Главная > Новости > Проектно-образовательный семинар «Библиотека и школа как современная экосистема»
Проектно-образовательный семинар «Библиотека и школа как современная экосистема»
Часть 1. Официальная
С 5 по 7 апреля в Иркутской областной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского прошел проектно-образовательный семинар «Библиотека и школа как современная экосистема» в рамках грантового конкурса «Новая роль библиотек в образовании», который ежегодно проводит Благотворительный фонд культурных инициатив Михаила Прохорова.
Семинар вела Ольга Синицына, искусствовед, член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова, независимый эксперт по библиотечному и музейному развитию и международному культурному сотрудничеству, член Президиума АДИТ, член ИКОМ (национальный представитель секции СЕСА – ИКОМ), член совета Ассоциации менеджеров культуры, эксперт и преподаватель Президентской программы переподготовки руководителей в сфере культуры «Управление в сфере культуры» РАНХиГС при Президенте РФ.
Вместе с ней на семинаре работала экспертная группа, в которую вошли:
- Николай Прянишников (архитектор, руководитель направления «Менеджмент в сфере культуры» МВШСЭН, член постоянного комитета Круглого стола по библиотечной архитектуре и дизайну РБА, председатель Совета партнерства Ассоциации менеджеров культуры, эксперт и преподаватель Президентской программы переподготовки руководителей в сфере культуры «Управление в сфере культуры» РАНХиГС при Президенте РФ);
- Александр Артамонов (магистр менеджмента культуры (Манчестерский университет), член Президиума НП «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии», эксперт Творческой группы «Музейные решения», эксперт в области применения ИКТ в сфере культуры и образования);
- Елена Лерман (журналист, специалист в области международного сотрудничества, руководитель Библиотеки – общественного центра им. Я. Смелякова, г. Дзержинский, Московская область, руководитель проекта «Библиотечные мастерские»);
- Ольга Лукинова (магистр менеджмента культуры (Манчестерский университет), руководитель отдела маркетинга и информационной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподаватель Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ и модератор проектной деятельности в лицее РАНХиГС при Президенте РФ).
Главной темой семинара стало взаимодействие библиотек и учреждений образования, в первую очередь, школ. Что и как могут делать библиотеки и школы вместе, как выстроить систему отношений таким образом, чтобы она работала как «экосистема», когда невозможно работать друг без друга. Как обязательную программу соединить с необязательной, имея ограниченное время для учебы? Кто является главными целевыми группами для библиотек – только ли школьники и учителя? С какими разрешимыми и неразрешимыми противоречиями рискуют столкнуться те библиотекари, которые инициируют партнерские проекты со школами? Чему можно поучиться у лидеров такого взаимодействия в России и за рубежом? Такой круг вопросов обсуждался участниками семинара под руководством московских экспертов, которые не только профессионально направляли дискуссию, но и помогали участникам грамотно формулировать проблему. Это само по себе становилось первым шагом к тому, чтобы начать придумывать интересные инновационные, привлекательные для партнеров и спонсоров проекты. Ведь это возможно только если серьезно проанализировать те тенденции, которые существуют, и те внешние обстоятельства, в которых находятся наши соотечественники, включая потенциальных адресатов проектных идей. Поэтому много времени на семинаре уделили ответам на такие вопросы:
- Что происходит вокруг?
- Кто все эти люди? Что им сейчас надо? Чем они живут?
- Что в будущем? Можно ли спрятаться от образовательной политики и каковы зоны ее влияния? За техническим прогрессом не угонишься или «мы отстали навсегда»?
- Современные школьники более продвинутые, чем библиотекари, так что может предложить библиотека?
Отдельно говорили об экологии: это просто тема 2017 года или реально нависшая угроза? Коснулись вопросов гражданского образования. Рассуждали, есть ли надежда для современной российской культуры и образования: есть ли хоть кто-то, кто заинтересован в развитии образования не на словах, а на деле, и если ДА, то зачем ему это нужно?
Делились опытом сотрудничества и взаимодействия: кто и с какими запросами от системы образования приходит в библиотеку? Фантазировали: какие профессии появятся, а какие исчезнут в ближайшие 5-10 лет.
Поскольку семинар не является образовательным тренингом (эксперты учат, а участники учатся), основной формой работы стала дискуссии. Большую часть времени участники работали в шести сформированных экспертами группах: выполняли задания, подробно разбирали работу других групп, учились отстаивать свою позицию и объективно анализировать убедительные и неубедительные тезисы своих коллег. Дискуссии каждого дня завершались экспертной сессией и подведением итогов.
Кроме того работа в группах перемежалась «вдохновляющими» выступлениями и лекциями экспертов.
Участники семинара слушали, конспектировали, совершали мозговые штурмы, работали по технологии ролевых игр и театрализованных презентаций. Стоит отметить, что работа шла по очень жесткому и насыщенному графику: от 10 утра до 10 вечера с тремя небольшими перерывами. Однако именно такой формат позволил участникам семинара обсудить и проверить свои проектные идеи, сформулировать и продумать новые проектные ходы, освоить современные навыки проектирования и коммуникации с разными аудиториями, выстраивания партнерских отношений, презентации своих проектных идей, которые возможно будет оформить в дальнейшем в виде проектной заявки на конкурс «Новая роль библиотек в образовании – 2017» Фонда Михаила Прохорова, а также реализовать в рамках других программ.
В завершающий день работы все 60 участников семинара получили сертификаты от УМЦ «Байкал» и разъехались по домам, наполненные новыми идеями и смыслами.
Часть вторая. Лирическая
Честно говоря, как организатор всего этого действа, я была уверена, что половина участников семинара на второй день работы не придет. Когда все закончилось не в восемь вечера (как было заявлено в программе), а в десять (и то только потому, что мне пришлось сообщить экспертам, что уже пришли машины, которые отвезут их в гостиницу), я выслушала много интересного от участников о формате предложенной работы.
Однако на завтра были все. И более того – они еще активнее включились в работу. А часть людей поменяла билеты, которые были куплены на вечер пятницы – чтобы отработать на этом жестком семинаре до конца. Нескольким участникам я продлила проживание в гостинице по той же причине – люди не хотели уехать раньше. И это о многом говорит.
Да, усталость и перенапряжение чувствовались, но люди знали, на что шли. Они приехали не ради галочки и финального документа об участии, который, безусловно, станет украшением их персональных портфолио. Многие приехали именно учиться, понять, разобраться в том, что они делают не так; отработать свои проектные навыки и попробовать перезагрузить свой мозг, который у многих засорен многолетними стереотипами. И это не вина, а беда, которую многие участники семинара осознали и постарались начать выправлять. Каким образом? Для начала – посмотреть на себя и свои библиотеки новым взглядом. Потом – посмотреть шире на то, что вокруг происходит и кто в этом участвует. А дальше…
Теперь, после семинара, у каждого из участников будет свое «дальше». Кто-то напишет проект и получит грант. Кто-то начнет изменения без всякого гранта, но подтянет к своей работе партнеров, волонтеров, неравнодушных и заинтересованных людей. Кто-то постарается изменить малое, понимая, что с таких малых дел и начинаются большие перемены к лучшему. И не надо быть прожектерами и идеалистами, а можно просто верить в то, что делаешь, и не опускать рук.
Именно этому глубинному ощущению и были посвящены все три семинарских дня работы. И по тому, о чем многие участники говорили во время завершающего фуршета, благодаря лекторов и организаторов, можно понять, что цель – достигнута. Перезагрузка началась. Будет ли она продолжена – зависит уже не от московских экспертов, не от фонда Прохорова, не от руководителей разных уровней, а только от нас самих. От каждого, кто понимает, что по-старому жить уже невозможно. А по-новому – для этого мы и учимся, и перезагружаем наши мозги, перетряхиваем жизненный опыт, избавляясь от ненужного, приобретая необходимое.
Остается выразить огромную признательность фонду Михаила Прохорова за проведение такого проектно-аналитического семинара в стенах нашей библиотеки, сказать спасибо координатору операциональных проектов фонда Валентине Тислянковой, которая привезла в Иркутск всю экспертную команду. И искренне поблагодарить всех экспертов за три дня насыщенной работы, которая для многих станет отправной точкой к изменению самих себя и окружающего пространства.
Так – победим. В этих словах нет пафоса, потому что все начинается именно с людей. С каждого отдельно взятого человека, который начал жить осознанно и с пользой не только для себя, но и для других. Дело не в проектах как таковых (проектах ради проектов), дело именно в желании изменить жизнь к лучшему. С этого и начнем.
Анастасия Яровая, автор книг, журналист,
главный специалист сектора инноваций
Последнее изменение: 22 июня 2023 15:56