Главная > Афиша > Лекция «Иконопись земли иркутской»
Лекция «Иконопись земли иркутской»
28 сентября в 15.00 кандидат исторических наук Т. А. Крючкова, защитившая диссертацию по теме «История иконописания в Иркутске 1660-е гг. – 1920 г.» в своей лекции расскажет о том, как развивалось иконописное дело в нашем городе в дореволюционный период.
Став в 1727 г. духовной столицей вновь организованной Иркутской епархии, Иркутск вскоре превращается в крупнейший в Сибири центр церковных искусств: здесь трудилось множество иконописцев, серебряников, резчиков по дереву, мастеров иконостасных и колокольных дел. Многие из них виртуозно справлялись с непростыми художественными задачами и имели высокий профессиональный уровень в рамках российского искусства нового времени.
Начало иконописания в Иркутске определяется двумя первыми десятилетиями после основания города в 1661 г. Наличие икон в Иркутском остроге зафиксировано еще до постройки первой церкви во имя Спаса Нерукотворного, освященной в 1672 г. Возможно, что эти иконы были привезены сюда землепроходцами Восточной Сибири. Но для оформления первого храма, без сомнения, потребовалось присутствие иконописцев в остроге. Нам известно, что 1670–80-е годы здесь работал Никита Варфоломеевич Иконник. Установлено также, что в Иркутске в 1683–1686 и в 1689–1692-е гг. трудился ученик знаменитого московского иконописца Симона Ушакова – Леонтий Константинович Кислянский. Он, занимая ответственные посты (первоначально должность письменного головы, затем – иркутского воеводы), имел возможность влиять на художественные процессы в Иркутске. Известно, что он организовал на территории Восточной Сибири поиск материалов (красок и нефти, используемой в качестве растворителя), необходимых для иконописных работ.
В настоящее время собран материал о 106 иркутских иконописцах. В XVII – 1-й половине XVIII вв. около половины из них были люди духовного звания – священники, протодьяконы и дьяконы, а в дальнейшем перевес «светской команды» становится все более ощутимым. В первое время большинство иконописцев состояло из переселенцев, причем преобладали выходцы с Русского Севера (Устюг Великий, Вологда, Архангельск и др.). С середины XVIII в. иконописный цех Иркутска в большинстве состоял из сибирских уроженцев.
XVIII век был временем значительного роста поселений Восточной Сибири, среди которых стал особенно выделяться город Иркутск, приобретая значение экономического и культурного центра Восточно-Сибирского края. Это был город ремесленников и предприимчивых купцов, на средства которых возводились и украшались храмы. В середине XVIII века в городе были организованы так называемые цехи – сословные объединения ремесленников. В иконописном, меднолитейном, резного и серебряного дела цехах насчитывалось по несколько десятков мастеров, подмастерьев и учеников, причем большинство из них являлись потомственными иркутянами. Среди них во 2-й половине XVIII века начали складываться династии иконописцев. Известно, например, что в Иркутске работало двенадцать иконописцев четырех поколений Родионовых. Семьи Литвиновых, Старцевых, Харинских и др. взрастили немало мастеров и художников.
В XIX – начале XX веков в Иркутске работало значительное число художников, которые получили художественное образование в учебных заведениях Москвы и Петербурга. Наряду с ними в городе плодотворно работали и обучившиеся в Сибири художники: например, иконописец Н. И. Туголуков, получивший образование в Иркутской мужской гимназии. Многие иркутские мастера писали иконы с изображением «Иннокентия Иркутского чудотворца» и внесли значительный вклад в разработку этой иконографической темы.
Изучение иконописного наследия одного из крупнейших иконописных центров Сибири имеет актуальную значимость в связи с начавшимся процессом возрождения православия в России.
Мы ждем вас по адресу:
ул. Лермонтова, 253, ост. «Госуниверситет»
Справки по телефону: 48-66-80 (доб. 620)
Вход свободный
Последнее изменение: 21 мая 2020 12:47