре умерли, а мальчик был отдан под опеку Я. Андреянова, дворового учителя. В 1816 году Струйский поместил сына в московский пансион. Приобретенное образование позволило ему стать вольным слушателем на словесном отделении Московского университета.
В 1825 году Полежаев под воздействием «Евгения Онегина» Пушкина написал собственную поэму «Сашка». В этом же году вышел альманах М. П. Погодина «Урания», в котором был напечатан перевод Полежаева «Человек. К Байрону (из Ламартина)», а стихотворение «Непостоянство» появилось в «Вестнике Европы». На выпускном акте, в том же году, Полежаев прочел свое стихотворение «Гений». К тому времени относится сатирическая поэма Полежаева «Иман-Козел». В 1826 году поэта приняли в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. За критические высказывания в поэме «Сашка» Полежаев был наказан лично Николаем I военной службой. За время службы в армии дважды попадал под трибунал. В ожидании приговоров написал «Песнь пленного ирокезца» и стихотворения «Осужденный» и «Арестант».
Полежаев отличился в боевых действиях в Чечне и Дагестане. Пребывание на Кавказе отозвалось у него целым рядом поэм («Чир-Юрт», «Эрпели»), стихотворений, песен, в которых, наряду с изображением войны, звучит раздумье о ее значении, сочувствии к страждущим и побежденным. Сочинял поэт и в народном жанре («У меня-ль молодца», «Баю-баюшки-баю»). Прославилась по оригинальности стиха его воодушевленная «Песнь погибающего пловца».
Памятники Полежаеву установлены в Саранске (1940) и Грозном (1950).
Произведения Александра Ивановича Полежаева, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
9 СЕНТЯБРЯ
143 года со дня рождения (29 августа по ст. ст.) Арсеньева Владимира Клавдиевича (1872–1930), российского исследователя Дальнего Востока, географа и писателя
Родился в семье железнодорожного служащего, выходца из крепостных крестьян, мать была бывшей крепостной крестьянкой. По окончании Петербургского пехотного юнкерского училища (1895) Арсеньев служил в полку города Ломжа (ныне Польша), в 1900-м переведен во Владивосток. Под началом Русского географического общества принимал участие в этнографических экспедициях по изучению быта, обычаев, промыслов, религиозных верований, фольклора удэгейцев, тазов, орочей, нанайцев и других народов Дальнего Востока. Исследовал горы Сихотэ-Алиня.
В 1910–1918 годах Арсеньев был директором краеведческого музея в Хабаровске. Одновременно преподавал в Дальневосточном университете и во Владивостокском педагогическом институте (профессор, 1921), а также в народных университетах. Состоял членом 20 научных обществ и учреждений Сибири и Дальневосточного края. Деятельность Владимира Клавдиевича и душевные качества заслуженно принесли ему почти легендарную славу.
Арсеньев создал новое, краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. Основные его книги, многократно переиздававшиеся – «По Уссурийскому краю» (1921), «Дерсу Узала» (1923) и «В горах Сихотэ-Алиня» (отд. изд. 1937) – проникнуты любовью к природе Дальнего Востока и дают поэтическое и в то же время научное изображение жизни тайги, рассказывают о ее мужественных людях.
В честь Арсеньева названы: река, правый приток Уссури, две горы (в Сихотэ-Алине и на острове Парамушир), вулкан на Камчатке, город и поселок.
Произведения Владимира Арсеньева, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
7 СЕНТЯБРЯ
145 лет со дня рождения (26 августа по ст. ст.) Куприна Александра Ивановича (1870–1938), писателя и переводчика
Родился в селе Наровчатове Пензенской области в семье канцелярского служащего. Судьба Куприна трагична: раннее сиротство (отец умер, когда мальчику был год), семнадцатилетнее затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище). Не смотря на это, мальчик охотно сочинял разные истории, за что был любим сверстниками. Сохранились стихи, написанные им в возрасте 13-17 лет.
Александр Куприн оставил после себя повести и рассказы. О жизни российской армии были написаны: «Из отдаленного прошлого» («Дознание») (1894), «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1901), «Поединок» (1905) и др. Ярко и тонко он пишет о любви: «Олеся» (1898), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911). Зоркость наблюдений отличают рассказы Куприна о животных: «Изумруд» (1907), «Скворцы» (1906), «Завирайка» (1906), «Ю-ю», «Белый пудель» (1904) и др. Сближение с крестьянами в 1897 году отразилось в рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Повесть «Молох» (1896) стала этапным произведением не только для Куприна, но и для всей русской литературы. В ней прозвучала тема бесчеловечности и жестокости русского капитализма.
Герои повестей и рассказов – люди разных классов и социальных групп царской России, начиная от капиталистов-миллионеров и кончая босяками и нищими. Писатель писал «обо всех и для всех». Разнообразие сюжетов подсказывал Куприну его жизненный опыт. За свою жизнь он освоил около 200 профессий.
Писатель долгие годы провел в эмиграции. «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», – пишет он в одном из писем. Однако в 1937 году Александр Иванович возвращается в Москву. Он публикует очерк «Москва родная», у него созревают новые творческие планы. Но здоровье Куприна было подорвано, и в августе 1938 года его не стало.
Произведения А. И. Куприна, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
6 СЕНТЯБРЯ
78 лет со дня рождения Шпаликова Геннадия Федоровича (1937–1974),
советского поэта, кинорежиссера, киносценариста
Родился в семье военного инженера Федора Григорьевича Шпаликова. Окончил Киевское суворовское военное училище. Там и начал писать стихи и рассказы. С 1956 по 1961 год учился во ВГИКе на сценарном факультете.
Первый фильм по сценарию Шпаликова «Застава Ильича» после многих перипетий вышел на экраны в 1965 году в сокращенном варианте и был подвергнут резкой критике. Второй сценарной работой стала картина «Я шагаю по Москве», вышедшая в 1964 году. Она полюбилась зрителям, а песня «А я иду, шагаю по Москве…» стала лирическим гимном столицы.
Единственной режиссерской работой Шпаликова стал фильм «Долгая счастливая жизнь» (1966). На Международном фестивале авторского кино в Бергамо он получил главный приз. В СССР картина прошла малозамеченной. В том же году вышла в прокат кинолента «Я родом из детства», признанная белорусскими критиками лучшей за всю историю белорусского кино. По сценариям Шпаликова были сняты два мультипликационных фильма – «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968).
В 1970-е годы литературоведы отметили высокий уровень произведений Шпаликова: в них звучит яркая индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Еще две работы сценариста относятся к 1971 году – «Ты и я» (фильм был отмечен наградой молодежной программы на Венецианском кинофестивале) и «Пой песню, поэт». Обе картины не нашли отклика у зрителей и критиков СССР.
В последние годы жизни Геннадий Шпаликов работал над романом, завершить который не успел, хотя по дошедшим фрагментам можно ощутить масштабность авторского замысла.
В 1970-е годы в письмах и дневниках писателя настойчиво звучит тема подведения итогов: «…Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать – не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел».
Произведения Г. Ф. Шпаликова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
5 СЕНТЯБРЯ
81 год со дня рождения Лапина Бориса Федоровича (1934–2005),
русского советского писателя, киносценариста
Родился Борис Федорович в Иркутске. Окончил филологический факультет Иркутского университета в 1957 году. Работал сценаристом, редактором, потом главным редактором Восточно-Сибирской студии кинохроники. В 1974–1979 годах был главным редактором журнала «Сибирь». Первый рассказ Лапин опубликовал в 1952 году в газете «Советская молодежь» (Иркутск). Его первые стихи появились в сборнике «Молодая Ангара» (1955). Рассказы и повести печатались в «Ангаре», «Сибирских огнях», «Урале», «Смене», «Литературной России», «Неделе». Итогом стала первая книга «Сын своего отца» (1964).
В середине 1960-х гг. Лапин обратился к жанру фантастики. Фантастические произведения автора составили сборники: «Кратер Ольга» (1968), «Под счастливой звездой» (1978), «Первый шаг» (1973), «Ничьи дети» (1985). Его книги выходили в Иркутске и Москве, отдельные произведения переводились в Чехословакии, Венгрии, Германии и других странах. В Союз писателей СССР Лапин был принят в 1973 году.
По сценариям Лапина снято несколько хроникальных и документальных фильмов. Кроме того, по его рассказу «Разноцветье-разнотравье» создан художественный фильм «На берегу большой реки» (1980), а по рассказу «Клавдюшка» – «Гарем Степана Гуслякова» (1990). В 1990-е годы писатель вновь вернулся к реалистической прозе, написав несколько детективов («Окнами в тайгу», серия «Дела и дни Аркадия Старухина», «Убийство без раскаянья», «Янтарный фрегат»), лирическую повесть «Любовь-разлука, северный вариант», а также воспоминания о В. П. Астафьеве. В 2004 году Лапин опубликовал книгу «Рассоха», в которую вошли его повести и рассказы о современной сибирской жизни.
Скончался Борис Федорович 4 июня 2005 года в Иркутске.
Произведения Б. Ф. Лапина, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
4 СЕНТЯБРЯ
139 лет со дня рождения (23 августа по ст. ст.)
Мстиславского Сергея Дмитриевича (1876–1943), русского писателя
Настоящая фамилия Масловский. Родился в семье историка и профессора военной академии генерал-майора Дмитрия Федоровича Масловского. Окончил Санкт-Петербургский университет, естественное отделение физико-математического факультета.
С 1904 по 1921 год был активным членом революционных политических партий. Занимался литературным творчеством. Входил в группировку «Скифы». Один из создателей и с 1930 года член редакции журнала «ЛОКАФ» (с 1933-го – журнал «Знамя»). С 1931 года – редактор издательства «Федерация».
В центре творческого внимания Мстиславского – проблема участия героя-индивидуалиста, выходца из аристократического или буржуазного общества, в революции. Эта проблема раскрывается им в различных аспектах. Оставил после себя романы «Крыша мира» (1905), «Союз тяжелой кавалерии» (1929), «Без себя» (1930), книгу «Черный Магома» (1932).
В своих высказываниях (речь на дискуссии Московского отделения ВССП в 1931 году) Мстиславский призывал советских писателей «не к писанию, а к творчеству жизни», заявляя: «Именно здесь – в воле к творчеству жизни – лежит для меня рубеж между старым интеллигентским и пролетарским писательством: художественно слабые произведения ударников зачастую бывают значительнее произведений высококвалифицированных литературных мастеров именно потому, что в них есть этот волей к творчеству жизни зажженный пафос».
Наибольшую популярность снискал его роман «Грач, птица весенняя» (1937, неоднократно переиздавался) – беллетризованная биография известного революционера Николая Баумана. В 1938 году был назначен официальным биографом В. М. Молотова. Руководил семинаром Литературного института. Умер в эвакуации в 1943 году. Похоронен в Иркутске на Лисихинском кладбище.
Произведения С. Д. Мстилавского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти через электронный каталог.
3 СЕНТЯБРЯ
74 года со дня рождения Довлатова Сергея Донатовича (1941–1990)
Сергей Донатович родился в Уфе, в семье театрального режиссера, Доната Исааковича Мечика (1909–1995) и актрисы, а впоследствии корректора Норы Степановны Довлатовой (1908–1999). Учился на отделении финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета и был исключен за неуспеваемость. Окончил он свое образование, после службы в армии, на факультете журналистики ЛГУ.
Писал прозу. Журналы отвергали его произведения. В новеллах (циклы «Компромисс», 1981, «Чемодан», 1986), повестях («Зона», 1982; «Ремесло», 1984; «Иностранка», 1986; «Филиал», 1989) – автобиографических зарисовках иронически воссоздает абсурдную советскую действительность и жизнь русской эмиграции. Набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР. За свои взгляды был исключен из Союза журналистов СССР.
В 1978 году Довлатов эмигрировал из СССР. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Partisan Review» и «The New Yorker». Лучшая биография Довлатова написана им самим: «Я родился в не очень-то дружной семье. Посредственно учился в школе. Был отчислен из университета. Служил три года в лагерной охране. Писал рассказы, которые не мог опубликовать. Был вынужден покинуть родину. В Америке я так и не стал богатым или преуспевающим человеком. Мои дети неохотно говорят по-русски. Я неохотно говорю по-английски. В моем родном Ленинграде построили дамбу. В моем любимом Таллине происходит непонятно что. Жизнь коротка. Человек одинок. Надеюсь, все это достаточно грустно, чтобы я мог продолжать заниматься литературой…»
За двенадцать лет эмиграции Сергей Довлатов издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода». В 1995 году была учреждена Литературная премия им. Сергея Довлатова. Присуждается за лучший рассказ года петербургского автора или напечатанный в Санкт-Петербурге.
2 СЕНТЯБРЯ
109 лет со дня рождения Казанцева Александра Петровича (1906–2002), советского писателя-фантаста
Александр Петрович родился в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт. В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основой романа «Пылающий остров». Публикация романа стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева.
Участник Великой Отечественной войны. Прошел путь от рядового до полковника, изобрел танкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда. После посещения множества полярных станций на ледоколе «Георгий Седов» из-под его пера вышла серия полярных новелл: «Против ветра» (1950), «Гость из космоса» (1958). Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки своего времени, и его романы идеально соответствовали «линии партии». В значительной степени именно они сформировали базис так называемой «фантастики ближнего прицела» и «антиимпериалистической» фантастики. Роман «Внуки Марса» (1963, другое название – «Планета бурь») был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием «Планета бурь».
В начале 1970-х были написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980), которые были архаичны по стилистике и наивны по языку, однако по-прежнему строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодогвардейской» школы фантастики.
В 1981 году Казанцев публикует автобиографию «Пунктир воспоминаний» – весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита».
1 СЕНТЯБРЯ
160 лет со дня рождения (20 августа по ст. ст.) Анненского Иннокентия Федоровича (1855–1909 г.), русского поэта, драматурга, критика, переводчика, педагога
Будущий поэт, писатель и педагог родился в Омске, где работал его отец, крупный государственный чиновник. Незаурядные способности позволили Анненскому за время учебы в Петербургском университете овладеть четырнадцатью языками, в том числе санскритом и древнееврейским.
Большой преподавательский опыт Анненского отразился в его работах по педагогическим проблемам. Статьи стали выходить с 1881 года. В них он высказывал свои взгляды на «гуманное образование». Как педагог оказал благотворное влияние на целую плеяду русских поэтов. Многие из них были лично знакомы с Иннокентием Федоровичем, поскольку учились в его гимназии; среди них и Николай Гумилёв, который сделал первые шаги в поэзии именно под его руководством.
Фундаментальным трудом Анненского стали переводы трагедий Еврипида. Переводы публиковались с предисловиями-истолкованиями в «Журнале Министерства народного просвещения» и вышли посмертно в четырех томах (1916–1917). С этой огромной работой связаны и собственные драматические произведения Анненского: «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906), «Фамира-кифарэд» (1906). Занимался Иннокентий Анненский также и поэтическими переводами французских классиков – Бодлера, Малларме, Леконта де Лиля, Рембо, Верлена.
Единственный прижизненный сборник стихов Анненского «Тихие песни» вышел в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о» и, опередивший время, остался почти не замеченным. Не получили признания и статьи о Гоголе, Достоевском, Тургеневе, Чехове. Статьи были собраны в «Книге отражений» (1906); критика и публика встретили их с безразличием и недоумением. В 1909 году вышла вторая «Книга отражений», включающая, помимо статей о русской классике, исследования творчества Гейне, Ибсена, образов Гамлета и Иуды. Вторая книга его лирики – «Кипарисовый ларец» – опубликована посмертно в 1910 году. Поэзия Анненского оказала сильное влияние на творчество акмеистов, которые объявили поэта своим духовным учителем.
79 лет со дня рождения Козлова Ивана Ивановича (1936),
иркутского писателя, поэта
Иван Иванович родился в г. Иркутске, здесь же окончил художественное училище, затем заочно исторический факультет ИГУ. Член Союза писателей России, поэт, изобретатель, энциклопедически образованный человек, интересный собеседник. Автор многочисленных работ по истории Сибири и Иркутска, художественной культуре края. Козлов изучал китайскую и древнегреческую философию, прочитал бесчисленное количество художественной литературы. Все это стало основой для разносторонней деятельности, в том числе и литературного творчества.
Стихи начал писать в юности. Публиковался в газете «Советская молодежь», где литературным консультантом была известный иркутский поэт Елена Жилкина. Участвовал в создании 16 музеев Иркутской области, в том числе в Иркутске. В последние двадцать лет руководит частным научно-исследовательским центром «Экосфера-Байкал». Средства на исследования центр зарабатывает сам. О главном секрете успешной творческой деятельности этот многогранный человек говорит так: «Если начинаю интересоваться какой-либо темой, то изучаю ее досконально».
Последнее изменение: 2 октября 2015 12:19