Главная > Новости > Стартовал проект «Домашняя библиотека: инструкция по применению»
Стартовал проект «Домашняя библиотека: инструкция по применению»
10–11 октября в Иркутской областной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского стартовали мероприятия проекта «Домашняя библиотека: инструкция по применению» при финансовой поддержке Фонда Михаила Прохорова.
Первая группа школьников из двух общеобразовательных учреждений города (СОШ № 3 и № 73) в течение двух дней постигала тайны книговедения и реставрационного мастерства.
Начался проект в «сокровищнице» библиотеки – отделе историко-культурного наследия. Вместе со специалистами отдела участники старались понять – в чем состоит истинная прелесть печатной книги и почему электронная форма никогда не сможет полностью ее заменить.
Затем в формате командной игры детям было предложено изучить основные элементы книги – овладеть такими понятиями, как «ляссе», «каптал», «нахзац», уверенно отличать «авантитул» от «шмуцтитула».
Следующий этап был еще более интересным – история книги. Каждый век вносил в книгопечатание свои нововведения: менялись шрифты, техника печати, появлялись иллюстрации. Об этом написаны сотни теоретических работ, но рассказать доступно и наглядно могут только свидетели этих перемен – сами книги: перед глазами школьников «прошли» самые уникальные печатные издания от XVII до XIX в. Каждое из них можно было не только внимательно рассмотреть, но и полистать, изучить текст, историю издания, пометы на полях. В белых перчатках, бережно и осторожно каждый школьник «прикасался к истории».
Ценность этих книг была понятна и бесспорно принята всеми. Однако дальше участников ждало открытие. Каждый из них получил печатное издание XX–XXIвв. – привычную книгу, которую легко можно встретить в магазине, букинистической лавке или дома на полке. Все они, как было объявлено школьникам, хранятся в редком фонде библиотеки наравне с уже просмотренными ими древностям. Задачей детей было определить, почему обычные на первый взгляд книги стоят в одном ряду с изданиями двухсотлетней давности. Задача оказалась не из легких: участники сомневались и отказывались верить в ценность представленных им книг. Однако постепенно неверие сменилось увлекательным процессом внимательного изучения каждого из экземпляров. Через 15 минут практически у каждого была своя идея – многие из ребят правильно выявили «критерии редкости» печатных книг. Данный шаг стал очень важным на пути понимания того, что часто именно время делает книгу ценной, молодому поколению очень важно понять это до того, как большая часть тиража современных им изданий будет уничтожена.
По итогам занятий школьники заключили: «Теперь мы будем всегда обращать внимание на то, какая книга перед нами, и внимательно изучим свои домашние библиотеки». Это и стало их домашним заданием – написать эссе на тему «Тайны моего книжного шкафа». С текстами можно будет познакомиться в официальной группе проекта «Вконтакте»
«Я смогла прикоснуться к книге-ровеснице Ивана Грозного. Это меня очень впечатлило. А самое интересное, что даже дома, оказывается, могут быть редкие, старинные книги. У нас дома очень большая библиотека», – поделилась впечатлениями школьница Мария Тарбеева.
Второй день проекта проходил в «мастерских» Регионального центра консервации библиотечных фондов областной библиотеки. Каждый участник попробовал себя в роли реставратора: самостоятельно отремонтировал один экземпляр из личного собрания. Школьники проклеивали листы книжного блока, восстанавливали и укрепляли переплет, избавлялись от загрязнений – давали новую жизнь старым друзьям.
Впереди участников ждет торжественная встреча с «деятелями книги», которая состоится в декабре 2016 г. Перед этим еще 135 школьников отправятся в увлекательное путешествие в мир книг!
Последнее изменение: 22 июня 2023 15:56