Главная > О библиотеке > Наши проекты > ДЕНЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
31 ДЕКАБРЯ
Ночь на Новый год
Лежат холодные туманы,
Горят багровые костры.
Душа морозная Светланы
В мечтах таинственной игры.
Скрипнет снег – сердца займутся –
Снова тихая луна.
За воротами смеются,
Дальше – улица темна.
Дай взгляну на праздник смеха,
Вниз сойду, покрыв лицо!
Ленты красные – помеха,
Милый глянет на крыльцо...
Но туман не шелохнется,
Жду полуночной поры.
Кто-то шепчет и смеется,
И горят, горят костры...
Скрипнет снег – в морозной дали
Тихий крадущийся свет.
Чьи-то санки пробежали...
«Ваше имя?» – Смех в ответ...
Вот поднялся вихорь снежный,
Побелело все крыльцо...
И смеющийся, и нежный
Закрывает мне лицо...
Лежат холодные туманы,
Бледнея, крадется луна.
Душа задумчивой Светланы
Мечтой чудесной смущена...
Александр Блок, 31 декабря 1901 года.
30 ДЕКАБРЯ
110 лет со дня рождения Даниила Ивановича Хармса (1905–1942) – поэта, прозаика, драматурга
Родился (17 октября по ст. ст.) в Петербурге, настоящая фамилия Ювачёв. Псевдоним поэта трактуется неоднозначно – как «обаяние», «чары» (от французского charm), и как «вред», «несчастье» (от английского harm), и как Чародей, и как намек на Шерлока Холмса. Всего же Даниил Ювачёв использовал около тридцати псевдонимов: кроме указанного основного – Чармс, Гармониус, Шардам, Дандан, а также Иван Топорышкин, Карл Иванович Шустерлинг и многие другие.
В творческой личности Хармса по-своему сказались характер и убеждения его отца, участника народовольческого движения, порвавшего с революционным прошлым и проявившего себя как глубоко религиозный человек. У сына же сочетались творческая дерзость, отрицание канонов с религиозным чувством. Хармс получил образование сначала в Петершуле – Главном немецком училище святого Петра, затем во II Детскосельской советской единой трудовой школе, по ее окончании поступил в Ленинградский электротехникум, но его не окончил: увлечение поэзией пересилило другие занятия.
Самое раннее из сохранившихся стихотворений относится к 1922 году («В июле как-то в лето наше…»). А с публичным чтением своих стихов он впервые предстает в 1925 году в составе туфановского «Ордена заумников DSO». Хармс создал свой экстравагантный образ благородного чудака на иностранный манер. «Человек-спектакль» – так говорил о нем один из современников. Стихи Хармса появляются и в печати: «Случай на железной дороге» в сборнике «Собрание стихотворений» (1926), «Стихи Петра Яшкина» в сборнике «Костер» (1927). С 1928 года Хармс участвует в создании новой литературы для детей: «Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин» (1928), «О том, как папа застрелил мне хорька» (1929), «Миллион», «Врун» (1930) и др. А. Луначарский сказал, что Хармс «является первооткрывателем веселой детской книги».
В декабре 1931 года по подозрению в антисоветской деятельности поэт был арестован и выслан в Курск, где пробыл недолго, но после этого в творческом сознании писателя наблюдаются перемены. Хармс отходит от поэзии. Он пишет множество коротких историй, театральных сценок и стихов для взрослых, которые при жизни не публиковались. В этот период создаются цикл миниатюр «Случаи», «Сцены», повесть «Старуха».
Хармс – несомненный классик детской литературы, в области драматургии предвосхитил новации абсурдистов, в области прозы стал достойным соперником Ф. Кафки, создал жанр современного «черного анекдота».
Произведения Даниила Ивановича Хармса, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
29 ДЕКАБРЯ
117 лет (1898) со дня первой постановки драмы А. П. Чехова «Чайка» в Московском Художественном театре
29 декабря (17 декабря по ст. ст.) состоялась премьера «Чайки». Тогда от исхода спектакля зависела судьба театра, положение которого было критическим. К. С. Станиславский вспоминал о премьере: «…Публики было мало. Как шел первый акт – не знаю. Помню только, что от всех актеров пахло валериановыми каплями. Помню, что мне было страшно сидеть в темноте и спиной к публике во время монолога Заречной и что я незаметно придерживал ногу, которая нервно тряслась.
Казалось, что мы провалились. Занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливор прижались друг к другу и прислушивались к публике.
Гробовая тишина…
Кто-то заплакал. Книппер подавляла истерическое рыдание. Мы молча двинулись за кулисы.
В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. Бросились давать занавес.
Говорят, что мы стояли на сцене вполоборота к публике, что у нас были страшные лица, что никто не догадался поклониться в сторону залы и что кто-то из нас даже сидел. Очевидно, мы не отдавали себе отчета в происходящем.
В публике успех был огромный, а на сцене была настоящая пасха. Целовались все, не исключая посторонних, которые ворвались за кулисы… Многие, и я в том числе, от радости и возбуждения танцевали дикий танец».
В конце вечера публика потребовала посылки телеграммы автору. В этот вечер Вл. И. Немирович-Данченко телеграфировал Чехову: «Только что сыграли «Чайку». Успех колоссальный. С первого акта пьеса так захватила, что потом следовал ряд триумфов. Вызовы бесконечные».
27 ДЕКАБРЯ
122 года со дня рождения Анны Александровны Караваевой (1893–1979) – прозаика, драматурга
Анна Александровна родилась в Перми, в семье служащего. В 1911 году с медалью окончила гимназию. В 1913–1916 годах училась на историко-филологическом факультете Бестужевских высших женских курсов в Петербурге. В 20-е годы Караваева преимущественно публиковалась в журнале «Сибирские огни» и газете «Красный Алтай» (рассказы, стихи, очерки и статьи). В 1922 вышел первый рассказ Караваевой «Под искрами», в котором повествовалось о борьбе с рабством в Древнем Риме.
Центральным произведением в довоенной прозе Караваевой стал роман «Лесозавод» (1928). Более поздние произведения Караваевой посвящены дореволюционной демократической интеллигенции, комсомольцам эпохи Гражданской войны и рабочим: «Рассказы о познании» (1934), сборник рассказов «Крутая ступень» (1934), роман «Лена из Журавлиной рощи» (1938). Караваева также немало внимания уделяла проблемам борьбы за равноправие женщин: «Огонь на мачте» (1927), «Восхождение» (1937), «Розан мой, розан...» (1940). Из публицистических заметок Караваевой о работе эвакуированных военных заводов «Сталинские мастера» («Уральские мастера»), написанных во время работы на Урале (1943), в 1943–50 выросла трилогия «Родина» (Сталинская премия 3-й степени за 1950; Государственная премия СССР за 1951), объединившая 3 романа, посвященных героическому труду людей в тылу в дни Великой Отечественной войны: романы «Огни» (1943), «Разбег» (1948), «Родной дом» (1950). Караваева писала также пьесы: «Двор» (1930); «Свой дом» (1934); «Черные брови – знакомый человек» (1947); «Гордая Ксения» (1952) и др.
Участие Караваевой в международных конгрессах (например, Караваева была делегатом Международного конгресса писателей в защиту культуры, 1935), встречи с деятелями культуры (А. Серафимовичем, А. Фадеевым и др.) отражены в книгах «Повесть о пропавшей улице. Июнь в Париже» (1936), «Во Франции» (1946), «Свет вчерашний» (1964) и др. Караваева – автор воспоминаний о Н. Островском (1937), Матэ Залке (1938), Б. Левине (1940), П. Бажове (1953) и др. В 1930–60-х произведения Караваевой пользовались популярностью у читателей и вызывали одобрение критики.
А. А. Караваева была награждена шестью орденами, в том числе орденом Ленина, а также медалями.
Произведения Анны Александровны Караваевой, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
81 год назад (1934) Алексей Толстой начал работу над сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Писатель Алексей Толстой перенес тяжелый инфаркт, его жизнь была под угрозой, только к концу января следующего года он стал поправляться. Во время вынужденного простоя, когда врачи категорически запретили ему серьезную работу, Толстой стал писать сказку «Золотой ключик» по мотивам повести итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио».
Мемуарист Н. Никитин свидетельствовал: «...С ним случилось что-то вроде удара. Боялись за его жизнь. Но через несколько дней, лежа в постели, приладив папку у себя на коленях, как пюпитр, он уже работал над «Золотым ключиком», делая сказку для детей. Подобно природе, он не терпел пустоты. Он уже увлекался.
– Это чудовищно интересно, – убеждал он меня. – Этот Буратино... Превосходный сюжет! Надо написать, пока этого не сделал Маршак…»
До выхода «Золотого ключика» книжка о приключениях деревянной куклы (по-итальянски – буратино) не пользовалась у русского читателя успехом, хотя первые переводы появились, начиная с 1906 года. Сам Толстой вместе с Ниной Петровской еще в 1924 году выпустил в Берлине в издательстве «Накануне» «Приключения Пиноккио». Петровской принадлежал перевод, а Толстому – переработка и обработка сказки Коллоди. Толстой попытался вернуться к «Пиноккио» еще осенью 1933 года после постановления ЦК ВКП(б), в котором сказка была причислена к жанрам, необходимым советской детской литературе. Он даже заключил договор с Детгизом, но до болезни дело дальше планов не шло. Заново переработанная сказка, в которой появились новые имена и герои, стала самым популярным произведением жанра. И одновременно это пародийное и сатирическое произведение, отражающее художественную жизнь века, скрытую выбранной формой повествования.
26 ДЕКАБРЯ
190 лет назад (1825) была написана поэма А. С. Пушкина «Граф Нулин»
14 декабря по ст. ст. А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, дописал начатую днем ранее поэму «Граф Нулин». В своей заметке о «Графе Нулине» Пушкин так рассказывал о возникновении замысла этой поэмы: «В конце 1825 г. находился я в деревне. Перечитывая «Лукрецию», довольно слабую поэму Шекспира, я подумал: что если б Лукреции пришла в голову мысль дать пощечину Тарквинию? Быть может, это охладило б его предприимчивость и он со стыдом принужден был отступить? Лукреция б не зарезалась, Публикола не взбесился бы, Брут не изгнал бы царей, и мир и история мира были бы не те. Итак, республикою, консулами, диктаторами, Катонами, Кесарем мы обязаны соблазнительному происшествию, подобному тому, которое случилось недавно в моем соседстве, в Новоржевском уезде. Мысль пародировать историю Шекспира мне представилась. Я не мог воспротивиться двойному искушению и в два утра написал эту повесть».
Поэма напечатана полностью в «Северных цветах» за 1828 год и частично (первые 30 стихов) в «Московском вестнике» от февраля 1827 года. Николай I, вызвавшийся быть личным цензором поэта, передал через Бенкендорфа, что прочел поэму с удовольствием, однако при печати велел заменить две чересчур смелые строки («Порою с барином шалит» и «Коснуться хочет одеяла»), что и было исполнено. В декабре 1828 года «Граф Нулин» был опубликован под одной обложкой с поэмой Баратынского «Бал» под общим названием «Две повести в стихах».
76 лет назад (1939) была создана сказка «Волшебник Изумрудного города»
В 30-е годы в качестве материала для упражнений по английскому языку 45-летниму математику, доценту Московского института цветных металлов и золота Александру Мелентьевичу Волкову принесли книгу Ф. Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Он прочел ее, рассказал своим детям и решил перевести. Но в итоге получился не перевод, а переложение книги американского автора. Александр Волков год работал над рукописью и озаглавил ее «Волшебник Изумрудного города» с подзаголовком «Переработки сказки американского писателя Фрэнка Баума». Рукопись была послана известному детскому писателю С. Я. Маршаку, с одобрения которого в 1939 году сказка была издана.
25 ДЕКАБРЯ
105 лет со дня рождения Павла Николаевича Васильева (1910–1937) – поэта, прозаика, переводчика
Родился в уездном городе Зайсан Семипалатинской области в семье школьного учителя и дочери мелкого купца. Девятилетку оканчивает в Павлодаре в 1926 году, уходит из дому и направляется во Владивосток. По прибытии знакомится с Р. Ивневым – руководителем поэтической секции Литературно-художественного общества. Здесь выступает со своими стихами, получившими положительную оценку. Начинает печататься в журнале «Сибирские огни» и местных газетах. В 1928 году странствует по Сибири и Дальнему Востоку, пишет очерки, собирает казахский фольклор. После встречи с будущей первой женой в творчестве поэта появляется любовная лирика.
Позже наиболее творчески близкими Васильеву становятся новокрестьянские поэты. Женившись во второй раз в 1933 году, поэт поселяется в Москве. Усиленно раздуваются слухи о «реакционности» творчества Васильева и его хулиганском поведении. Он сначала был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке «Сибиряки», освобожден, потом осужден за «злостное хулиганство», а в 1937 году расстрелян по ложному обвинению в принадлежности к «террористической группе правых». Реабилитирован в 1956 году посмертно за «отсутствием состава преступления».
Произведения Павла Николаевича Васильева, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
79 лет назад (1936) на экраны вышел фильм Семёна Тимошенко «Вратарь» по сценарию Льва Кассиля
Главных героев в нем сыграли Григорий Плужников и Анатолий Горюнов, запомнившейся стала песня Исаака Дунаевского и Василия Лебедева-Кумача «Эй, вратарь, готовься к бою! Часовым ты поставлен у ворот...». Кинофильм был поставлен по сценарию Л. Кассиля и М. Юдина одновременно с появлением в свет романа Льва Кассиля «Вратарь Республики».
О популярности и доходчивости этого романа говорит одно любопытное его «издание». Это маленький, немногим больше ладони, томик в твердом тисненом переплете, на котором во вдавленном медальоне изображен вратарь, в прыжке достающий мяч, с цветной суперобложкой, с многочисленными красочными иллюстрациями, каждая из которых проложена вклейкой из прозрачной папиросной бумаги. Чрезвычайно мелкий, но очень разборчивый шрифт. Томик поражает своей компактностью и изяществом. На обороте титульной страницы, там, где помещают так называемые выходные данные, можно прочесть нечто такое, что заставит вас поразиться. Там написано тем же четким мельчайшим шрифтом: «Оформление, переплет и суперобложка работы А. Коврижкина, ученика 7-го класса 209-й школы. Текст переписан с „Пионерской правды“. 1937–1939 гг.». Так и сказано: переписан с «Пионерской правды»… Да, не дождавшись выхода романа отдельной книгой, московский школьник Толя Коврижкин сам издал его, искусно оформил книгу собственными рисунками, переплел ее на станочке дома, с удивительным терпением при помощи тонкого пера и туши переписав весь текст произведения.
24 ДЕКАБРЯ
114 лет со дня рождения Александра Александровича Фадеева (1901–1956) – прозаика, критика, общественного деятеля
Родился 24 декабря (11 декабря по ст. ст.) в селе Кимры Тверской области. Вырос в семье профессиональных революционеров. Отец – учитель сельской школы, народоволец, был сослан в Сибирь на каторгу. Мать – фельдшер, вторично вышла замуж за социал-демократа, ставшего отчимом троих ее детей. Саше было около четырех лет, когда он самостоятельно овладел грамотой – наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырех лет он начал читать книжки, поражал взрослых неуемной фантазией, сочинял самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер. Детские и юношеские годы Фадеева прошли на Дальнем Востоке, куда семья переселилась в 1908 году.
С юных лет писатель познал «вкус» партийной работы, пройдя путь от рядового бойца до комиссара бригады. Вступил в РКП(б), еще учась во Владивостокском коммерческом училище, выполнял важные поручения под партийной кличкой Булыга. Учебу в Московской горной академии пришлось прервать ради партийной работы на Кубани и в Ростове-на-Дону. С тех пор приоритет партийного долга перед любыми другими личными интересами, включая творческие, станет одной из наиболее существенных черт Фадеева.
Первая повесть «Разлив», опубликованная в 1924 году в альманахе «Молодогвардейцы», была сугубо ученической и отразила влияние на автора модных литературных новаций. Более четко индивидуальность писателя проявилась в рассказе «Против течения» (1923). Наиболее значительными произведениями были роман «Разгром» (1927) и «Молодая гвардия» (1945). Несомненный успех «Молодой гвардии» у читателей не избавил Фадеева от неожиданной критики, обрушившейся на него в редакционной статье «Правды» от 3 декабря 1947 года. Автору были предъявлены серьезные обвинения, главное из которых – недостаточное изображение роли партии в руководстве комсомольской подпольной организацией. Так появилась вторая редакция «Молодой гвардии» (1951), значительно расширенная и переработанная в соответствии с требованиями «Правды».
Переделка романа далась Фадееву нелегко (на это ушло три года, почти вдвое больше, чем на создание самого романа), она была в какой-то степени насилием автора над самим собой и в известном смысле унижением Фадеева-писателя. Отсюда начинается личная драма Фадеева, приведшая его к трагическому финалу. 13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино. Предсмертное письмо Фадеева, адресованное ЦК КПСС, было изъято КГБ и опубликовано впервые лишь в 1990 году.
Александр Фадеев – кавалер двух орденов Ленина (1939, 1951), ордена Красного Знамени, лауреат Государственной премии (1946, за роман «Молодая гвардия»), премии Ленинского комсомола (1970, посмертно, за роман «Молодая гвардия»).
Произведения Александра Александровича Фадеева, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
23 ДЕКАБРЯ
79 лет со дня рождения Юлия Черсановича Кима (1936), российского поэта, драматурга, сценариста, композитора, барда
Песни Юлия Кима слышал каждый. Но далеко не каждый знает, где именно он мог их слышать. А ведь песни к фильмам «Бyмбapaш», «Чeлoвeк c бyльвapa Kaпyцинoв», «Oбыкнoвeннoe чyдo», «Cвaтoвcтвo гycapa», «Двeнaдцaть cтyльeв», «Дyльcинeя Toбoccкaя», «Пять вечеров» и многим другим написаны именно Юлием Михайловым (под этим псевдонимом работал Юлий Черсанович).
Юлий Черсанович Ким родился в Москве. В 1938 году его отец, переводчик с корейского языка, был репрессирован и расстрелян, а мать, учительница русского языка и литературы, сослана. В 1946 году, после ссылки, она вместе с сыном недолго жила в Калужской области, в Малоярославце, а вскоре уехала с ним в Туркмению. Только в 1954 году семья смогла вернуться в Москву.
Юлий Ким окончил Mocкoвcкий гocyдapcтвeнный пeдaгoгичecкий инcтитyт им. B. И. Лeнинa, по специальности «пpeпoдaвaтeль pyccкoгo языкa, литepaтypы, иcтopии и oбщecтвoвeдeния». По распределению уехал на Камчатку, где работал до 1963 года. Первые песни Юлия Кима увидели свет, когда он был еще студентом. А в 60-х годах его концерты собирали полные залы слушателей по всей Москве.
1965 год стал переломным в жизни Юлия Черсановича. Он стал активным участником правозащитного движения. В течение 1967–1969 годов он подписывал многие коллективные письма, адресованные властям, в которых содержались требования соблюдения прав человека. В 1969 году ему пришлось взять псевдоним Юлий Михайлов. Только под ним он смог появляться в афишах спектаклей и титрах кинофильмов. Но печататься ему не разрешали даже под псевдонимом. Лишь в 1985 году Юлий Черсанович получил возможность представить все свои книги, песни и пьесы под настоящим именем. Тогда вышел первый альбом его песен – «Рыба-кит», сразу завоевавший огромную популярность. В 1988 году вышла его первая книга.
Юлий Черсанович Ким – член Coюзa кинeмaтoгpaфиcтoв CCCP с 1987 года, Союза писателей с 1991 года и Пен-клуба с 1997 года. Является лауреатом премии «Зoлoтoй Ocтaп» (1998), Poccийcкoй Гocyдapcтвeннoй литepaтypнoй пpeмии им. Бyлaтa Oкyджaвы (2000), Цapcкoceльcкoй пpeмии зa oбщий вклaд в дeлo кyльтypы (2003), литературно-музыкальной премии «Признание-2006» (2007), Национальной премии «Музыкальное сердце театра», Обладатель «Бард-Оскара» (2009), Лауреат премии «Поэт» (2015).
Произведения Юлия Черсановича Кима, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
22 ДЕКАБРЯ
78 лет со дня рождения Эдуарда Николаевича Успенского (1937), русского детского писателя, поэта, сценариста
Эдуард Успенский родился в г. Егорьевске Московской области. Отец был сотрудником аппарата ЦК ВКП(б), мать – инженер-машиностроитель. Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что создавал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам Успенский писал стихи и театральные сценки из цикла о Чебурашке, «Крокодил Гена и его друзья».
Первая книга Успенского про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пес и кот» была опубликована в 1974 году. По книге было снято три популярных мультипликационных фильма: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино». Крылатыми стали многие фразы: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное», «Это я, почтальон Печкин! Принес заметку про вашего мальчика!», Усы, лапы и хвост! Вот мои документы!», «Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю – на пенсию перехожу…», «Поздравляю тебя, Шарик, – ты балбес!», «Глядите, до чего техника дошла. Вашу маму и там, и тут показывают!.. – Это не техника дошла, это я сама дошла, на лыжах» и другие.
Эдуард Успенский является создателем таких передач, как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».
В 1997 году был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2010 году Успенскому присуждена премия имени Корнея Чуковского, учрежденная для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». Цикл произведений о «Простоквашино» был переведен на турецкий язык.
Произведения Эдуарда Николаевича Успенского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
21 ДЕКАБРЯ
115 лет со дня рождения Всеволода Витальевича Вишневского (1900–1951) – советского писателя, драматурга
Родился в Санкт-Петербурге в семье землемера, потомственного дворянина. Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. Во время Первой мировой войны сбежал на фронт, был награжден Георгиевским крестом и двумя медалями. Участвовал в вооруженном восстании в Петрограде в 1917 году, воевал на фронтах Гражданской войны.
Начал публиковаться с 1920 года. В 1921 году поставил в Новороссийске под открытым небом массовое представление о Кронштадтском восстании «Суд над кронштадтскими мятежниками», длившееся восемь часов. Рукопись постановки не сохранилась. В 1929 году вышла его пьеса «Первая Конная», которая по признанию Вишневского вывела его в «большую литературу». В 1930-х написал пьесы «Последний решительный», «Оптимистическая трагедия» (1933), «Мы из Кронштадта». В 1936 по сценарию Вишневского был создан фильм «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Л. Дзиган), популярность которого сопоставима с «Чапаевым» братьев Васильевых.
Участник советско-финляндской войны 1939–1940 годов и Великой Отечественной войны, корреспондент газеты «Правда». Участник обороны Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны Вишневский возглавлял оперативную группу писателей при политуправлении Балтфлота. По заданию последнего он вместе с А. Кроном и Вс. Азаровым написал героическую комедию «Раскинулось море широко…», поставленную Ленинградским театром музыкальной комедии в 1942 году. Через год в Барнауле ее воплотил на сцене Камерного театра А. Я. Таиров (музыку к спектаклю написал Г. В. Свиридов). Беспримерному подвигу ленинградцев в дни войны была посвящена пьеса Вишневского «У стен Ленинграда», подтвердившая его приверженность трагической теме.
Все, что виделось в эти дни, что казалось важным, – сообщалось дневнику. «Того, что им было пережито и записано в Отечественную войну, – утверждал Вс. Азаров,– хватило бы на десять "Первых Конных" и "Оптимистических трагедий"». Впервые «Дневники военных лет», как и другие прозаические произведения Вишневского (эпопея «Война», 1929–39; неоконченная повесть «Жизнь человеческая», 1935), были изданы лишь в посмертном собрании сочинений писателя (М., 1954–1960). Лауреат Сталинской премии первой степени (1950).
Произведения Всеволода Витальевича Вишневского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронномкаталоге.
20 ДЕКАБРЯ
111 лет со дня рождения Евгении Соломоновны (Семёновны) Гинзбург (1904–1977) –писательницы, журналистки, мемуаристки, кандидата исторических наук
Уроженка Москвы. Училась в Казанском университете (1920–1922), на факультете общественных наук, после чего перевелась на 3-й курс общественного отделения Казанского Восточного педагогического института, который окончила в июне 1924 года (специальность история).
Мать писателя Василия Аксёнова, сестра поэтессы Натальи Соломоновны Гинзбург. Жизнь Е. С. Гунзбург круто изменилась в 1937 году. Сначала арестовали ее мужа, П. В. Аксёнова, работавшего в Татарском обкоме ВКП(б), а затем и Евгению Соломоновну. Была приговорена к тюремному заключению по статье 58, пункты 8 и 11, обвинена в участии в троцкистской террористической организации. Провела 10 лет в тюрьмах и 8 лет в «бессрочной» ссылке. В ссылке в Магадане вышла замуж за заключенного доктора Антона Яковлевича Вальтера. Пара удочерила девочку, полную сироту Антонину Хинчинскую (впоследствии актриса Антонина Павловна Аксёнова).
В 1967 году пишет первую часть книги воспоминаний «Крутой маршрут» (вторая часть – 1975–1977), одного из первых литературных произведений, рассказывающих о сталинских репрессиях в СССР. Гинзбург неоднократно задавался вопрос: как вы смогли удержать в памяти такую массу имен, фактов, названий местностей, стихов? Она отвечала: «...потому что именно это – запомнить, чтобы потом написать – было основной целью моей жизни в течение всех 18 лет».
«Крутой маршрут» впервые был опубликован в СССР в эпоху «перестройки» в 1988–89 годах в журнале «Даугава». Приветствуя появление этой книги, А. Рыбаков писал: «Это страшная книга и это прекрасная книга. Она разверзла перед нами бездну человеческих страданий и показала величайший образец несгибаемости человеческого духа». И продолжал: «Эту книгу написал свидетель честный и беспощадный. С каждой страницей он погружает нас в царство беззакония и произвола, в мир унижений, пыток, холода, голода, смерти, в ад великого ужаса, погубившего миллионы людей и внушившего неистребимый страх оставшимся в живых».
Произведения Евгения Соломоновны (Семёновны) Гинзбург, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронномкаталоге.
18 ДЕКАБРЯ
196 лет со дня рождения Якова Петровича Полонского (1819–1898), русского поэта, прозаика
Родился в Рязани, в патриархальной семье мелкого чиновника. Мать поэта происходила из старинного дворянского рода Кафтыревых. Окончив Рязанскую гимназию, девятнадцатилетний Полонский поступил на юридический факультет Московского университета. К тому времени семья Полонских обеднела, и будущий поэт мог рассчитывать только на свои силы. Школа жизни, которую прошел Полонский в университетские годы, была исключительно суровой: приходилось жить в трущобах, зарабатывать на жизнь частными уроками.
К последнему университетскому курсу многие стихотворения Полонского пользовались успехом у его товарищей, некоторые из них были опубликованы в московских журналах. В 1844 году вышла в свет первая поэтическая книга Полонского – «Гаммы», напечатанная на средства, собранные по подписке, горячее участие в организации которой принял Чаадаев.
Осенью 1844 года жажда новых, неизведанных впечатлений, стремление к самостоятельной, независимой жизни увлекает Полонского в путешествие на юг России. Два года, проведенных в Одессе, и пять – на Кавказе составили целую эпоху в жизни поэта (сборник «Сазандар», 1849). А грузинские стихи Полонского выделяются редкой для своего времени музыкальностью.
Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) подражал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешевый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. Автор опытов в жанре мемуаров («Мой дядя и кое-что из его рассказов»). Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859). Итогом его творчества стало полное собрание сочинений в пяти томах, опубликованное в 1896 году.
Многие стихи Полонского, положенные на музыку известных русских композиторов (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др.), стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной.
Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля.
Произведения Якова Петровича Полонского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
17 ДЕКАБРЯ
90 лет со дня рождения Константина Яковлевича Ваншенкина (1925–2012), поэта и прозаика
Родился в Москве, сын заводского инженера. Десятиклассником был призван в армию (воздушно-десантные войска); после войны учился в Московском геологоразведочном институте (один год), затем – в Литературном институте им. А. М. Горького (окончил в 1953).
Для поэтического творчества Ваншенкина характерны темы воспоминания о войне, размышления о долге каждого человека перед своей страной и временем, а также тема красоты родной природы. Наиболее известные сборники: «Повороты света», «Поездка к другу», «Дорожный знак», «Ветка», «Примета».
С начала 1960-х годов Ваншенкин писал прозу, преимущественно автобиографическую: «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968) и др. Большой интерес представляют статьи и заметки писателя о поэзии, его воспоминания о старших товарищах и наставниках (А. Твардовском, М. Исаковском, Я. Смелякове, П. Антокольском, Л. Мартынове, Н. Рыленкове, М. Бернесе и др.) и литературных сверстниках (М. Луконине, С. Гудзенко, А. Фатьянове, С. Орлове, В. Быкове, Е. Винокурове и др.).
Видное место в лирике Ваншенкина занимают песни. Кроме знаменитой «Я люблю тебя, жизнь...» им написаны известные песни «Мы вас подождем...» и «За окошком свету мало» (муз. Э. Колмановского), «Женька» (муз. Е. Жарковского), «Я спешу, извините меня» (муз. Я. Френкеля) и многие другие. Особая судьба оказалась у песни «Алеша» на музыку Э. Колмановского): она стала гимном болгарского города Пловдива, где русскому солдату Алеше, освободителю Болгарии от фашизма, поставлен памятник.
Лауреат Государственной премии СССР (1985, за поэму «Жизнь человека») и Государственной премии Российской Федерации (2001, за поэтический сборник «Волнистое стекло»).
Произведения Константина Яковлевича Ваншенкина, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
15 ДЕКАБРЯ
44 года назад (1971) на экраны вышел фильм Бориса Ивченко «Олеся» (по одноименной повести Александра Куприна)
Повесть «Олеся» (1898 г.) входит в особый «Полесский цикл» (рассказы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк», «Олеся»). В 1897 году писатель служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. В этом живописном уголке, далеком от цивилизации, Куприн пробыл полгода. Изумительная природа края и драматические судьбы его жителей легли в основу цикла.
«Олеся» – это поэма о природе и взаимной возвышенной любви. Олеся живет в лесной глуши вместе с бабкой, изгнанной из деревни «за колдовство». Здесь происходит ее встреча с героем, считающим себя писателем и приехавшим на Волынь в надежде собрать «множество поэтических легенд, преданий и песен». Олеся, прекрасная и таинственная, как сама природа Полесья, словно бы вышла из песни или сказки. Наделенная благородством и чистотой, она естественна и в любви. Целомудренно и трепетно описывает Куприн развитие взаимного влечения героев. Но их недолгое счастье трагически обрывается, светлый мир Олеси разрушен дикостью и подлостью окружающего мира. Мелодия разделенной любви сменяется мотивом недостижимости счастья. Повесть автобиографична. На склоне дней Куприн говорил по поводу «Олеси»: «Все это было со мной».
Фильм был снят на киностудии им. А. Довженко режиссером Б. Ивченко, автор сценария Василий Дулгеров. Героиню фильма сыграла актриса Людмила Чурсина.
14 ДЕКАБРЯ
113 лет со дня рождения Елены Викторовны Жилкиной (1902–1997) – иркутской поэтессы
Родилась в пос. Листвянка Иркутской области, в семье служащего. В 1931 году окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в Читинской области, Иркутске. В годы Великой Отечественной войны работала в иркутских «Окнах ТАСС», выступала со стихами в школах, сельсоветах, госпиталях. Избиралась депутатом районного и городского советов.
Первые стихи были опубликованы в сборнике «Стихи», изданном Иркутским литературно-художественным объединением (ИЛХО) в 1925 году. Сборник стихов «Верность» вышел в Улан-Удэ в 1943 году. Сотрудничала с журналами «Сибирские огни», «Будущая Сибирь», альманахами «Переплав», «Стремительные годы», газетами «Восточно-Сибирская правда», «Советская молодежь» и др. Скончалась Елена Викторовна и похоронена в Москве.
В Иркутске на доме, где жила Елена Жилкина, в память о ней установлена мемориальная доска. В 2010 году в Иркутске государственной телерадиокомпанией «Иркутск» при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области и библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского в рамках проекта «Как слово наше отзовется…» снят телевизионный фильм, посвященный Елене Жилкиной (автор и ведущий – Владимир Скиф, режиссер – Мария Аристова).
Произведения Елены Викторовны Жилкиной, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
223 года со дня рождения Зинаиды Александровны Волконской (1792–1862) — княгини, хозяйки литературного салона, писательницы, поэтессы, певицы и композитора
Родилась в Италии (Турин) в семье князя Алексея Михайловича Белосельского-Белозерского и Варвары Яковлевны Татищевой. Выйдя замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского, она сначала жила в Петербурге, а после 1812 года за границей. Вернувшись в Петербург, княгиня занялась изучением российской старины, но ее научная работа была отрицательно воспринята в высшем обществе столицы, и потому она в конце 1824 года переехала в Москву. Московский дом Волконской на Тверской улице, хотя и перестроенный, существует и поныне, и известен под старым названием «Елисеевский магазин».
В 1825 году Волконская стала членом московского Общества истории и древностей российских. В ее салоне собирались многие знаменитые писатели (Мицкевич, Баратынский, Веневитинов), бывал там и Пушкин. Именно Волконскую Пушкин называл «Царица муз и красоты». Лучшие поэты посвящали ей свои творения. Она и сама писала на русском, французском и итальянском языках.
В 1826 году Зинаида Волконская устроила проводы в Сибирь жен декабристов – Е. И. Трубецкой и М. Н. Волконской, чем вызвала неудовольствие властей. В 1829 году княгиня уехала в Италию. Римская вилла княгини Волконской привлекала художников и писателей, как русских, так и иностранных; наиболее частыми ее посетителями были Камуччини, О. Верне, Торвальдсен; из русских: Бруни, Брюлловы, Гоголь, Погодин, Иванов. Зинаида Волконская умерла в Риме 5 февраля 1862 года.
13 ДЕКАБРЯ
142 года со дня рождения Валерия Яковлевича Брюсова (1873–1924), – русского поэта, прозаика, драматурга, переводчика, литературоведа, критика, одного из основоположников русского символизма
Валерий Яковлевич родился в Москве в купеческой семье. Отец его, несмотря на принадлежность к «практичному сословию», увлекался естественными науками и литературой. Любовь к книгам он передал сыну. В гимназии кроме литературы и истории любимыми предметами будущего поэта становятся астрономия и философия. Во время учебы он издает рукописный журнал «Начало», который становится его первым «литературным трудом».
После окончания гимназии Л. Поливанова в 1892 году Брюсов поступает в университет на историко-филологический факультет. Здесь он изучает древние и современные языки, историю, философию, литературу и искусство. В 1894–1895 годах издает свой первый литературный сборник под названием «Русские символисты». После окончания университета Брюсов «с головой» уходит в литературную деятельность. Два года работает в редакции журнала «Русский архив». Позднее переходит в новое издательство «Скорпион», которое издает произведения модернистов. Принимает непосредственное участие в создании лучшего журнала символистов – «Весы». После выхода сборника стихов «Третья стража» поэт получает настоящее признание. В первом сборнике прозы «Земная ось» содержатся фантастические произведения, а также драма «Земля», выражаясь современным языком, роман-катастрофа.
В 1908 году писатель заканчивает исторический роман «Огненный ангел» с элементами «готики». В 1909 году проводит исследование, которое можно назвать первой работой по отечественному фантастоведению – «К характеристике Гоголя», где исследует творчество Гоголя как фантаста. В годы Первой мировой войны Брюсов некоторое время работает на фронте военным корреспондентом. Но вскоре возвращается домой, ужаснувшись бессмысленности и жестокости войны.
Писатель всё больше отходит от позиций символизма и отвлеченных мотивов. Брюсов начинает восхищаться человеком труда, который преобразует землю и покоряет природные стихии. Валерий Яковлевич ведет огромную работу по возрождению культуры в советской России. Он является профессором Московского университета, членом Государственного ученого совета, председателем Всероссийского союза поэтов, редактирует журнал «Художественное слово».
В. Я. Брюсов скончался в Москве, был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Произведения Валерия Яковлевича Брюсова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
112 лет со дня рождения Евгения Петрова (1903–1942) (настоящее имя – Евгений Петрович Катаев), русского советского писателя
Родился в Одессе в семье учителя истории. В 1920 году окончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства. В течение трех лет служил инспектором одесского уголовного розыска. В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец». В 1926 году пришел работать в газету «Гудок».
Значительное влияние на Евгения Петрова оказал его брат Валентин Катаев. В 1927 году совместной работой над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Евгения Петрова и Ильи Ильфа (который также работал в газете «Гудок»). Впоследствии в соавторстве с Ильей Ильфом были написаны романы «Двенадцать стульев» (1928), «Золотой теленок» (1931); новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928); фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована); новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929); документальная повесть «Одноэтажная Америка» (1937). В 1935–1936 годах они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937).
Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались. Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в Москве 13 апреля 1937 года. Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек Ильфа, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939–1942 годах Петров работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году). Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом.
Евгений Петров погиб 2 июля 1942 года – самолет, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. На месте падения самолета установлен памятник.
Произведения Евгения Петрова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
12 ДЕКАБРЯ
110 лет со дня рождения Василия Семёновича Гроссмана (1905–1964) – советского писателя
Настоящее имя Иосиф Соломонович Гроссман. Родился в Бердичеве (ныне Житомирская область Украины) в интеллигентной еврейской семье. В литературу Гроссман пришел из гущи жизни – провинциальной, шахтерской, заводской. Он многое успел повидать в годы своей юности и молодости. Помнил Гражданскую войну на Украине, эти впечатления потом отозвались в ряде его произведений. Он был пильщиком дров, воспитателем в трудовой коммуне для беспризорников, в летние месяцы отправлялся с различными экспедициям в Среднюю Азию. В 1929 году Гроссман окончил химическое отделение физико-математического факультета Московского университета и уехал в Донбасс.
Писать Гроссман начал в студенческие годы. Первая публикация – рассказ в «Литературной газете» «В городе Бердичеве» в апреле 1934 года (по его мотивам кинорежиссер А. Аскольдов в 1967-м снял фильм «Комиссар», вышедший на экран лишь через двадцать с лишним лет). Рассказ Гроссмана заметили и высоко оценили такие строгие ценители литературы, как М. Горький, И. Э. Бабель, М. А. Булгаков.
Кроме рассказов и повестей, Гроссман в предвоенные годы создает четыре части романа «Степан Кольчугин» (1937–1940), отражавшего важнейшие события истории России начала XX века. Приобретенный опыт работы над крупноформатной прозой сказался потом в сталинградской дилогии «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Все четыре года войны Гроссман – фронтовой корреспондент «Красной звезды». В последние, очень тяжелые для него годы Гроссман написал две необычайно сильные, вершинные в его творчестве книги: армянские записки «Добро вам! (Из путевых заметок)» (1962–63) и повесть «Все течет...» (1955–63). В. С. Гроссман умер в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Произведения Василия Семёновича Гроссмана, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
11 ДЕКАБРЯ
97 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына (1918–2008), русского писателя, публициста, общественного и политического деятеля
Родился в Кисловодске (ныне Ставропольский край) в крестьянской семье. В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону. Окончил в 1941 году физико-математический факультет Ростовского государственного университета. Параллельно учился на заочном отделении факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве.
18 октября 1941 года был призван на фронт. Зимой 1945 года письма Солженицына к другу, содержащие критику Сталина, попали в руки военной цензуры, вследствие чего он был арестован и приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. После освобождения в 1953 году Солженицын был отправлен на поселение в Казахстан. Работал учителем математики и физики. В 1956 году решением Верховного Суда СССР был освобожден без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления».
Произведения А. И. Солженицына, впервые напечатанные в журнале «Новый мир» («Один День Ивана Денисовича», «Матренин двор») резко выделялись на фоне литературы того времени своей гражданской смелостью. Творчество Солженицына («Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Люби революцию», «Красное колесо») отличают постановка масштабных эпических задач, демонстрация исторических событий глазами нескольких персонажей разного социального уровня, находящихся по разные стороны баррикад.
В 1974 году Солженицын был арестован, обвинен в измене Родине и выслан из СССР. Долгие годы проживал в США (штат Вермонт). В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве и удостоен Государственной премии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1994 году возвращается в Россию. Скончался писатель 3 августа 2008 года в Троице-Лыкове на западе Москвы.
Произведения Александра Исаевича Солженицына, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
10 ДЕКАБРЯ
194 года со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова (1821–1877) – русского поэта, писателя, публициста и редактора
Николай Алексеевич родился в местечке Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии). Первые поэтические строки были написаны еще в годы учебы в гимназии. В печати стихи Некрасова появились в 1838 году, в 1840-м на его собственные средства был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки», подписанный «Н. Н.». Сборник успеха не имел и после критики В. Г. Белинского в «Отечественных записках» был уничтожен Некрасовым и стал библиографической редкостью.
В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Появляются реалистические стихи, первое из которых – «В дороге» (1845) – получило высокую оценку. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов становится умелым организатором литературного дела. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846).
В 1847–1866 годах Николай Алексеевич Некрасов являлся издателем и фактическим редактором «Современника», на страницах которого печатались произведения лучших и наиболее прогрессивных литераторов того времени. В 1866 году журнал «Современник» был закрыт, и в 1868-м Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок» (совместно с М. Е. Салтыковым; руководил в 1868–1877). Основными темами творчества поэта стали лирика, стихи о городских бедняках, о крестьянской жизни, о народе – поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Дедушка», «Русские женщины» и др. Поэма «Рыцарь на час» стала результатом поездки Николая Алексеевича по родным местам. В 1875-м году написана поэма «Современники». В начале этого же года поэт тяжело заболел.
Умер Николай Алексеевич Некрасов 8 января 1878 года (по старому стилю 27 декабря 1877) в Петербурге.
Произведения Николая Алексеевича Некрасова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
9 ДЕКАБРЯ
173 года назад (1842) состоялось первое представление оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» в петербургском Большом театре
Она была задумана еще при жизни Александра Пушкина, поэма которого послужила сюжетом оперы. Но премьера принесла автору ряд чувствительных огорчений. Публике и высшему обществу она не понравилась, а император Николай I после четвертого акта демонстративно покинул театр, не дождавшись конца представления. За 6 лет до этого, день в день, на той же сцене прошла премьера другой оперы композитора – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Тогда композитора пригласили в императорскую ложу, где царь первым поблагодарил его. Исполнители оба раза были одни и те же, но восприятие совершенно разное.
Как отмечал в воспоминаниях сам Глинка, «первый акт прошел довольно благополучно. Второй акт прошел также недурно. В третьем акте публика заметно охладела. Четвертый акт не произвел эффекта, которого ожидали. В конце же 5-го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали, и преимущественно со сцены и оркестра». Когда Глинка обратился к управляющему личной канцелярией императора генералу Леонтию Дубельту, стоит ли ему идти на вызовы, тот ответил: «Иди. Христос страдал более тебя». И тем не менее в первый сезон представление прошло в столице 32 раза.
Существует версия, что образ Черномора был воспринят как сатира на императора. При жизни автора поэмы в нем усматривали Александра I, теперь же – Николая I. Черномор появлялся на сцене под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром, а Николай был большим поклонником военных парадов. Так что, может, вовсе не из целей экономии театральная дирекция вскоре отказалась от оркестра на сцене и урезала марш. В любом случае император был задет новой оперой Глинки, чему свидетельством и поставленная на сцене императорского Александринского театра шутка-водевиль под красноречивым названием «Еще Руслан и Людмила, или Новый дом сумасшедших». Несколько лет оперу продолжали ставить, но потом она надолго исчезла из репертуара и была воз-обновлена только после смерти императора.
6 ДЕКАБРЯ
202 года со дня рождения Николая Платоновича Огарёва (1813–1877) – поэта, публициста, русского революционера
Николай Платонович родился в Петербурге, в знатной семье. Учился в Московском университете, был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности, за что в 1834 году был отправлен в ссылку в Пензенскую губернию. С 1840 по 1846 год провел за границей, слушал курс лекций в Берлинском университете. В 1846-м поселился в своем пензенском имении, где женился на Н. А. Тучковой.
В 1850 году арестован, но вскоре был освобожден. В 1856 году Огарёв эмигрировал в Великобританию и жил в Лондоне. Вместе с Герценом, который был его близким другом, возглавлял Вольную русскую типографию. Николай Платонович был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол». Он разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права через организацию крестьянской революции и развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценом, участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860–1861).
Перу Огарёва принадлежит ряд произведений романтической направленности – он является автором нескольких поэм и множества стихотворений. Наиболее известна его поэма «Юмор». Писал он и публицистику.
В 1865 году Огарёв поселился в Женеве в связи с переездом из Лондона Вольной русской типографии, а в 1873 году вновь вернулся в Лондон. Огарёв скончался 12 июня (31 мая) 1877 года близ Лондона, в Гринвиче. Ныне прах его покоится на московском Новодевичьем кладбище.
«С любовью будет произноситься, и часто будет произноситься имя господина Огарёва, и позабыто оно будет разве тогда, когда забудется наш язык». Н. Г. Чернышевский.
Произведения Николая Платоновича Огарёва, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
91 год со дня рождения Николая Константиновича Старшинова (1924–1998) – поэта, переводчика, критика
Николай Константинович родился в Москве, в Замоскворечье, в многодетной семье. В 1942 году призван в армию и стал курсантом 2-го Ленинградского военного пехотного училища. В начале 1943 года в звании старшего сержанта попал на передовую. Первые стихи поэта были напечатаны во фронтовых газетах. В августе в боях под Спас-Деменском получил тяжелое ранение. Из армии демобилизовался в 1944 году и сразу же поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. В том же году Николай Старшинов женился на своей ровеснице, фронтовичке и начинающей поэтессе Юлии Друниной.
В 1947 году в журнале «Октябрь» Старшинов опубликовал поэму «Гвардии рядовой». Первая книга стихотворений – «Друзьям» – вышла в 1951 году в издательстве «Молодая гвардия». В 1950-е годы увидели свет поэтические сборники «В нашем общежитии», «Солдатская юность», «Песня света»; в 1960-е – «Веселый пессимист», «Проводы», «Иду на свидание» и др.
Большое место в творчестве Николая Константиновича занимала тема Великой Отечественной войны.
Перед Отчизной наша жизнь чиста:
Войну не просидели мы в подвале.
Мы только год носили паспорта
И сами военкому отдавали…
Николай Константинович в поездках по стране собирал частушки, которые издавал отдельными книжками. Кроме того, поэт занимался переводами. В 1955–1962 годах заведовал отделом поэзии в журнале «Юность», совмещая эту работу с должностью руководителя литературного объединения в МГУ. В 1972–1991 годах редактировал альманах «Поэзия».
В последние годы жизни у поэта вышли сборники «Глагол» (1993), «Мои товарищи – солдаты», «Птицы мои» (1995) и др. В 1994 году были опубликованы литературные мемуары Старшинова – «Лица, лики и личины», в 1998-м посмертно – книга воспоминаний «Что было – то было…» Николай Константинович тяжело переживал распад страны. Перестал выходить и альманах «Поэзия». Мучили фронтовые раны. 6 февраля 1998 года поэта не стало.
Произведения Николая Константиновича Старшинова, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
5 ДЕКАБРЯ
212 лет со дня рождения Федора Ивановича Тютчева (1803–1873), русского поэта, дипломата, публициста
Федор Иванович Тютчев родился в дворянской семье. Получив достойное домашнее образование, поступил на отделение словесности в Московский университет, который с успехом окончил. В 1822 году он отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года. Во время своего «мюнхенского жития» Тютчев переводит на русский язык стихи Гейне, Гете, Шиллера. Переводами не ограничивалась поэтическая деятельность Тютчева, он пишет «Весенние воды», «Осенний вечер», но стихи, напечатанные в эти годы, прошли незамеченными.
Осенью 1844 года Тютчев вернулся в Россию. С конца 1840-х годов начинается подъем его лирического творчества. В 1854 году по инициативе И. С. Тургенева вышел первый сборник поэта. Стихотворения Тютчева становятся известными: «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Зима недаром злится…» В том же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. Их отношения были драматичны, но благодаря им появился «Денисьевский цикл», одно из высших достижений любовной лирики в русской и мировой литературе. К Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.
Получилось так, что в конце жизни Федор Иванович испытал несколько ударов судьбы, слишком тяжелых для уже немолодого человека: весной 1865 года умерли двое детей, сын и дочь от Денисьевой; вскоре после этого скончалась его мать; спустя некоторое время – сын Дмитрий, дочь Мария, брат Николай. Последние годы Тютчева прошли под знаком бесконечных утрат… Вышедший в 1868 году второй сборник его стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русском обществе.
В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось. Жизненный путь Тютчева завершился на 70 году жизни в Царском Селе. Похоронен он был в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря. Тончайший лирик, выдающийся мастер слова, Тютчев оказал огромное влияние на развитие русской литературы.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Произведения Фёдора Ивановича Тютчева, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
195 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1892) – русского поэта, публициста, переводчика
Афанасий Афанасьевич Фет родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Родителями его были помещик Шеншин и служившая в его доме Каролина Фет. При крещении мальчик был записан законным сыном Шеншина. Но когда ему было четырнадцать лет, орловская духовная консистория сочла эту запись юридически незаконной. Отныне мальчик должен был носить фамилию бывшего мужа своей матери – гессен-дармштадтского подданного Фета и лишался всех дворянских привилегий. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало его навязчивой идеей.
В 1844 году он окончил Московский университет. С целью получить дворянское звание поступил на военную службу. Первый сборник стихов – «Лирический пантеон» (1840). В 1842–1843 годах в нескольких журналах появились восемьдесят пять его стихотворений, многие из которых стали классикой русской поэзии. Уже в 1843 году Виссарион Белинский называет Фета лучшим из московских поэтов.
В 1858 году Фет ушел в отставку. Женившись на М. П. Боткиной, дочери богатого торговца, он поправил свои материальные дела. В 1860 году Фет покупает хутор Степановку в родном Мценском уезде, в местах, где находились родовые поместья Шеншиных. Хозяином Фет оказался отличным, среди соседей-помещиков становится уважаемым лицом; 11 лет он занимал почетную должность мирового судьи. С 1862 года он печатает в «Русском вестнике» и других журналах очерки, где подробно, с цифрами и фактами, описывает свои хозяйственные труды.
В 1873 году ему удается добиться возврата фамилии Шеншин, потомственного дворянства и наследственных прав. В литературу же он возвращается лишь в 1880-х годах и выпускает один за другим четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни».
Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День – коньки, снежки, салазки,
Вечер – бабушкины сказки, –
Вот она – зима!..
Произведения Афанасия Афанасьевича Фета, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
4 ДЕКАБРЯ
143 года со дня рождения Маргариты Владимировны Ямщиковой (1872–1959) (псевдоним Ал. Алтаев) – детской писательницы, прозаика, публициста, мемуариста
Писательница работала в литературе 70 лет: с 1889 по 1959 г. Литературный дебют состоялся в декабрьской книжке «Всемирной иллюстрации» за 1889 год, где под псевдонимом Ал. Алтаев была опубликована святочная сказка «Встреча Нового года». Семнадцатилетней дебютантке казалось, что под мужским именем будет легче утверждаться на писательском поприще.
Первые книги Ал. Алтаева, адресованные детям, представляли собой оригинальные пособия для организации досуга: «Сделайте сами!» (1892), «Снежинки» (1897), «В деревне. Складные фигурки людей и животных» (1898). Успех автору принесли жанры исторического романа и беллетризованные биографии «Юноша-поэт. Жизнь С. Я. Надсона», «Мигуэль Сервантес», «Великий сказочник» (о Г. Х. Андерсене).
В соавторстве с дочерью (Арт. Феличе) Ямщикова выпустила два сборника «Детство знаменитых людей». В исторических романах и повестях «Вниз по Волге-реке», «Бунтари», «Декабрята», «Под знаменем башмака», «Когда разрушаются дворцы» изображены народные движения (восстание под руководством Степана Разина, восстание декабристов, крестьянские войны в Германии и пр.). Ал. Алтаеву также принадлежат воспоминания о деятелях русского искусства конца XIX – начала XX века «Памятные встречи», «У стен театра».
Произведения Ал. Алтаева, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
3 ДЕКАБРЯ
67 лет назад, в 1948 году, в ленинградском Театре оперы и балета им. С. М. Кирова состоялся закрытый просмотр оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»
К сочинению оперы С. Прокофьев приступил в октябре 1947 года и закончил ее в августе 1948-го. Закрытый просмотр состоялся 3 декабря 1948 года в ленинградском Театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Свою оперу композитор посвятил прославлению мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Литературным источником послужило одноименное произведение Бориса Полевого («Повесть о настоящем человеке», 1946), которое основано на подлинных фактах героической биографии летчика Алексея Маресьева. Это одна из первых опер, в которой были отражены события недавно отгремевшей войны. Творческая смелость композиторского замысла заключалась в том, что вся обстановка действия – воздушные бои, палата госпиталя, аэродром – ломала привычные представления об оперной условности.
Спустя двенадцать лет, 7 октября 1960 года, премьера оперы «Повести о настоящем человеке» была показана в Большом театре Союза СССР. Опера имела большой успех. Позже она была поставлена в Национальном театре Чехословакии в Праге.
2 ДЕКАБРЯ
39 лет назад, в 1976 году, в Ленинграде на пересечении улиц Некрасова и Маяковского открыт памятник Владимиру Маяковскому
Владимир Владимирович Маяковский – русский поэт, один из родоначальников советской литературы. Монумент Маяковскому установили 2 декабря 1976 года. Созданием памятника занималась творческая группа, состоящая из архитектора В. П. Литвякова и скульптора Б. А. Пленкина. С 1966 года по своей инициативе они работали над проектом памятника. Проектные разработки были представлены в 1970 году на юбилейной художественной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В 1973 году Совет Министров РСФСР издал распоряжение о сооружении по проекту Б. А. Пленкина и В. П. Литвякова памятника В. В. Маяковскому в Ленинграде. Творческим коллективом работа выполнена безвозмездно и бюст передан в дар городу.
1 ДЕКАБРЯ
93 года назад, в 1922 году петроградское издательство «Радуга» приступило к печати стихотворных сказок Корнея Чуковского «Тараканище» и «Мойдодыр»
Они вышли под одной обложкой на 24 страницах тиражом в 7 тыс. экземпляров. Сорокалетний Чуковский, прежде известный как журналист, переводчик, литературный редактор и критик, после этой публикации стал признанным детским автором. Следом последовала «Муха-цокотуха», в 1924 году был написан «Доктор Айболит». Но как непросто было их создателю, можно понять из дневниковой записи: «1922 год был ужасный год для меня... Я чувствовал, что черствею, перестаю верить в жизнь, и что единственное мое спасение – труд. С тоскою, почти слезами писал «Мойдодыра». Побитый – писал «Тараканище». Всюду когти, зубы, клыки, рога!»
То, что с таким восторгом с первого раза подхватывали и запоминали дети, совсем не ложилось на душу критикам. Когда книжка вышла, они обрушились на «Мойдодыра». Автора обвинили в неуважении к трубочистам, отношении к детям как идиотам, а восклицание «Боже, боже, что случилось?» посчитали крамольным в эпоху антирелигиозной пропаганды.
Произведения Корнея Ивановича Чуковского, доступные в нашей библиотеке, вы можете найти в электронном каталоге.
НОЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
СЕНТЯБРЬ
АВГУСТ
ИЮЛЬ
ИЮНЬ
МАЙ
АПРЕЛЬ
МАРТ
ФЕВРАЛЬ
ЯНВАРЬ
Последнее изменение: 12 января 2016 09:34